Романс Арамиса

 Николай Овсянников
 2 марта 2017
 2116

Хочу сразу предупредить поклонников советского телесериала о д’Артаньяне и его друзьях: персонаж, имя которого стоит в заголовке статьи, не имеет отношения к сыгранному И. Старыгиным и вокально озвученному солистом ВИА «Коробейники» Вл. Чуйкиным. Впрочем, было бы странно ждать отдельной истории о спетой этим малоизвестным артистом «Песенке Арамиса», не только не примечательной в музыкальном отношении, но и подпорченной лексическими и стилистическими ляпами наподобие: «к шпаге чувствую талант» или «дуэль исчезнет до конца». Нет, речь пойдет о другом Арамисе — он появился на свет и запел свой романс ровно за полвека до завершения Г. Юнгвальд-Хилькевичем съемок «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» — в далеком 1928 году. Да и сделано это было по-английски в г. Нью-Йорке на сцене бродвейского ­Lyric Theatre.  

Это был первый мюзикл, созданный по мотивам романа Александра Дюма. Автором сценария и режиссером был видный драматург, сценарист и продюсер Уильям Энтони Макгуайр, первый бродвейский дебют которого в качестве автора пьесы состоялся в 1910-м, а премия «Оскар» (за сценарий фильма) получена в 1936-м. Музыку к The Three Musketeers написал выдающийся американский композитор Рудольф Фримль (1879–1972).
Он родился в Праге в еврейской семье. С детства проявлял незаурядные музыкальные способности, а с 1895 года обучался в Пражской консерватории, где проходил курсы фортепиано и композиции у Антонина Дворжака. Увлекшись концертной деятельностью, пренебрег правилами учебного заведения, запрещавшими это делать без разрешения руководства, и в 1901 г. был из консерватории отчислен. Блестящий пианист, некоторое время он работал концертмейстером виолончелиста Яна Кубелика, с которым гастролировал по разным странам. Дважды, в 1901–1902 и 1904-м, они концертировали в США, причем личный дебют Фримля в качестве пианиста состоялся во время второй поездки, на сцене Карнеги-холла. Приняв решение о переезде за океан, Рудольф лишь в 1906-м, при поддержке знаменитой чешской певицы Эммы Дестиновой, смог перебраться туда окончательно. Проживал по большей части в Лос-Анджелесе.
Его бродвейский дебют в качестве композитора состоялся в 1912 году. Это была оперетта «Светлячок», за которую поначалу взялся тогдашний американский король жанра Виктор Херберт. Но, поссорившись во время репетиции с примадонной Эммой Трентини, которой предназначалась главная роль, Херберт отказался от дальнейшей работы. Организаторы широко разрекламированной постановки были вынуждены срочно искать замену и обратились к Фримлю. 
Они не ошиблись: в течение месяца Рудольф создал свой «Светлячок», который, пройдя успешное испытание в городке Сиракузы, шт. Нью-Йорк, затем 2 декабря 1912 года открыл предрождественский сезон в бродвейском Lyric Theatre. Премьера получила теплый прием у взыскательной нью-йоркской публики и хорошие отзывы критики. Спектакль было решено перенести в Casino Theatre, где после празднования Рождества «Светлячок» шел до 15 марта 1913 года, выдержав в общей сложности 120 постановок.
Так Рудоль Фримль сделался американской знаменитостью. На волне успеха он написал еще три оперетты: «Бурные радости» (1913), «Катинка» (1915) и «Вы в любви» (1917), причем каждой из них удалось превзойти «Светлячка» по числу постановок. Следующим триумфом Фримля стала написанная в 1924 г. при участии композитора Г. Стозарта оперетта «Роз-Мари». Это был мировой хит, причем некоторые песни из нее сделались самостоятельными музыкальными хитами, в первую очередь Mounties и ­Indian Love Call. Вдохновленный успехом, Фримль создает еще два шедевра — оперетту «Бродяга Король» (1925) и «Три мушкетера» (арии и песни на слова П.Г. Вудхауза и Кл. Грея).
В последующие годы по «Светлячку», «Роз-Мари» и «Бродяге Королю» были сняты фильмы, в которые вошло немало музыкальных эпизодов Фримля. К сожалению, «Три мушкетера» с его чудесной музыкой, песнями, маршами и романсами так и не экранизировали. Возможно, виной тому был непрекращающийся вал не обремененных музыкой чисто приключенческих киноверсий романа Дюма, обрушившийся на кинозрителей с появлением звукового кино.
Романс Арамиса, имевший исходное название Ma Belle («Моя красавица»), как и упомянутые песни из «Роз-Мари», с момента сценического триумфа «Трех мушкетеров» превратился в самостоятельный музыкальный хит. Он предназначался для баритона и требовал отменных вокальных данных. Неслучайно партию Арамиса как в премьерной, так и в последующих постановках исполнял известный бродвейский актер, отличный вокалист Джозеф Макейули, выступавший на американской сцене с 1918 года. А первую запись на граммофонную пластинку фирмы His Master’s Voice (нач. ­1930-х) осуществил английский бас-баритон Стюарт Робертсон.
Следующим известным исполнителем Ma Belle стал американский оперный певец Роберт Уид (1903–1972), дебют которого на сцене Метрополитен-оперы (Тонио в «Паяцах» Р. Леонкавалло) состоялся в 1937 г. В дальнейшем прославился как яркий исполнитель баритональных партий в операх Дж. Верди. Запись вспоминаемого романса Р. Уид осуществил в 1945 году для американского радио; она сохранилась и в настоящее время доступна для прослушивания.
Но лучшим интерпретатором романса Арамиса выпало стать выдающемуся американскому оперному певцу Роберту Мерриллу 
(1917–2004). Мойша Миллер (таковы его исходные имя и фамилия) родился в Бруклине в семье еврейских эмигрантов, происходивших из польского городка Пултуска, который за свою старину, красоту и гондолы, плавающие по р. Нарев, получил прозвище «маленькая польская Венеция». Отец будущей знаменитости Абрахам Мильштейн, принявший в Штатах фамилию Миллер, был портным. Мать Лилиан, по некоторым сведениям, была профессиональной певицей. По ее настоянию юный Роберт, превратившийся к тому времени в местную звезду бейсбола, отказался от спортивной карьеры и начал заниматься вокалом у известного американского преподавателя Сэмюэля Марголиса (1882–1982), который еще в детстве вместе с родителями-евреями перебрался в Штаты из Латвии. Начав карьеру оперного певца, Марголис из-за травмы потерял голос и был вынужден перейти на преподавательскую работу. В качестве преподавателя пения он в течение нескольких десятилетий работал в Метрополитен-опере, подготовив немало ведущих вокалистов. В общей сложности Меррилл совершенствовался в его студии более 40 лет.
Свою вокальную карьеру он начал еще как Роберт Миллер; то были эпизодические радиовыступления с эстрадным репертуаром. Однажды во время пения по случаю празднования то ли бар-мицвы, то ли чьей-то еврейской свадьбы он познакомился с музыкальным агентом Мо Гейлом, который устроил его на постоянную работу на Radio City Music Hall с симфоническим оркестром NBC, руководимым Артуро Тосканини. Молодой вокалист произвел на маститого дирижера отличное впечатление. Под руководством Тосканини Меррилл выступил в двух трансляциях NBC: «Травиата» (с Лучией Альбанезе, 1946) и «Бал-маскарад» (с Эрвой Нелли, 1954). Обе трансляции были увековечены звукозаписывающей фирмой RCA Victor на долгоиграющих пластинках, впоследствии переизданы на CD. А в 1947-м Роберт Меррилл в числе любимых певцов слушателей популярнейшей радиостанции был включен в рекламную книгу NBC «Парад звезд».
Его оперный дебют состоялся в Ньюарке, шт. Нью-Джерси. Он спел партию Амонасро в «Аиде». В ­1945-м во время ежегодных конкурсных прослушиваний Metropolitan Opera Auditions of the Air Меррилл стал победителем, блестяще спев партию Жермона в «Травиате» Дж. Верди. В том же году он пел на церемонии похорон президента Рузвельта. В ­1950-м в сопровождении оркестра RCA Victor Меррилл осуществил запись 11 популярнейших песен выдающегося американского композитора и поэта Стивена Коллинса Фостера, в т.ч. таких мировых хитов, как Oh! Sussanna и My Old Kentucky Home. Другим триумфом Меррилла стало участие в записи «Богемы» Дж. Пуччини, осуществленной в 1952 году фирмой RCA Victor. Вместе с ним пели мировые звезды Йосси Бьёрлинг и Виктория де Лос-Анджелес.
В историю оперного искусства ХХ века Меррилл вошел как один из лучших баритонов итальянского репертуара. Прославился он и в качестве блестящего эстрадного исполнителя, а также мастера канторского пения. До сих пор вся Америка помнит его как непревзойденного Тевье-молочника в знаменитом бродвейском мюзикле «Скрипач на крыше» (1964, муз. Джерри Бока, либретто Джозефа Стайна, песенные тексты Шелдон Харник) по повести Шолом-Алейхема. В период 1970–1974 гг. артист спел Тевье-молочника более 500 (!) раз.
Что же касается Ma Belle, то Меррилл записал романс Арамиса в 1946 году для RCA Victor в сопровождении оркестра п/у Леопольда Спитэлни. Запись отлично сохранилась и доступна для прослушивания на YouTube. Она дает отличное представление об американском певце как мастере малой классики и об особом, не передаваемом словами аромате музыки Рудольфа Фримля.
Николай ОВСЯННИКОВ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции