СПАСТИ ЕВРЕЕВ ГЕРМАНИИ. ОТ АССИМИЛЯЦИИ
Давид Шехтер
24 июля 2007
4392
Недавно я вернулся из Германии, где в рамках проекта «Тысяча седеров» встретился с десятками активистов еврейских общин и клубов. Вкратце наши разговоры о конкретном проекте, а также о жизни еврейских эмигрантов и, главное, об их будущем в Германии можно подытожить так: в ближайшие годы число прибывающих в Германию еврейских эмигрантов из стран СНГ резко сократится. Что же касается перспективы еврейской жизни в Германии, то, несмотря на нынешнюю бурную деятельность воссозданных общин, подавляющее большинство членов которых являются русскоязычными эмигрантами, будущего у еврейской общины в Германии нет
Недавно я вернулся из Германии, где в рамках проекта «Тысяча седеров» встретился с десятками активистов еврейских общин и клубов. Вкратце наши разговоры о конкретном проекте, а также о жизни еврейских эмигрантов и, главное, об их будущем в Германии можно подытожить так: в ближайшие годы число прибывающих в Германию еврейских эмигрантов из стран СНГ резко сократится. Что же касается перспективы еврейской жизни в Германии, то, несмотря на нынешнюю бурную деятельность воссозданных общин, подавляющее большинство членов которых являются русскоязычными эмигрантами, будущего у еврейской общины в Германии нет.
В 1989 году ныне покойный глава евреев Германии Хайц Галинский убедил тогдашнего канцлера Гельмута Коля провести решение о восстановлении еврейской общины и доведении количества ее членов до довоенного уровня. Цель Галинского была понятна: он хотел спасти ее при помощи «остюде» советских евреев. Цели немецких властей также были достаточно прозрачны. С одной стороны, они хотели поставить точку в деле искупления вины перед евреями, а с другой, немцы все еще хорошо помнили своих евреев музыкантов, инженеров, журналистов и врачей, которые вносили огромный вклад в экономику и культуру страны. Неприхотливые, нищие по западным меркам советские евреи с успехом должны были заменить азиатских гастарбайтеров. Таким образом, Германия получала 800 тысяч трудоспособных да еще как! граждан.
Советских евреев должны были привлечь высокий уровень жизни, мягкий климат и проживание в самом центре Европы. Понятно было, что далеко не все сумеют переступить через национальные, исторические и моральные соображения и поселиться в Германии. Но в разваливающемся СССР было так плохо, а материальные блага сулились такие большие, что желающие нашлись. Причем их количество превысило любые ожидания: если в 1990 году в Германии проживали 29089 евреев, то в 2003-м еврейская община насчитывала уже 102472 человека, среди которых около 25 тысяч дети. Причем это исключительно галахические евреи, в общину других не принимают. Кроме того, сегодня в Германии проживают около 100 тысяч тех, кого община евреями не считает, евреев по отцу. А вместе с нееврейскими членами семей общее количество эмигрантов из СНГ приближается к 300 тысячам.
Но цели, которую ставили перед собой Галинский и Коль, достичь не удалось. Синагоги, замечательно отремонтированные федеральным правительством и безвозмездно переданные общинам, пустуют российские евреи если и посещают их, то только по большим праздникам. Что же касается вклада в германскую экономику, то тут дело и вовсе оказалось «швах». Большинство новоприбывших пенсионеры, чье содержание и лечение обходятся весьма недешево. А из тех 20% эмигрантов, которые относятся к категории трудоспособных, работают не более трети, из них по специальности 5–6%. О еврейских инженерах, музыкантах, врачах и уж тем более журналистах Германии придется забыть.
Надежда, что эта ситуация изменится, растаяла, как дым. Если в середине 90-х ежегодно приезжали в среднем по 25 тысяч человек, то с началом XXI века число эмигрантов резко пошло на убыль. В 2000-м приехали 17902 человека, в 2001–м 16320, в 2002-м 14732, а в 2003-м только 12653.
Германия пребывает в стадии кризиса, в известной степени связанного с неудачей перевода экономики бывшей ГДР на капиталистические рельсы. Сегодня в стране насчитывается 4,5 миллиона безработных, и федеральное правительство урезает средства на социальную поддержку. С 2005 года вступают в действие правила, касающиеся выплат по безработице и принудительного труда для тех, кто получает социальное пособие, но по каким-либо причинам не может найти работу. Отныне каждый получатель такого пособия (конечно, не пенсионного возраста) будет обязан еженедельно трудиться по 20 часов на общественно-полезных работах ухаживать за больными, жителями домов для престарелых, разносить почту, сажать цветы, копать канавы и т.п. И все это за символическую плату в размере 1 евро (5,7 шекеля) в час. Оставшееся время он будет должен посвятить поискам работы, причем подтвержденным перед социальной службой ежемесячным предоставлением не менее 20 письменных отказов с мест обращения. Золотые времена, когда «континентальные беженцы» получали приличный «социал», которого хватало на съем квартиры, вполне сносное питание да еще и на поездки по Европе, прошли. Весьма чувствительно отразился на уровне жизни и переход на евро. Все это не может не сказаться на числе желающих эмигрировать в Германию.
Что касается уже прибывших русскоговорящих евреев, то федеральное правительство следует политике рассеивания их по всей территории страны, не допуская крупного скопления «континенталов», живущих на социальное пособие. В результате еврейские семьи зачастую оказываются в городах, где нет еврейской общины. Поэтому существует реальная опасность, что уже через 15–20 лет большая часть русскоговорящих евреев, не имеющих прочной связи со своей национальной культурой и тем более с Государством Израиль, полностью ассимилируется.
Израильское правительство не имеет права смириться с перспективой потери для еврейского народа десятков тысяч соплеменников. Одной из акций по борьбе с ассимиляцией является проект «Тысяча седеров», реализуемый канцелярией министра по делам диаспоры Натана Щаранского совместно с фондом Лаудера и обществом «Маханаим». Цель проекта провести в следующий Песах празднование седера в тысяче еврейских русскоязычных семей Германии.
Проект «Тысяча седеров» попал в «десятку» интерес к нему очень велик. Для проведения седера подготовлено более 500 комплектов, куда входят Пасхальная Агада с подробными комментариями, инструкция по проведению седера и два компакт-диска, подготовленных обществом «Маханаим», активно работающим среди русскоязычных евреев Германии. На одном записаны традиционные пасхальные песни, а на другом видеофильм, на который снят весь седер. Просмотрев фильм и ознакомившись с инструкциями, включающими благословения и тексты песен с русской транслитерацией, самостоятельно провести седер сможет даже тот, кто и понятия не имел о празднике Песах. «Мы надеемся, что программа «Тысяча седеров» не только достигнет своей конкретной цели организации в тысяче домов празднования Песах, в которых примут участие как минимум пять-шесть тысяч русскоязычных евреев, проживающих в Германии. Одна из ее главных задач создание сети активистов, которые станут ядром нашей дальнейшей деятельности, предназначенной для усиления национальной самоидентификации русскоязычных евреев, их связи с еврейской традицией, культурой и Государством Израиль», заявил Натан Щаранский.
Разрабатывается еще один проект. В «Рамбамиаде» еврейской олимпиаде тысячи школьников Германии будут состязаться не только на лучшее знание математики и физики, но и еврейской истории, иудаизма, истории сионизма и Государства Израиль. Поэтому в отношении конкретных акций Пинхас Полонский, руководитель общества «Маханаим», настроен оптимистично. Но он крайне скептически оценивает перспективы еврейской общины в Германии. По его мнению, через одно поколение евреев в Германии почти не останется. Старики умрут, а молодые или полностью ассимилируются, или покинут эту страну. И сегодня задача состоит в том, чтобы спасти от ассимиляции тех, кого только возможно. «Когда я вижу еврейские русскоязычные семьи, в которых дети уже говорят только понемецки, я понимаю: еще немного и будет поздно. Я рад, что правительство Израиля спохватилось, и высоко ценю усилия Щаранского. Но работать надо и другим министерствам, в первую очередь министерству просвещения», считает Пинхас Полонский.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!