Крик: «Дама пик»

 София Вишневская
 8 июля 2017
 1743

Ночью, почти до утра, смотрела фильм Павла Лунгина «Дама пик». Потом долго не могла уснуть, размышляя об интерпретации истории. Тема известная. К повести «Пиковая дама» Пушкина и одноименной опере Чайковского отношение имеет по касательной.


Это очень странное кино. Сложно ответить, хорошее оно или нет. Точно… интересное, умное, энергичное, как говорится, полное драйва. У фильма сложная предыстория, но интересна она только профессиональным критикам. Оставим ее за кадром. «Пиковую даму» Чайковского знают все. Повесть Пушкина читали все. Имя Германн знакомо со школы. Как тройка, семерка, туз, старая Графиня и популярные арии…
Что тут может быть нового? Вчера, завтра, через век. Одно и то же. Сто раз отыгранный сюжет. Еще одна (сотая) попытка поиграть в судьбу. Каждому отводится роль, которую он смог заполучить. И которую оплатил наличными: деньгами, талантом, собственным поражением или предательством. Фортуна наблюдает из окошка. Как ляжет карта на зеленое сукно. Она тоже играет в штос. «Что наша жизнь — игра… Сегодня ты, а завтра я».
Но жизнь сильнее любой оперы. Если размышлять и дальше цитатами из сочинений Пушкина, то получится: «И всюду страсти роковые, / И от судеб защиты нет». Сюжет фильма (на первый взгляд) прост. Возвращается в Россию всемирно известная оперная дива София Майер. И хочет поставить оперу «Пиковая дама» Чайковского на сцене родного театра. Опера для нее знаковая, карьера начиналась с партии Лизы. А теперь она — Графиня. Ксения Раппопорт хороша в этой роли — красива, талантлива, всеядна: и змей, и искусительница, и яблоко. Рай и ад…
Много смутных черт возникает. Страстная и взрывная Мария Каллас, Матильда Кшесинская, просадившая не одно состояние в рулетку. Марлен Дитрих в иллюзорных платьях. Да что там говорить… Чечилия Бартоли, Анна Нетребко. Примадонны оперной сцены, какие они, когда не поют… Постановщик (София Майер) хочет чего-то необыкновенного в своем спектакле, чтобы всё было из живой плоти. Никакой бутафории. Кровь настоящая. Красная. И все у нее получится.
Есть Андрей (молодой и талантливый тенор). Желает быть Германном. Не только на сцене. И ему нужно много денег, славы и любви. Причем не просит, а требует — тайны карт, доллары, бриллианты. Зациклен на оперных символах — 47. И трех попытках. Поет громко, от звука лопаются лампочки. Готов убивать, а временами — сам сводить счеты с жизнью. Очень театрально. В образе. Германна играет Иван Янковский, внук Олега Янковского, и родовое проклятие сравнения будет висеть на нем долго.
Есть племянница (Мария Курденевич), ненавидящая свою знаменитую тетю до такой степени, что даже начинает петь хорошо. Исполнительница роли кроткой и любящей Лизы быстро всему обучается. Если вы помните, Германн сошел с ума. Елизавета Ивановна вышла замуж. А в фильме молодая певица (топ № 1) находит себе супербогатого покровителя.
Опера столетней давности, но какие изощренные, новые, безумные страсти царят вокруг! Из какого сора и грязи рожается прекрасное, невозможно представить, даже обладая некоторым воображением. И знанием: кислота в лицо, толченое стекло в балетках, Сальери, зависть, яд…
Уничтожение таланта талантом, человека человеком. Трагедия (в фильме) превращается в зрелище, казнь египетская — в аттракцион, судьба — в индейку, разрыв аорты — в китч, слезы — в модные стекляшки. Жанр гуляет как хочет: триллер, драма, шоу, мюзикл... Самым интересным в фильме мне показалось все, что не имеет к классике никакого отношения.
Параллельная реальность во всем ужасе ее бытования: олигарх-искуситель, дворцы, бассейны, автомобили знаменитых марок, бандиты-меценаты, казино, замаскированное под супермаркет, охрана, тотализатор, русская рулетка среди китайцев-нелегалов. Страшная сцена. В эпизоде молодой актер Роман Колотухин. Вообще, молодым в такой ленте раздолье, как и всем участникам этого совершенно сумасшедшего зрелища. Остальное впечатление — зависит от взгляда смотрящих — на экран и за экран, прямо в голую жизнь, которой никогда не увидишь ни на одной сцене мира. А в кино иногда получается.
София ВИШНЕВСКАЯ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции