«ЛАПША НА УШИ» ОТ РОМАНА ВИКТЮКА

 Леонид Гомберг
 24 июля 2007
 3013
Имя Лиоры Ган известно многим русскоговорящим израильтянам, поскольку речь идет о популярной журналистке радиостанции РЕКА, вещающей в Израиле на русском языке. Не менее известна она и в другой своей ипостаси — пишущего журналиста Полины Капшеевой, публикующей интервью с заезжими и местными знаменитостями в газетах и журналах
Имя Лиоры Ган известно многим русскоговорящим израильтянам, поскольку речь идет о популярной журналистке радиостанции РЕКА, вещающей в Израиле на русском языке. Не менее известна она и в другой своей ипостаси — пишущего журналиста Полины Капшеевой, публикующей интервью с заезжими и местными знаменитостями в газетах и журналах. Чтобы читатель не запутался окончательно, придется все же пояснить: Лиора Ган — это псевдоним Капшеевой; диалоги ее печатаются в прессе под рубрикой с интригующим названием «Обнаженная натура». Точно так же названы и ее книги, выпущенные в иерусалимском издательстве «Бесэдер». Недавно вышла «Обнаженная натура 2», включающая 25 интервью с известными учеными, писателями, артистами, бизнесменами, политиками, в разные времена ставшими гостями ее радиопрограмм. Книга складывалась несколько лет: в нее включены беседы как конца прошлого еще века, так и датированные началом века нынешнего. «Некоторые из них можно было, наверно, «осовременить», — рассказывает журналистка, — но я этого делать не стала: по-моему, человек выдающийся интересен в каждый момент своего бытия». Именно авторское восприятие таких непохожих людей, как Александр Бовин и Анатолий Алексин, Тамара Гвердцители и Борис Эйфман, придает цельность повествованию и вдруг, неожиданно для читателя, превращает его в роман — роман в диалогах. Более того, «Обнаженная натура» — в быту просто «обнаженка» — постепенно становится самостоятельным журналистским жанром, как, например, «гарики» Игоря Губермана, уже ставшие общепризнанным жанром иронической поэзии. Язык не повернется назвать «обнаженку» интервью, это беседа, разговор, обмен мнениями. Капшеевой удается так повернуть разговор, расположить к себе собеседника, что, кажется, помимо своей воли он произносит слова, которые не всегда скажет даже наедине с близким другом. Она замечательно умеет слушать — это профессиональное качество журналиста сегодня далеко не самоочевидно, к сожалению. И, может быть, именно поэтому ей частенько приходится преодолевать предубеждение против журналистской братии вообще и против жанра интервью в особенности. «...Российская пресса в основном желтая, и интервью берут, как правило, дилетанты, пытающиеся сделать карьеру на скандалах с громкими именами, — рассказывает Капшеевой Стас Намин. — В основном это уровень нахрапистых, беспардонных дворняжек. В действительности их ничего не интересует, кроме того, какие у меня любовницы, жены и так далее». «Настоящая беседа и в повседневной жизни не всегда получается», — вторит ему актер Олег Меньшиков. У Полины Капшеевой — получается практически всегда. Она умеет быть адекватной не только смыслу или тону беседы в целом, но и каждой отдельной реплике своего визави. Один из самых интересных диалогов в книге — с режиссером Романом Виктюком. Понятно, что в разговоре с этим блистательным мастером трудно миновать «скользких вопросов». Капшеева и не думает лавировать, она смело идет на абордаж, временами буквально провоцируя откровенности «нетрадиционного» мэтра, но в нужный момент она умело соскальзывает с деликатных тем к сущности искусства: проблемам формы и содержания, второстепенной роли сюжета, «второй» реальности и тому подобному. По большому счету, здесь не важны слова. Важно, с чем вы останетесь после разговора. Капшеева не удовлетворена, и она, понимая, что ее читатели непременно почувствуют подвох, честно их об этом предупреждает: «Меня постигла участь многочисленных телевизионных и газетных коллег, которым маэстро элементарно вешал лапшу на уши...» Вряд ли кто-нибудь будет спорить: среди доморощенных и заезжих знаменитостей самым лакомым куском для журналистов вот уже многие годы остается Владимир Жириновский. Не ушла от соблазна побаловать слушателей соленым арбузом и Полина Капшеева... Главный ньюсмейкер российской политики в израильском антураже совсем не похож на всем известного московского скандалиста: перед нами уже не молодой, довольно тусклый, не блещущий юмором, усталый человек. Скажете — очередная маска... Не исключено. А может, это и есть «обнаженная натура»?..


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!