Евреи уходят в подполье

 Перевод Риты ЗИЛЬБЕР
 9 марта 2020
 1189

Этот текст профессор истории Холокоста Дебора Липстадт написала в декабре прошлого года по следам серии антисемитских инцидентов в Америке, кульминацией которых стало ножевое нападение в Монси (штат Нью-­Йорк) на дом раввина в Хануку, когда несколько человек получили ранения. В этот месяц страшных антисемитских нападений, включая и ножевое (преступник был вооружен мачете) нападение на людей, пришедших на праздник к раввину в Монси, новость, которая больше всего меня огорчила, не касается насилия. Она не про то, что кто-то сделал евреям, а про то, что сделали сами евреи. Синагога в Нидерландах больше не анонсирует время молитв. К молитве может присоединиться только тот, кто лично знаком с членом общины. Поймите меня правильно. Я в бешенстве из-за множества атак, включая ножевое нападение в Монси — самую жестокую акцию после стрельбы в кошерном магазине Нью-­Джерси, совершенную — и это трудно осознать — менее чем за три недели до инцидента в Монси.  

В Европе и в Соединенных Штатах евреи подвергались в последнее время многократным нападениям на улице. Надгробные памятники были осквернены в Словакии. В Лондоне антисемитские граффити появлялись на синагогах и магазинах, принадлежащих евреям. Бельгийская ежедневная газета обвинила законодателя-­еврея в шпионаже в пользу Израиля. Польский город отказался установить крошечные таблички, увековечивающие жертв Холокоста. В Италии в городе Скио сделали то же самое, потому что, по мнению мэра, подобные знаки памяти могут стать фактором разъединения. (Кого с кем?) Эти проявления нетерпимости исходят и от правых экстремистов, и от прогрессивных левых, и от других меньшинств, которые сами становятся объектами преследования. Похоже, антисемиты решили, что открылся сезон охоты на евреев. И возможно, учитывая все это множество инцидентов, они правы.
Так почему же сообщение о том, что синагога в Нидерландах прекратила публиковать время молитвенных служб, огорчила меня больше всего? А потому, что это явное свидетельство того, что на Западе антисемитизм загоняет евреев в подполье.
Уже некоторое время назад евреи, носящие кипу, взяли за правило прятать ее под бейсболкой, приезжая в Европу. Молодые люди подумают дважды, прежде чем наденут футболку с израильским флагом, выходя прогуляться по Парижу. Или прежде чем возьмут на плечо рюкзак с названием их еврейской молодежной организации. Несколько лет назад я познакомилась с еврейкой из Брюсселя, которая, по ее словам,  попросила своих детей-­подростков не носить на людях цепочки с маген-­давидами. Она призналась, что ей было стыдно от этой просьбы и какое облегчение она испытала, когда дети ее послушались.
Когда я была в Берлине, приятель рассказал мне, как добраться до синагоги, которую довольно сложно найти. После ряда путаных объяснений он добавил, что, если я потеряюсь, должна высматривать на улице полицейского с автоматом. «Это,?— заметил приятель,?— и будет входом в синагогу». А еще я должна была выискивать мужчин в бейсболках и идти за ними. «Они приведут тебя в синагогу»,?— заверил он. Я действительно потерялась и пошла за мужчинами в бейсболках, как было велено. А потом испытала облегчение, когда увидела полицейского. И нашла синагогу!
Многие годы евреи знают: идя в европейскую синагогу, они должны иметь при себе паспорт и не удивляться, если охранники у дверей подвергнут их допросу. Теперь я звоню в синагогу заранее и предупреждаю о своем приходе. Но несколько лет назад меня таки не пустили в синагогу в Риме.
В окрестностях моего дома в Атланте есть несколько синагог и церквей. Двери церкви всегда гостеприимно открыты для любого. У синагог стоит вооруженная охрана, заборы, кодовые замки на дверях и люди, которые останавливают незнакомца при входе. Они якобы приветствуют входящих, но на самом деле их задача проверить, не хотят ли незнакомцы причинить зло молящимся в синагоге. Наши дети смотрят на церковь напротив и понимают, что в отличие от евреев, нуждающихся в защите, тамошним детям защита не нужна.
Евреи очень давно живут защищаясь. Но когда синагога в качестве меры предосторожности решает не объявлять о времени молитв, это означает, что достигнут новый уровень. В Испании в 15 веке многие евреи искали спасения от преследований в крещении в христианство, а при этом тайно практиковали иудаизм. Они зажигали субботние свечи, но делали это во внутренних помещениях своих домов — чтобы их не увидели с улицы. Они не ели ни свинины, ни морепродуктов. Они стали, по выражению испанцев, марранами — уничижительный термин, сравнимый в некотором смысле со словом «жид». Некоторые крестившиеся евреи еврейскую традицию не соблюдали. Это, разумеется, не гарантировало им безопасности, когда церковь, государственные власти и чернь начинали искать марранов, чтобы с ними расправиться.
Хотя и неохотно, но я использую этот термин, поскольку он действительно описывает происходящее сегодня. Большинство еврейских студентов американских университетов не сталкиваются с открытой дискриминацией или словесными оскорблениями. Но многие из них понимают, что чего-то лишатся, если открыто признаются в своем еврействе. Если они активисты еврейской студенческой организации «Гиллель», их могут неформально, но отстранить от участия в движениях, скажем, за расовое или ЛБГТ равенство, против глобального потепления или в борьбе против сексуального насилия. Те, кто хотят быть избранными в органы студенческого самоуправления, знают, что должны подчистить свои резюме — вымарать из них явно еврейскую или произраильскую деятельность. Они не отрекаются от своей еврейской идентичности, они ее просто скрывают. Они становятся марранами.
Когда евреи понимают, что им безопаснее уйти в «подполье», происходит что-то категорически неправильное — неправильное по отношению к самим себе, а возможно и в большей мере по отношению к обществу, в котором они живут. Евреи всегда относились и сегодня относятся к антисемитизму очень серьезно. Неевреи должны последовать их примеру.
Вы должны делать это вовсе не только во имя благополучия своих еврейских соседей, друзей, сограждан (хотя и это было бы похвально). Вы должны это делать ради благополучия общества, в котором живете. Ни одна здоровая демократия не может позволить себе терпимое отношение к антисемитизму в своей среде. Это один из долгосрочных признаков разложения демократии. Если вы дорожите демократией, то должны помнить о евреях, живущих среди вас, а также об антисемитах.
Перевод Риты ЗИЛЬБЕР

Справка. Дебора Эстер Липстадт — американский историк, автор книг «Отрицая Холокост» (1993); «История судебного процесса: Мой день в суде с отрицателем Холокоста» (2005) — когда Дэвид Ирвинг, отрицавший существование газовых камер, обвинил Липстадт в клевете; «Суд над Эйхманном» (2011) и «Антисемитизм: Здесь и сейчас» (2019). С 1993 года она — профессор Университета Эмори в Атланте (штат Джорджия), преподаватель современной еврейской истории и истории Холокоста.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции