ВРЕМЯ ПРОРОКОВ И ЕГО ГЕРОИ

 Леонид Гомберг
 24 июля 2007
 3322
Родился он в Белоруссии, изучал юриспруденцию в Бернском университете, где и получил степень доктора права. После возвращения в Россию в 1911 году стал редактором популярного еврейского журнала «Шахарит» («Рассвет»), одним из лидеров сионистской молодежной организации «Цеирей Цион» («Молодежь Сиона»). В 1916 году он создал и возглавил отдел литературы на иврите и идише в Румянцевской (впоследствии Ленинской) библиотеке в Москве. Темой его научных занятий стали правовые аспекты ключевых событий еврейской истории.
Б-жии избранники или народные трибуны? Родился он в Белоруссии, изучал юриспруденцию в Бернском университете, где и получил степень доктора права. После возвращения в Россию в 1911 году стал редактором популярного еврейского журнала «Шахарит» («Рассвет»), одним из лидеров сионистской молодежной организации «Цеирей Цион» («Молодежь Сиона»). В 1916 году он создал и возглавил отдел литературы на иврите и идише в Румянцевской (впоследствии Ленинской) библиотеке в Москве. Темой его научных занятий стали правовые аспекты ключевых событий еврейской истории. Книгу «Пророки. Их эпоха и социальное учение» Шмуэль Айзенштадт пишет в 1920-х годах на идише; работа увидела свет в 1925-1926 годах уже после его отъезда в Палестину. Там ученый обратился к практической и научной работе по возрождению языка иврит и истории еврейского рабочего движения. Умер Айзенштадт в 1970 году. Пророчество — уникальный феномен древнееврейской мысли; в том виде, в каком оно предстает в истории Израиля, его невозможно встретить больше нигде и никогда. Хронологические границы пророческого движения в широком историческом смысле раздвигаются до полутора тысяч лет — от эпохи патриархов до строительства Второго храма. Однако восемь книг, составляющих вторую часть Танаха «Невиим» («Пророки»), начинаются с завоевания и заселения Эрец Исраэль в XIII веке до н. э. Согласно еврейской традиции, считается, что пророки осуществляли формальную и духовную связь Всевышнего с еврейским народом, выступая в качестве ретранслятора высшей воли. Ш. Айзенштадт рассматривает историю пророческого движения, начиная с деятельности Моисея, строго в хронологическом порядке и, что характерно для данного исследования, — исключительно в социально-историческом аспекте. «Пророк был общественным деятелем и политическим борцом, проповедником справедливости и защитником прав народа...» — пишет ученый. При такой трактовке смысла пророческой деятельности дар пророка десакрализуется и превращается в форму общественно-политической работы с населением. Конечно, ученый понимает, что вера в единого Б-га, монотеизм — «первооснова пророческого движения и мировоззрения его участников». Без учета этой простой истины вся его конструкция непременно повисла бы в воздухе. Но в то же время автор подчеркивает, что «пророки были полной противоположностью священников», а их религиозность «не имела под собой профессиональной основы, не была обусловлена тем или иным ритуалом». Эти идеи в полной мере отвечали «бунтарскому духу» еврейской интеллигенции 20-х годов. И все-таки, несмотря на очевидную тенденциозность, работа Ш. Айзенштадта сохраняет свое значение и сегодня. Авторская позиция вполне соответствует секулярному сознанию общества так называемого цивилизованного мира. Деятельность пророков представлена на фоне тысячелетней чреды исторических событий. При этом ученый убедительно показывает необратимую деформацию взаимоотношений между институтом пророчества и реальной властью, что приводит страну к неизбежной трагической коллизии. Если в ранний период пророческого движения Моисей, Иегошуа или судьи сами были носителями властных полномочий, а пророк Самуил сыграл решающую роль в установлении монархии, то впоследствии пророки чаще всего находятся в оппозиции к правящей элите, не участвуя в принятии судьбоносных для народа решений. Повествовательная манера автора чрезвычайно проста. Когда Шмуэль Айзенштадт забывает о своих социально-политических пристрастиях, его рассказ становится убедительным и доходчивым, а герои-пророки предстают живыми людьми, действующими в непростых, а порой и в экстремальных обстоятельствах непрестанной борьбы еврейского народа за свои духовные ценности, за саму возможность независимого существования. Книга недюжинного ученого, замечательного гражданина и патриота Израиля обязательно найдет своего читателя в современной России.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции