ЛЕОНИДА ЗОРИНА СПАСЛИ ШАХМАТЫ И ФУТБОЛ

 Евгений Гик
 24 июля 2007
 5327
В минувшем году знаменитый драматург и писатель Леонид Зорин (Зальцман) отметил 80-летний юбилей. Многие издания поздравили Леонида Генриховича, пожелали ему сил и здоровья, а также новых романов и пьес. А автору этой статьи, шахматисту и литератору, хочется поздравить Зорина еще и как человека, столько сделавшего для нашей любимой игры. Тем более что Зорин не только большой поклонник шахмат, он еще постоянно выступает в печати с размышлениями о шахматах, да и шахматисты нередко становятся героями его произведений
Автор «Покровских ворот» отметил свое 80-летие В минувшем году знаменитый драматург и писатель Леонид Зорин (Зальцман) отметил 80-летний юбилей. Многие издания поздравили Леонида Генриховича, пожелали ему сил и здоровья, а также новых романов и пьес. А автору этой статьи, шахматисту и литератору, хочется поздравить Зорина еще и как человека, столько сделавшего для нашей любимой игры. Тем более что Зорин не только большой поклонник шахмат, он еще постоянно выступает в печати с размышлениями о шахматах, да и шахматисты нередко становятся героями его произведений. Возможно, не все читатели видели пьесы Зорина, восхищавшие публику в ХХ веке: «Варшавскую мелодию», «Дион», «Царскую охоту», «Коронацию», но наверняка неоднократно смотрели «Покровские ворота» — веселую лирическую поэму о Москве и москвичах регулярно показывают по телевизору на протяжении четверти века. Наверное, не все смотрели такие фильмы, снятые по сценариям Зорина, как «Мир входящему», «Секундомер», «Транзит», «Гроссмейстер». У последнего нелегкая судьба. Его сценарий получил первый приз на конкурсе спортивных сценариев еще в начале 70-х и вскоре фильм вышел на экраны. Но тут совсем некстати остался в Голландии Виктор Корчной, сыгравший одну из главных ролей. В результате «Гроссмейстер», едва появившись в прокате, на два десятилетия был отправлен «на полку». Среди других произведений, где шахматам уделено много внимания, — роман «Трезвенник», автобиографическая книга «Авансцена», а также «Зеленые тетради» — зоринские «Ни дня без строчки». В общей сложности Зорин написал 49 пьес, 9 томов прозы, 15 сценариев. Двенадцать его пьес поставлены в 15 странах 78 раз. К юбилею писателя вышел двухтомник его прозаических произведений, который так и называется «Проза». А сейчас юбиляр закончил свой очередной роман «Завещание Гранда», который появится этой зимой в одном из номеров журнала «Знамя». На юбилее драматурга в Московском театре им. Ермоловой состоялась премьера спектакля по его пьесе «Невидимки», посвященной художественному руководителю театра, народному артисту Владимиру Андрееву, он же режиссер-постановщик и исполнитель главной роли. Успех был несомненный — с аплодисментами, цветами и поздравлениями. А главный подарок Леониду Генриховичу преподнес сын Андрей, известный во всем мире ученый-филолог, преподаватель Оксфордского университета, по такому случаю прилетевший на два дня из Англии. О Зорине написаны сотни статей. Каждое его произведение вызывает массу откликов и рецензий. Ограничусь высказыванием Андрея Немзера из предисловия к упомянутому двухтомнику: «Оглянемся еще раз на зоринских героев. Разные люди. Порой — слабые, неловкие, колючие, раздражающие близких (да и нас), очень часто виноватые (и ведь не без вины). Но хорошие и достойные нашего сочувствия. Той милости, в которой так нуждаемся мы сами. Той милости, которая в сознании человека русской культуры всегда ассоциируется с Пушкиным». И хотя главное про юбиляра сказано, автору «поздравительной открытки» было бы непростительно не сделать несколько «лирических» дополнений. *      *      * Предисловие к книге Зорина «Авансцена» написал экс-министр культуры Михаил Швыдкой. Вот его начало: «В детстве Зорин жил в Баку и был вундеркиндом. Его литературными сочинениями восхищались мэтры советской литературы, его выдающимся шахматным способностям завидовали маститые шахматисты, и, конечно же, мамы будущих знаменитостей, рожденных в Баку, завидовали его родителям». И заключительные слова: «вундеркинд» из Баку переехал в Москву и стал «вундерменшем». *      *      * Эта автобиографическая книга, разумеется, не шахматная, а театральная, но шахматы пронизывают ее насквозь. Напомню, что уже в детстве у Зорина вышла книжка стихов, а Максим Горький изъявил желание принять юного поэта, и через два месяца в центральных газетах появилась его статья «Мальчик». Бакинцы бурно торжествовали. С таким грузом на неокрепших плечах, признается автор «Авансцены», ему надлежало начать свою жизнь. И тут следует еще одно ценное (для шахматистов) признание: «Тогда мне не было и десяти. Не слишком легкая ноша для ребенка. Спасали шахматы и футбол — они не оставляли мне времени не только для безмерных фантазий, но и для нормальной учебы». *      *      * Еще один фрагмент из «Авансцены» (дело происходит в конце 40-х): «Главой и душой нашей веселой компании был замечательный человек, ставший моим любимейшим другом: Яков Гик был корреспондентом «Известий», впоследствии, к моему удовольствию, он тоже переехал в столицу и продолжал согревать меня своей бескорыстной взыскательной дружбой. Уже около четырех десятилетий его нет на земле, и все еще трудно с этим смириться. Какой это было громадной удачей — пройти под его отцовским доглядом нелегкий курс воспитания чувств. Учил он прежде всего независимости, умению сохранять достоинство, без которого человек теряет себя... Но вместе с тем учил он и способности к самоиронии, юмору, нет его — и даже достоинство превращается в самодовольство». Я счастлив тем, что любовь к отцу Леонид Генрихович (для меня просто дядя Леня) перенес и на меня: с 60-х годов Зорин опекает автора этих заметок как сына. *      *      * Еще из «Авансцены»: «Шахматы наряду с футболом были сильнейшим моим увлечением. С футболом однажды пришлось расстаться, но шахматы остались со мной и стали надежной опорой. Я прибегал к ним почти неизменно, так же как прибегал к стихам, как только ощущал, что в душу неслышно вползает хандра. Странно, но даже в юные годы я видел в них не просто игру, не просто захватывающее единоборство. Нет, эта концентрация духа, которая позволяет предвидеть ваше вероятное будущее — пусть всего лишь на клетчатой доске — и просчитать варианты, уже не игра, уже не спорт... Фигуры и пешки и в малой мере не были скромными деревяшками, послушными воле моей руки. Они дышали своим теплом и излучали свою энергию, в них билась неведомая жизнь, она подсказывала маршрут, оазис, идеальное место — поле вбирает в себя фигуру, и здесь они достигают слитности. Ферзи и ладьи, слоны и кони мечтают реализоваться и выразиться ничуть не меньше своих полководцев, их надо чувствовать, надо слышать, надо принимать их сигналы. Этот забавный антропоморфизм не был наивным и сочиненным, шахматы — особая сфера, возможно даже непознаваемая, у каждой табии в конечном счете оказывался свой предел и свой срок». *      *      * И в «Зеленых тетрадях» шахматные наблюдения и ассоциации Зорина отличаются яркостью, точностью, афористичностью. Например: «Политику уподобляют шахматам. Но это весьма опасные шахматы с весьма своеобразными правилами. Можно увидеть занятную партию — фигуры играют игроками». *      *      * В «Невидимках», диалоге в четырех сценах, всего два героя — Он и Она. Он — пожилой человек (чем-то напоминающий юбиляра), умудренный опытом и убеленный сединами. Она — юная девушка, мечтающая о любви. Она ошиблась номером, и Он случайно взял трубку. Герои пьесы, выражаясь шахматным языком, ведут свои беседы вслепую. Они не видят друг друга и не увидят никогда. Вот почему они невидимки. Реплики Зорина, как всегда, точные и острые, но рассчитаны они на интеллектуального зрителя. Он и Она говорят по очереди, при этом каждый — о своем. Такая странная аналогия могла прийти в голову только шахматисту и только в наше смутное шахматное время... *      *      * В прежние годы интервью с дядей Леней, опубликованные в журналах и книгах, я начинал примерно так: «Находясь в кабинете писателя, вполне можно решить, что это рабочая комната гроссмейстера или шахматного обозревателя. Столик с часами и расставленными фигурами, специальный шкаф, плотно набитый шахматными книгами, фотографии, на которых хозяин дома запечатлен на крупнейших состязаниях...» Увы, с годами эта идиллическая картина претерпела серьезные изменения. Часы убраны и не тикают, шахматы сложены в коробку. Еще лет десять назад, когда я приходил в гости к писателю, мы непременно играли две-три партии. А теперь беседуем о том о сем и даже не садимся за доску. Что поделаешь, интерес к шахматам в последние годы заметно упал. Видно, это обстоятельство отразилось и на нас. Ныне все другое, не одни шахматы. Только Леонид Зорин не меняется: он по-прежнему почти не покидает письменного стола — трудится над новой пьесой или заканчивает роман. Пусть их читают читатели и смотрят зрители, исследуют литературоведы. А мне здесь и сейчас хочется сказать этому человеку за все эти 60 лет, проведенных рядом: «Спасибо вам за все, я вас очень люблю».


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции