Империя и евреи

 Михаил ГОРЕЛИК
 25 мая 2022
 1549

О причинах русской революции написаны горы литературы. И сейчас пишутся.  Сказать что-нибудь принципиально новое едва ли возможно. Само собой, я и не претендую. Просто хочу обратить ваше внимание на один аспект.  Прежде всего, кто из царей виноват? Общий хор пропоёт: Николай II виноват – слабый царь, невеликого ума, страну развалил, гадкий был, Распутина привечал, кошек стрелял. Можно упрекнуть и за кошек, пусть ответит, но надо помнить, что Николай II жил в эпоху, когда людей отстреливали миллионами. В сущности, он получил страну, которая, в силу нерешённости базовых социальных проблем, была беременна революцией.


Страну в таком интересном положении оставил ему в наследство папа – Александр III. Его главная идея состояла в том, что проблемы решать не надо: как-нибудь сами рассосутся. Россию надо подморозить, чтобы Россия не гнила. Вот он её и подмораживал. Само не рассосалось – плоды пришлось пожинать сыну.
Папа Александра III, Александр II, был, наверно, лучшим русским царём, он инициировал реформы, которые могли бы спасти Россию от революции, но сын был политически похож не на папу, а на дедушку: напуганный Сенатской площадью Николай I тоже всё замораживал, пока дело не кончилось катастрофой Крымской войны.

Александр II

Теперь о природе империи. Империя – подобна велосипеду (это не Козьма Прутков, это я). Велосипед устойчив, пока в движении, – в состоянии покоя норовит лечь. Империя, она в порядке, пока расширяется. Но расширение несёт ей гибель. Начиная с конца XVIII века, Россия захватила гигантские пространства: Крым, Причерноморье, Польшу, Кавказ, Бессарабию, Среднюю Азию.  Все эти территориальные радости достались ей высокой ценой: одна только Кавказская война длилась шестьдесят лет, стоила немереных денег и унесла порядка ста тысяч жизней российских солдат и офицеров. А ещё раненые, инвалиды. А ещё горцы, но кто их считал. Эмиграция выплеснула за границу сотни тысяч – в Турцию и на Ближний Восток. Население осчастливленных империей стран проявляло неблагодарность при всяком удобном случае.
В результате трёх разделов Польши (1772, 1793, 1795) и захвата Герцогства Варшавского (1815) в России оказались миллионы евреев и поляков и стали самой большой её национальной проблемой. Достоевский маниакально всё время сетует, какие поляки и евреи гадкие. Допустим, гадкие, о вкусах не спорят, но ведь поляки и евреи в Россию не просились – она сама насильственной рукой их себе привела, так что сетовать? С этой точки зрения, самыми большими виновниками революции можно считать Екатерину II и Александра I. Другой вопрос, что плод окончательно созрел через сто лет после победоносных деяний.
Начиная с Екатерины II, русские цари, правительства, общественное мнение – усиленно размышляли, что делать с поляками и евреями. Ладно, поляков оставим в стороне, на поляков здесь места нет – поговорим о евреях. Мало было своих проблем – пришлось теперь решать, что делать с этими компактно и автономно проживающими миллионами, плохо вписывающимися в систему русской государственности. Век думали – не придумали. Проводили противоречивую - по существу шизофреническую - политику: с одной стороны, делали ставку на разрушение еврейской общины и эмансипацию, с другой стороны, практиковали ограничительные меры, направленные против тех, кто хотел вписаться в русское общество. Законодательство о евреях в исторической динамике – это эпос. В результате восстановили против себя и традиционалистов, и эмансипаторов. 
Россия пала под грузом нерешённых социальных проблем, копившихся сто и более лет, среди коих национальная была одной из наиболее значимых. А в этой большой национальной проблеме еврейский вопрос на первом месте. Николай II не справился, а кто бы справился? В Германии, Австро-Венгрии, Оттоманской империи были в то время более даровитые лидеры, но империи это не спасло.
Экономическое удушение чертой оседлости, погромы и депортация во время войны формировали отношение евреев к власти. Что ж удивляться, что евреи с присущей им социальной активностью бросились участвовать в революции и Гражданской войне.
И поучаствовали. 
Выразительно и эффективно.
Михаил ГОРЕЛИК

 



Комментарии:

  • 29 мая 2022

    Андрей Анзимиров

    Блистательный анализ. Спасибо автору. Очень важное положение, по сути дела, открывающее новые перспективы исследований, в том числе и научных — то, что самыми большими виновниками революции можно считать Екатерину II и Александра I, задушившего Сперанского и его реформы.

    Справедливо подчёркнут и раздел Польши. По сути дела, уже тода Россию объелась — просто колики начались не сразу. Думала, что переварит.

    Не переварила. Наоборот, переварили её.

    Получить миллионы евреев, поляков и украинцев (да и беларусов с литовцами) — и начать жёстко дискриминировать евреев, поляков и украинцев (да и беларусов с литовцами)?

    Это надо суметь.

    Никакя империя, включая Британскую, не вынесла бы дискриминации народов, на 100% процентов более динамичных и образованных, чем метрополия (Россия).

    Даже Британская империя лопнула бы.

    А уж за Россией дело не стало.

    Почти все группы народников были украинскими по происхождению. И не забудем Южное общество декабристов. И Муравьёва-Апостола, праправнука гетмана запорожцев Данилы Апостола. И Софью Перовскую, праправнучку последнего гетмана Кирилы Разумовского.

    И поляка Гриневицкого, добившего Александра II.

    Характерно, что, как только евреи начали эмансипироваться, они сразу потекли в уже существовавшее русское освободительное движение. Уже в казни Александра II участвовала Геся Гельфман; уже тогда действовали Натансон, Осип и Дора Аптекман.

    При Александре III , создавшем идеальные условия (квоты, погромы) для массового исхода евреев в революцию, евреи ИМЕННО НА НИЗАХ стали ведущей динамической силой революционного движения.

    И правильно сделали.

    Спасибо им (нам).

    Однако, воззрение, что "революцию в России сделали евреи" — антисемитский миф.

    Революцию в России сделали русские и те, кого Россия так и не смогла переварить в результате грабительских разделов Польши.

    Ещё раз спасибо автору за его прозорливость, глубокое понимание вопроса и редкостное проникновение в самую суть дела.



Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции