Шик против Шикльгрубера
Художник, особенно еврейский художник, не может оставаться нейтральным к важным сегодня темам. Он не может скрываться за натюрмортами, абстракциями и экспериментами. Наша жизнь вовлекается в ужасную трагедию, и я решил служить своему народу всем моим искусством, талантом и знанием. Артур Шик
Гитлер объявил войну всем евреям сразу же после прихода к власти. Всему миру – в 1939-м, когда развязал Вторую мировую.
Художник Артур Шик объявил войну недоучившемуся художнику Адольфу Шикльгруберу (вследствие стечения обстоятельств ставшему рейхсканцлером Германии), когда понял, чем грозит нацизм всему миру и евреям.
У фюрера был мощный вермахт, гестапо и концлагеря.
У иллюстратора Агады – мольберт, холсты и кисти.
Человек-армия(кистью по фюреру)
Когда Гитлер напал на его родную Польшу, польский еврей Шик занимался изданием древнееврейского памятника Агады. В это же время он стал писать свои беспощадные карикатуры на фюрера и публиковать их в самых популярных изданиях. Первая карикатура на германского рейхсканцлера изображала его в виде древнеегипетского фараона. А затем появились целые серии рисунков - «Раса господ» (1939), «Евреи и гитлеровский нацизм» (1939) - язвительных и беспощадных, в которых сатирическое, гротескное изображение Гитлера обнажало его подлинную суть – одержимого маньяка, безумца и психопата.
Это для миллионов одураченных немцев Гитлер был божеством, гением и кумиром – для Шика он был парвеню, невежественным ничтожеством и шизофреником, вознесенным на вершины власти. И возомнившим, что может распоряжаться судьбами мира.
На других рисунках он изображал немецкого фюрера в образе картежного шулера, жулика и афериста.
После появления первых карикатур Шика в печати его стали называть «человек-армия».
«Я не думаю, что мистер Шик… проиграет» (личная война)
Зимой 1942-1943 года выставку военных карикатур Шика устроили в Нью-Йорке. Ее посетила Элеонора Рузвельт. Жена президента была восхищена работами и самим художником. И написала об этом в своей колонке «Мой день», которую вела в нескольких газетах: «Я не знаю ни одного другого миниатюриста, выполняющего такую работу. В своем роде он ведет войну против гитлеризма так же искренне, как и любой из нас, кто сегодня не может быть на боевых фронтах. Это личная война Шика против Гитлера, и я не думаю, что мистер Шик ее проиграет».
А двумя годами ранее в Обществе изобразительных искусств в Лондоне открылась выставка семидесяти двух его карикатур «Война и культура в Польше», которую высоко оценили и простые лондонцы, и искусствоведы. Один из них писал в «Таймс»: «На выставке три главных мотива: жестокость немцев и примитивная дикость русских, героизм поляков и страдания евреев. Кумулятивный эффект от выставки невероятно силен, потому что ничто в ней не выглядит поспешным суждением, а является частью неумолимого преследования зла - в художественном исполнении».
Враг фюрера (почетный список)
По окончании Второй мировой войны по миру пошла гулять история, что во время штурма Берлина в мае 1945 года в Рейхсканцелярии была обнаружена серая папка с надписью: «Конфиденциально. Личные враги фюрера и Германии. Подлежат розыску, аресту и немедленному преданию суду за совершенные ими преступления против фюрера и Рейха». Сам документ украшала угрожающая резолюция: «Найти и повесить!»
Одни журналисты писали, что список насчитывает 50 имен, другие – 100, третьи – что больше 1000. Так или иначе, все утверждали, что в него входят известные политики (от Сталина до Черчилля), не менее известные военачальники (от маршала Жукова до фельдмаршала Монтгомери) и люди искусства, публично заявлявшие о своих антифашистских взглядах (от артиста Чаплина до писателя Эренбурга).
История докатилась до нашего века и за это время обросла множеством легенд. Но что правда, то правда: из сохранившихся в советских архивах документов известно, что Гитлер лично приказал, как только будет взята Москва, первым повесить на Красной площади легендарного диктора Юрия Левитана, а только затем Сталина. Так что «личные враги» у фюрера были, а значились ли они в «серой папке» или в какой-либо другой – не суть важно.
Попал в этот почетный список и художник Артур Шик, автор антинацистских карикатур, высмеивавших Гитлера и его окружение. Под каким номером он числился – неизвестно. Известно, что нацисты устроили за ним настоящую охоту: фюрер был оскорблен его карикатурами, о чем в июле 1940-го сообщала пресса. Но эти два еврея – советский «голос Москвы», тщательно охранявшийся НКВД, и польский художник, разгуливавший без охраны по Нью-Йорку, были фюреру не по зубам.
Агада(самая красивая книга)
В начале 1930-х годов Шик работал над иллюстрациями к Пасхальной агаде – великого памятника еврейской литературы, который читают во время пасхального седера.
Он начал писать свои миниатюры в 1934-м, а закончил в 1936-м, проиллюстрировав древнейший памятник 48 миниатюрными картинами. Приход к власти Гитлера и его антисемитская политика заставила Шика осовременить памятник: в притче о четырех сыновьях изобразил «злого сына» в немецкой одежде, с усиками рейхсканцлера и в зеленой альпийской шляпе. Окончив работу, отправился в Лондон, где должна была публиковаться книга. Но по требованию издателей, которые не могли не брать в расчет политику правительства по умиротворению Гитлера, пошел на уступки и снял антифашистские элементы. В 1940 году Агада вышла из печати с посвящением королю Георгу VI и комментариями известного британского еврейского историка Сесила Рота. Тираж был нумерован и лимитирован – всего 250 книг, которые продавались по необычайно высокой цене и сразу же стали коллекционными экземплярами.
Художественная критика восторженно встретила эту работу. Литературное приложение к «Таймс» писало, что это издание «достойно оказаться в числе самых красивых книг, которые когда-либо создавала рука человека». Агада, иллюстрированная Шиком, при жизни художника была признана величайшим достижением изобразительного искусства.
Корабль дураков («Чернила и кровь»)
Вскоре Шик переедет в Канаду, а затем в Америку, где его антифашистские карикатуры пользовались огромным успехом. Его приглашает на работу влиятельная «Нью-Йорк пост», его рисунки регулярно появляются на страницах других престижных американских изданий.
Он работает в духе своих любимых французских художников-карикатуристов, продолжает высмеивать Гитлера, а с ним и других одиозных личностей – Геринга, Муссолини, Хирохито. Эти рисунки навеяны Средневековьем и пронизаны философскими мотивами – «Корабль дураков» идет ко дну, но «Пляска смерти» продолжается. В них нет смеха – есть горечь, ненависть, отвращение. Его карикатуры на злобу дня были иллюстрациями к текущей истории и со временем сами стали историей.
В 1946 году он собрал свои работы в книгу «Чернила и кровь: книга рисунков», которую опубликовал в издательстве «Наследие». И вновь ушел в книжную графику, в том числе и к библейским сюжетам. Он иллюстрирует «Книгу Иова» (1946), «Книгу Руфь» (1947) и «Историю Иосифа и его братьев» (1949).
Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности Палаты представителей заподозрила Шика в том, что он является членом Объединенного антифашистского комитета по делам беженцев и шести других подозрительных организаций. Во времена маккартизма его обвинили в симпатиях к коммунизму (!) – трудно придумать что-либо более нелепое. Он отверг все обвинения, и судья Саймон Рифкинд, разобравшись в деле, признал его правоту. До ухода из жизни Шику оставалось всего несколько лет.
Когда художник умер, раввин Бен-Цион Боксер в своей прощальной речи сказал: «Артур Шик был великим художником. Бог наделил его редким талантом – чувством красоты, и редким умением придавать ей художественное воплощение. Его картины останутся в истории искусства и будут жить вечно. Но он был не просто великим художником. Он был великим человеком, поборником справедливости, бесстрашным воином в деле каждого гуманитарного начинания. Искусство было его инструментом, и он использовал его блестяще».
Добавить к этому нечего.
P.S. Истоки
Артур Шик родился 16 июня 1894 года в городе Лодзи на западной окраине Российской империи. Его отец был директором текстильной фабрики, мать – домохозяйкой. В детстве он проявил интерес к рисованию: мама часто читала ему ТАНАХ, и шестилетний ребенок пытался запечатлеть волновавшие воображение библейские сюжеты.
Юношей уехал в Париж, учился в частной Академии художеств Жюлиана, пользовавшейся известностью не только во Франции, но и в других европейских странах.
Его жизнь художника начнется в начале XX века, когда первые рисунки появятся в сатирическом журнале «Смех», выходившем в Лодзи.
Геннадий ЕВГРАФОВ
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!