Библиотека Шнеерсона: История вопроса

 Михаил ГОРЕЛИК Фото - Wikipedia
 31 мая 2023
 433

Библиотека, носящая имя Шнеерсона, была создана любавичскими рэбе ещё в XVIII веке. Во время Первой мировой войны библиотека была эвакуирована пятым Любавичским рэбе Шоломом Дов Бэром Шнеерсоном из Любавичей, оказавшихся в зоне боевых действий, в один из московских книжных складов на хранение, впоследствии была национализирована большевиками и перемещена в Ленинскую библиотеку, со временем сменившую ласковое имя Ленинка на непроизносимое РГБ, где до 2013 года и находилась. Собрание насчитывает около 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов, в том числе 381 рукопись. Это первая часть собрания.

Вторая часть была создана шестым Любавичским рэбе Йосефом Ицхоком Шнеерсоном, сыном и преемником пятого Рэбе, уже после смерти его отца. Вместе с ним она оказалась в Риге, куда её владелец эмигрировал из СССР, а затем в Польше. 
Во время войны библиотека частично была отправлена в США и входит сейчас в исследовательскую библиотеку Хабада в Бруклине (Нью-Йорк) рядом с главным офисом организации. Оставшиеся фонды были вывезены немцами в Германию, оттуда в качестве трофея попали в СССР и хранятся сейчас в Российском государственном военном архиве. 
После падения советской власти возникла надежда, что библиотека вернётся к наследникам законных владельцев. Ожидания не оправдались: после ряда судов в России и США, имевших широкий международный резонанс и принимавших противоречащие решения, вопрос был закрыт или до поры до времени закрыт: российский суд владельцем библиотеки посчитал российское государство, библиотека остаётся в Москве. 
Я оставляю здесь в стороне юридические споры и аргументы. С моральной точки зрения, как я её понимаю, вопрос ясен: библиотека должна вернуться к наследникам владельца. Поскольку таковых на этом свете не осталось, она должна вернуться к духовным наследникам – к хабадской общине. Конечно, в собрании много ценных книг, но для хасидов Хабада главная ценность собрания в том, что эти книги собирали их харизматические лидеры, что они держали эти книги в руках, делали в них пометки, книги несут на себе отражение святости листавших их рук. Помимо научной ценности, это своего рода семейная реликвия. Я бы даже сказал так: в первую очередь семейная реликвия, а научная ценность уже потом.
Между тем в России библиотека Шнеерсона, кроме хабадников, никому особо нужна не была, кому эти книги читать, до судебных бурь даже каталогизацию не провели. То есть ничего, кроме принципа. В какой-то момент, когда существовала реальная возможность возвращения библиотеки еврейским владельцам, директор РГБ угрожал самосожжением вместе с библиотекой – не доставайся ж ты никому! Если бы роман или кино, я бы этим самосожжением и завершил: эффектная финальная сцена. И вся РГБ заодно сгорела. Что за роскошная картина! А дома ждали россияне, когда остынут кирпичи. Библиотека между тем чудесным образом обнаружилась в Бруклине – вместе с директором-патриотом сгорела подлежащая уничтожению макулатура.
Из наиболее выразительных аргументов, почему библиотеку отдать нельзя (и действительно, почему?): про употребление евреями христианской крови там написано – вот евреи и всполошились, вот и озаботились изъять документальные свидетельства своего чёрного ритуала.
Я вспомнил эту историю, поскольку в июне исполняется десять лет со дня перемещения части Библиотеки Шнеерсона из фондов РГБ в Еврейский музей. Передающая сторона была представлена на самом высоком уровне – свидетельство важности акции, ставящей примирительную точку в скандальной истории, и, кроме того, демонстративный публичный жест уважения к хабадской общине. 
Правда, возвращение библиотеки условно: она как была, так и остаётся национализированной – просто прежним владельцам дали возможность привилегированного пользования частью отнятого у них собрания. 
И на том спасибо. 
Михаил ГОРЕЛИК
Фото - Wikipedia



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции