О Еврейском правительстве

 Михаил ГОРЕЛИК
 4 сентября 2023
 339

Краткая историческая ретроспектива В этом июне исполнилось десять лет со дня перемещения библиотеки Шнеерсона из Российской государственной библиотеки, где она хранилась, в Еврейский музей, при этом она продолжает оставаться государственной собственностью, изменилось лишь место хранения. Передающая сторона была представлена на самом высоком уровне – свидетельство важности акции, ставящей примирительную точку в скандальной истории, и публичный жест уважения к хабадской общине.

Передача библиотеки со стороны передающей стороны сопровождалось такими словами: 

Решение о национализации этой библиотеки было принято первым советским правительством, и членами его являлись примерно на 80-85% евреи. Но они же, руководствуясь ложными идеологическими соображениями, шли тогда на аресты и репрессии и иудеев, и православных, и представителей других конфессий, мусульман, они всех гребли под одну гребенку.

Естественно понять общий смысл высказывания в его конкретном контексте таким образом: во время осуществлённой евреями революции в России еврейское правительство отняло у хасидов библиотеку, и вот теперь, большой исторический парадокс и акт доброй воли, русский человек зла не помнит - и нынешнее русское правительство эту библиотеку хасидам возвращает. По-иному понять трудно.
Между тем в только что процитированной краткой исторической ретроспективе есть отдельные неточности. 
Казалось бы, гадкое еврейское правительство в былые времена библиотеку Шнеерсона грабительски присвоило, и вот теперь, ныне, прекрасное русское правительство восстанавливает справедливость и возвращает библиотеку законному владельцу. На самом деле ничего подобного: библиотека как была, так и остаётся национализированной, просто прежним владельцам дали возможность привилегированного пользования частью отнятой у них библиотеки. И на том спасибо. 
Первое советское правительство, именовавшееся совнаркомом, то бишь Советом народных комиссаров, просуществовало совсем недолго: однопартийное большевистское правительство сменилось уже в начале декабря 1917 года коалиционным, куда вошли левые эсеры. Никаких религиозных репрессий в это время не было, да и быть не могло – других дел хватало. 
Соответственно, национализация библиотеки Шнеерсона, хотя и была проведена, трудно не согласиться, в силу «ложных идеологических соображений», но эти соображения отнюдь не носили характера религиозных преследований: библиотека подпала под общий декрет Совнаркома о научных фондах РСФСР. Случилось это 26 ноября 1918 года, то есть почти через год после того, как первое советское правительство перестало существовать, давно уже и второго (с эсерами) не стало: восстановился статус кво – вернулось, теперь уже навсегда, то бишь до конца советской власти, однопартийное правительство. 
Но главный вопрос: действительно ли первое советское правительство было на 85 процентов еврейским? 

Наличный состав первого совнаркома
Председатель Совета народных комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин). Русский. 
Нарком по внутренним делам — А. И. Рыков. Русский.
Нарком земледелия — В. П. Милютин. Русский.
Нарком труда — А. Г. Шляпников. Русский.
Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе: 
В. А. Овсеенко (Антонов) (в тексте Декрета об образовании СНК — Авсеенко). Украинец.
Н. В. Крыленко. Украинец.
П. Е. Дыбенко. Украинец.
Нарком по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин. Русский.
Нарком народного просвещения — А. В. Луначарский. Русский.
Нарком финансов — И. И. Скворцов (Степанов). Русский.
Нарком по иностранным делам — Л. Д. Бронштейн (Троцкий). Еврей.
Нарком юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов). Русский.
Нарком по делам продовольствия — И. А. Теодорович. Поляк.
Нарком почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов). Русский.
Нарком по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин). Грузин.

Итого:
русских – 9,
украинцев – 3,
грузин – 1,
поляков – 1,
евреев – 1.
Итак, 60% русских, 20% украинцев, 20% инородцев.
Украинцы – все как на подбор боевые ребята, все по военно-морской части.
Правда, возглавивший дипломатический комиссариат Троцкий в будущем сменил поприще и успешно заместил военно-морских хлопцев. 
Не может не поражать малое число народных комиссариатов.
 

Отчаянный сын тамбовского губернатора 
Что касается пугающего еврейского засилья, скучная правда состоит в том, что из 15-ти членов первого советского правительства, если не считать, конечно, призрак ленинского крещёного дедушки Александра (Израиля) Бланка, единственным евреем, правда очень, очень выразительным, был нарком по иностранным делам Лев Троцкий. То есть засилье насчитывало 6,6% процентов. В 1914 году еврейское население Российской империи, не считая Польши, составляло три с лишним процента от всего населения, с Польшей ещё больше. Всё-таки 6,6 не 85, как думают некоторые впечатлительные люди - у страха глаза велики. 
Вообще говоря, даже один еврей в правительстве представлялся среднему человеку того времени чудовищным нонсенсом: еврей в правительстве?! отродясь не видали такого в цеху! Это был шок. А тут ещё этим евреем оказался блистательный и ужасный Троцкий – нагнал такого страха на многие поколения, что даже и до сего дня заслонил весь состав первого совнаркома. Но не полностью: четырнадцать подчинённых гоев, включая Ленина, боязливо выглядывают из-за его могучего плеча. Они все маленькие, поэтому, как бы много их ни было, на большее, чем 15% определённо не тянут.
Кстати, в народе во времена Гражданской войны были довольно причудливые представления о национальной принадлежности большевистских лидеров. Вот фрагмент диалога из бабелевской «Соли». Я сейчас в поисках цитаты перечёл – очевидный шедевр.

— <…> я правды не боюсь. Вы за Расею не думаете, вы жидов Ленина и Троцкого спасаете...
— За жидов сейчас разговора нет, вредная гражданка. Жиды сюда не касаются. Между прочим, за Ленина не скажу, но Троцкий есть отчаянный сын тамбовского губернатора и вступился, хотя другого звания, за трудящийся класс.

Прошло больше ста лет: за жидов сейчас разговор по-прежнему есть, в избирательной исторической памяти жиды сюда очень даже касаются.
Но всё-таки, откуда берутся эти волнующие воображение 85%? Методика умножения евреев проста.
Суммируются все евреи, когда-либо входившие в Совнарком.
Евреями объявляются люди, к еврейскому народу отношения не имеющие. В данном случае жертвой обычно избирается невинный Луначарский: где просвещение, там и еврей. 
В наркомы зачисляют политических лидеров, которые работали не в правительстве, а в других центрах большевистской власти. Как не ввести в правительство Каменева с Зиновьевым? – они сиамские близнецы, их все видели в цирке. 
Разумеется, совнарком не был единственным центром новой власти. Можно посмотреть, сколько евреев было в то время во ВЦИК и в ЦК ВКП(б). Но нас в данном случае интересует только правительство. 
На самом деле критически важно не из какой национальной среды взялись эти люди, а что было у них в головах. А в головах у них вовсе не было национальной идеи: все они были интернационалистами.
Национальной я определяю идею, которая тем или иным образом соотносится с прошлым, настоящим и будущим народа. Если говорить о евреях, то в данном случае это мог быть иудаизм, сионизм, идея еврейской культурной и (или) территориальной автономии. Очевидно, что Троцкого, или коллективного Троцкого (евреев, примкнувших к большевикам), всё это совершенно не занимало. А что, Антонова-Овсеенко будущее Украины в качестве независимого государства занимало? Теодорович был польским патриотом? Или, может быть, Сталин готов был подвизаться за Грузию?
Разумеется, большевики вовсю использовали национальную карту: национальные антиимпериалистические движения сыграли огромную роль в Гражданской войне. Наркомат для этой цели создали, что говорит о важности национального в политической доктрине большевиков. Белые выступали за единую и неделимую Россию, и это стало одним из серьёзнейших факторов их поражения. Красные поощряли национальные движения и воссоздали единую и неделимую. 
Михаил ГОРЕЛИК



Комментарии:

  • 9 января 2024

    Сталевар

    кек) таки отменное чувство юмора =)

    Кстати Джугашили записал себя тогда "осетин"



Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции