ПРАЗДНИК БЕДНОСТИ И ДРУГИЕ ТОРЖЕСТВА...

 Лев Авенайс
 24 июля 2007
 3345
В Израиле ежегодно отмечается День бедняка. Правда, в календаре этот праздник не значится, но отмечается с завидной регулярностью ежегодно. Такой наш семейный израильский праздник. Вообще-то даже не день, а целая неделя, вроде Суккот или Хануки. Веселья для бедняков особенного нет, но зато для политиков это просто пляски на нищете. И даже священная книга на этот случай есть, вроде Пасхальной агады. Называется эта книга — «Ежегодный отчет института национального страхования об уровне бедности в стране»
В Израиле ежегодно отмечается День бедняка. Правда, в календаре этот праздник не значится, но отмечается с завидной регулярностью ежегодно. Такой наш семейный израильский праздник. Вообще-то даже не день, а целая неделя, вроде Суккот или Хануки. Веселья для бедняков особенного нет, но зато для политиков это просто пляски на нищете. И даже священная книга на этот случай есть, вроде Пасхальной агады. Называется эта книга — «Ежегодный отчет института национального страхования об уровне бедности в стране». Что удивительно, эта неделя отмечается по совершенно жесткому сценарию — прямо как действо Пасхального седера со всеми последовательными переменами блюд и зачитываемых текстов. Все роли расписаны, все формулы заучены, все ритуалы незыблемы, как многовековые традиции еврейского народа. Однако интересное дело. Какая-то загадка природы и израильской экономики. С ней, то есть с израильской экономикой, может происходить что угодно — она может развиваться семимильными шагами или буксовать, утопая в болоте экономического застоя, может быть кризис или невиданный расцвет. Для благосостояния граждан, как оказывается, это не имеет никакого значения. Что бы ни случилось с валовым национальным продуктом и экономическими успехами, количество израильтян, прописавшихся под невидимой чертой уровня бедности, будет все равно расти, причем в совершенно четкой арифметической прогрессии — на сто тысяч человек в год. То есть график представляет собой этакую равномерную лестницу, восходящую на вершину бедности. Вот уж точно в полном соответствии с заглавием книжки внучки Шолом-Алейхема (Бэл Кауфман. — Ред.): «Вверх по лестнице, ведущей вниз». В 1998 году — бедных было 0,9 млн человек, в 1999 — впору было праздновать миллионного бедняка и преподнести ему подарок от министерства соцобеспечения — символическую миску от символического супа. В 2000 году — году наивысшего расцвета, когда экономика наша буквально лопалась от бума хай-тека и израильтянам уже грезилась Япония на берегу Средиземного моря, число бедных увеличилось еще на сто тысяч, соответственно и в 2001-м, и в 2002-м, и вот наконец недавно огласили, что в 2003 году число бедных составило 1,4 млн человек. Итоги бедности за 2004 год будут торжественно оглашены на следующем «празднике бедности», в самом конце нынешнего года. Что поделать, пересчет бедных занимает у наших государственных бюрократов целый календарный год. Но не нужно работать в Институте национального страхования Битуах леуми, чтобы, опираясь на незыблемую еврейскую традицию, предсказать, что за 2004 год бедных в нашей стране насчитают полтора миллиона, и уж тут пусть министр финансов Нетаниягу хоть революцию совершит, ничто ему не поможет. Это какое-то мистическое наваждение, ни от чего не зависящее, вроде солнечного затмения. Что бы ни придумывали в министерстве финансов — прибавлять ли пособия, урезать ли пособия, приватизировать ли экономику, проводить ли сногсшибательные реформы — результат совершенно один: число бедных вырастет на сто тысяч человек. Но, впрочем, вернемся к «празднику». С момента церемониального — на специальной пресс-конференции — оглашения этого ритуального ежегодного манифеста о бедности начинается празднование. Газеты уже загодя готовятся к этому дню, откладывая в редакционных запасниках душераздирающие истории о детях, которым родители не могут дать с собой в школу даже сухую булку. Фотокорреспонденты и телевизионщики вдохновенно снимают во всех ракурсах распахнутые пустые холодильники в бедных семьях (непонятно, почему эти холодильники вообще включены, если в них ничего нет... Лучше бы электричество экономили, а на сэкономленные деньги продукты купили). Дальше — все идет по накатанным рельсам, наезжая, как паровоз на Анну Каренину. Лидер израильских профсоюзов Амир Перец публикует гневное коммюнике, в котором объявляет виновником всех бед антинародное правительство и жестокосердного министра финансов. Причем совершенно не важно, кто во главе правительства и кто — министр финансов. Премьеры и министры приходят и уходят — бедность остается. Министры финансов виноваты по определению — все министры финансов сво... (позвольте перефразировать название глупейшего российского сериала). А правительства — всегда антинародны, и, судя по всему, их главная забота — как бы посильнее обездолить народ и выполнить цифру годового плана по приросту бедняков. Министры финансов не остаются в долгу и обвиняют в росте бедности все правительства Израиля со дня основания государства и всех министров финансов, кроме себя. Мол, это предшественники довели страну, а мы пытаемся исправить положение. Дайте нам кредит лет на пятнадцать нахождения у власти, и в Израиле ни одного бедняка не останется. Заодно министры финансов винят самих бедняков, которые не хотят работать, а хотят быть бедными и получать пособия. Они, видите ли, предпочитают не работать и быть бедняками, вместо того чтобы работать и оставаться бедными, потому что на предлагаемые зарплаты из бедности не выкарабкаешься. К тому же и рабочих мест у нас, конечно, тоже нет, но с рабочими местами у нас каждый дурак с бедностью справится, а вот без них у нас и самый умный в дураках останется. Однако хэппенинг бедности продолжается. Газеты публикуют графики, экономические обозреватели клеймят, бедняки делятся трагическими мемуарами и плачутся в жилетку израильского общества. Оппозиционная партия, радея, как водится, всей душой за страдания простого народа, вносит вотум недоверия правительству и требует экстренного заседания кнесета. На заседаниях все дружно — и левые, и правые, и не определившиеся в своем месте на политической оси координат — качают головами и требуют немедленно разработать комплекс решительных мер по борьбе с бедностью. Вотум, разумеется, проваливается — еще чего, не хватало только, чтобы у нас из-за бедных правительства падали! Тогда, извините, у нас правительств не напасешься. Поэтому вотум недоверия зарубают, но глава правительства, осознавая всю сложность момента и важность проблемы, создает специальную комиссию для разработки мер помощи бедным. Комиссия создается каждый год, однако о создании программы по борьбе с бедностью мне не удалось услышать ни разу, а о реализации таковой — и подавно. И вот на этой оптимистической ноте наступает конец недели, а вместе с ним очередной футбольный тур, в котором что-нибудь непременно происходит — либо судью побьют, либо пенальти не назначат, либо тренера уволят, либо еще что-нибудь такое, после чего, как вы сами понимаете, уже не до такой чепухи, как уровень бедности. Обозреватели отсылают уже напечатанные статьи себе в компьютерный архив, чтобы ровно через год извлечь их оттуда, резонно полагая, что никто уже и не помнит, о чем они писали год назад, да и ничего нового за год не появилось. Наступает следующий день, например, международный день борьбы с насилием против женщин, и из загашника вытаскиваются статьи про битых и убитых жен, созывается специальное заседание кнесета, разрабатывается программа борьбы с варварами-мужиками, которые все уж точно сво... И, разумеется, создается комиссия. А уж там и на носу всемирные дни борьбы со СПИДом, воспалением коленной чашечки, наркоманией среди школьников, и очередные рассказы о страдальцах земли нашей, и специальные заседания кнесета и его комитетов, и создание специальных комиссий по борьбе с очередной ежегодной и непреходящей напастью... В общем, есть своя прелесть в традициях. Вы думаете, откуда я эту статью извлек? То-то же.
В оформлении статьи использована картина Григория Ингера «Портрет чувашского мальчика»



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции