РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА НА ОБЛОМКАХ БИПОЛЯРНОГО МИРА

 Леонид Гомберг
 24 июля 2007
 1763
Показ нового сериала по НТВ — не самое крупное событие в нашей жизни. Даже если этот сериал — российско-израильский, первый масштабный телевизионный проект двух стран с бюджетом около миллиона долларов… И даже если режиссеры этого сериала — легендарные Владимир Краснопольский и Валерий Усков, постановщики культовых картин «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень», которые лет тридцать назад с замиранием сердца смотрела вся страна… Но и в пене нынешнего сериального бума, когда телевидение буквально завалило зрителей нескончаемыми историями про «ментов», бандитов и брошенных женщин, 8-серийный фильм «Под небом Вероны» совместного производства телеканала «Израиль Плюс» и корпорации «Телефильм Россия» не остался не замеченным публикой.
История о том, как израильские хасиды едва не породнились с российскими мидовцами Показ нового сериала по НТВ — не самое крупное событие в нашей жизни. Даже если этот сериал — российско-израильский, первый масштабный телевизионный проект двух стран с бюджетом около миллиона долларов… И даже если режиссеры этого сериала — легендарные Владимир Краснопольский и Валерий Усков, постановщики культовых картин «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень», которые лет тридцать назад с замиранием сердца смотрела вся страна… Но и в пене нынешнего сериального бума, когда телевидение буквально завалило зрителей нескончаемыми историями про «ментов», бандитов и брошенных женщин, 8-серийный фильм «Под небом Вероны» совместного производства телеканала «Израиль Плюс» и корпорации «Телефильм Россия» не остался не замеченным публикой. Особенно, конечно, публикой еврейской… Когда после первой недели показа картину передвинули в сетке с 20.40 на 17.30, автоматически ликвидировав утренний повтор, началась паника. Люди возмущались: мол, антисемитская вылазка! Приходилось объяснять: с новой недели в прайм-тайм поставили «Агента национальной безопасности» — один из самых рейтинговых проектов российского телевидения; жаль, конечно, что «нашу Верону» потеснили, но к антисемитизму это не имеет никакого отношения — против рейтинга не попрешь. Фильм по сценарию популярного израильского телеведущего Давида Кона и кинодраматурга Эфраима Абрамова поднял темы, о которых нечасто говорят на нашем телевидении: любовь в контексте жесткого противостояния двух стран, воспроизводящего вражду веронских семей Монтекки и Капулетти, многократно усиленную в реалиях конца XX века. И в то же время фильм не избежал обычных «киношных прелестей», свойственных современным мыльным операм… Не мог избежать по определению. Помните, с чего начиналась картина? Москва, 1984-й… Молодой комсомольский работник привозит девушек в сауну, где номенклатурные боссы весело проводят досуг. Потом — трудовые будни в Комитете молодежных организаций; загранкомандировка в Италию. Ясно ощутим ватный привкус отечественного сериала: действующие лица и антураж условны; комсомольцы и проститутки, стукачи и прогрессивная молодежь Запада похожи на живых людей только своими внешними атрибутами, — это символы застоя, герои анекдотов или, шире, народного фольклора 70–80-х годов. Законы жанра диктуют правила игры со зрителем, и авторам сериала нет нужды задумываться о психологической достоверности персонажей. Только вот чем-то отличается от других молодой комсомольский работник, купивший покорностью и трудолюбием благорасположение начальства. Есть в нем какая-то неловкость, неуверенность в себе… Ничто, разумеется, не заставляет усомниться в его искреннем желании пойти по стопам старших товарищей, но вместе с тем есть и сомнения, что этот путь ему удастся пройти до логического конца. На авансцене событий — бывший «афганец» Андрей Мазуров, начинающий работник КМО, в исполнении актера московского Театра им. Пушкина Александра Арсентьева, которому и суждено стать комсомольским Ромео эпохи распада советской державы. Джульетта — девушка из ортодоксальной израильской семьи Лея Голд — живет в Иерусалиме, ходит в синагогу и усердно молится Б-гу. Молодые люди попадают в Верону разными путями. Их встреча случайна, по существу, ее просто не должно быть. Она не могла произойти… во всяком случае, в реальной жизни. Всепоглощающее чувство вспыхивает мгновенно, вопреки всякому здравому смыслу. Конечно, любовь — вещь неисследованная, даже таинственная, не поддающаяся регламентации не только партийных бонз, но и религиозных авторитетов. Но всему же есть предел… Аналогия с Ромео и Джульеттой не срабатывает и разлетается в прах. Юные Монтекки и Капулетти — люди одного мира, одной страны, их связывают воспитание, образование, провинциальный образ жизни в южном европейском городке. Напротив, Лея Голд и Андрей Мазуров принадлежат к разноименным полюсам человечества, какими видятся сегодня советский атеизм и ортодоксальный иудаизм; у них нет никаких точек соприкосновения, даже языка, их объединяет разве только то, что оба принадлежат к биологическому виду homo sapiens. Безумная любовь наших «веронцев» точно соответствует стандартной схеме мыльной оперы, где богатый, но ветреный латифундист вопреки всякому здравому смыслу влюбляется в бедную, но высоконравственную селянку, отпетый злодей — в невинную жертву своих преступных козней. Разумеется, в какой-нибудь заключительной сто двадцать седьмой серии тамошние олигархи вместе с тамошними бюджетниками весело пляшут на свадьбах своих детей, вышибая слезы умиления у непритязательных зрителей. «Под небом Вероны» не исключение. Спасибо, у создателей картины хватило вкуса и здравого смысла не устраивать в финале совместных свадебных плясок израильских хасидов и российских мидовцев. Однако нежданная (якобы!) встреча в фойе веронской гостиницы, ставшая возможной в результате многоходовой комбинации родственников Леи и сослуживцев Андрея во имя спасения влюбленных, — в общем-то событие того же ряда, что и традиционные пляски. И все-таки живой интерес российской аудитории к фильму понятен. Массовый зритель, может быть, впервые увидел на экране жизнь обыкновенной израильской семьи, причем не просто религиозной, а именно ортодоксально религиозной. До сих пор публика судила об израильских ортодоксах по знаменитому фильму Амоса Гитая «Кадош», изобразившего их в самых тягостных и черных тонах. Среди удачных актерских работ прежде всего стоит назвать роль раввина Авраама Голда, отца Леи, в исполнении российского артиста Олега Шкловского. Он, может быть, единственный, кто сумел создать объемный образ с отчетливым шлейфом трагической судьбы. Здорово смотрелась в картине израильская актерская команда, в первую очередь Люси Дубинчик (Лея), ставшая открытием для российских киноманов и любимицей еврейских мам. Хорошо выглядели популярные актеры театра «Гешер» Исраэль Демидов и Наташа Манор (более известная у нас как Войтулевич). В эпизоде блистательно сыграл Владимир Фридман (помните сцену в холодильнике?), знакомый россиянам по картинам «Друзья Яны» и «Цирк «Палестина». Одним словом, господа, если вы так и не посмотрели фильм «Под небом Вероны», сильно не расстраивайтесь. Но все же, если его будут повторять, а у вас окажется немного свободного времени, посмотрите обязательно. Хотя бы из любопытства.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции