САИД БАГОВ: НИКОГДА НЕ ПОЗДНО СТАТЬ ЗНАМЕНИТЫМ

 Матвей Гейзер
 24 июля 2007
 8670
Что главное для актера? Конечно, удача. Ведь нет более зависимой профессии, чем актерская. Как оказаться в нужное время в нужном месте? Как сделать так, чтобы тебя заметили, выбрали из сотен достойных и достойнейших? Как найти своего режиссера, который в тебя поверит, даст хорошую роль, сделает тебя знаменитым и востребованным? Этими вопросами озабочены все актеры — и счастливчики, и неудачники, потому как фортуна бывает очень капризной: в 20 лет она подкинет роль, после которой о тебе говорит вся страна, а потом не даст ни одной, и в сорок о тебе, возможно, не вспомнит ни один человек. Людмила Гурченко после ослепительной роли в «Карнавальной ночи» на десятилетия оказалась забытой и никому не нужной. Игорь Ильинский, великий советский актер, по пальцам мог перечислить свои киноработы. Не находилось для него ролей, не приглашали его в кино. А после сорока начинать карьеру еще труднее. Случаи, когда артисты становились популярными в зрелом возрасте, еще более редки. Из последних примеров — московский артист Саид Багов, сегодня очень модный и популярный.
Что главное для актера? Конечно, удача. Ведь нет более зависимой профессии, чем актерская. Как оказаться в нужное время в нужном месте? Как сделать так, чтобы тебя заметили, выбрали из сотен достойных и достойнейших? Как найти своего режиссера, который в тебя поверит, даст хорошую роль, сделает тебя знаменитым и востребованным? Этими вопросами озабочены все актеры — и счастливчики, и неудачники, потому как фортуна бывает очень капризной: в 20 лет она подкинет роль, после которой о тебе говорит вся страна, а потом не даст ни одной, и в сорок о тебе, возможно, не вспомнит ни один человек. Людмила Гурченко после ослепительной роли в «Карнавальной ночи» на десятилетия оказалась забытой и никому не нужной. Игорь Ильинский, великий советский актер, по пальцам мог перечислить свои киноработы. Не находилось для него ролей, не приглашали его в кино. А после сорока начинать карьеру еще труднее. Случаи, когда артисты становились популярными в зрелом возрасте, еще более редки. Из последних примеров — московский артист Саид Багов, сегодня очень модный и популярный. Амплуа «интеллектуальный актер» — довольно редкое. Появляясь на экране или в театре, такие актеры навсегда запоминаются своими умными, неординарными лицами, своеобразной речью и мимикой. Они неизменно привносят в свои роли глубину и многозначность, преображают свой персонаж личным отношением и особенным взглядом на него. Таковы, например, Сергей Юрский, Алла Демидова. Недавно взошедшая звезда — Саид Багов из той же когорты. Увидев в театре или на экране этого худощавого, бритого налысо, с нервным острым лицом человека, запоминаешь его и выделяешь из общего числа сразу и бесповоротно. Он может быть и смешным, и трогательным, и жестким. И потому, вероятно, его так часто приглашают в телесериалы, он востребован в московском театре «Школа современной пьесы», которым руководит Иосиф Райхельгауз, где Багов занят почти во всех спектаклях. А недавно он занялся еще и режиссурой. О его спектакле «Мосты и радуги» тоже сразу заговорили: кто хвалил, а кто ругал, что уже само по себе было признаком неординарности, ведь в Москве каждый год появляются сотни театральных премьер и привлечь к себе внимание публики очень трудно. Тем более если имя режиссера — новое для зрителя. Саид Багов — заслуженный артист России, награжден Премией мэра Москвы за роль Басова в спектакле по пьесе Евгения Гришковца «Город». Так откуда же вдруг появился Саид Багов — актер, режиссер? Человек вовсе не молодой (ему 47 лет), а вполне сложившийся и зрелый? Где он был до сих пор? Где учился и где набирался творческого опыта? Отчего мы не знали о нем до сих пор? В одном из интервью Саид Багов называет себя так: «дитя дружбы народов». Его мать Людмила Григорьевна выросла в Одессе. Семья отца, Мурата Схачиевича, бежавшая из Краснодара от репрессий 1937 года, оказалась в Грозном, где и родился будущий актер Саид Муратович Багов. Отец Саида когда-то в молодости мечтал стать артистом, но не довелось — стал доктором технических наук. Саид прожил в Грозном до 17 лет, окончил с отличием школу, а потом уехал учиться в Москву, поступил в ГИТИС, воплотив таким образом мечту отца. В ГИТИСе учился на режиссерском факультете, где мастером курса был режиссер А.А. Попов. Своими учителями Саид также считает таких выдающихся режиссеров, как А. Эфрос и А. Васильев. Еще в институте Багов поставил несколько спектаклей и о режиссерской работе мечтал всегда. После института некоторое время работал в московских драматических театрах — имени Станиславского и Советской Армии. Играл у Бориса Морозова, Анатолия Васильева и Иосифа Райхельгауза. Но в 1990 году он решил репатриироваться в Израиль. В ту пору туда уехали немало актеров, в том числе именитых, известных. Среди них — народные артисты России Михаил Козаков и Валентин Никулин, заслуженный артист России Леонид Каневский, Григорий Лямпе. «Раз уж уехали такие знаменитости, то в Израиле, быть может, найдется место и мне?» — думал Саид, но увы… Чем только он не занимался: был актером в «Гешере» (театре, созданном Евгением Арье при поддержке Натана Щаранского и Юлия Эдельштейна) и в тель-авивском Камерном театре, где вместе с Михаилом Козаковым и Ириной Селезневой играл в чеховской «Чайке» на иврите. А потом, когда не стало работы в театре, служил электриком. Нынче, по прошествии лет, он признает: «Хотя эмиграция в Израиль оказалась для меня прыжком в неизвестность, но именно здесь я почувствовал, ощутил свои еврейские корни. Несмотря на то, что жизнь там была далеко не простой в материальном смысле, духовно она была очень насыщена и богата». В 1997 году Саид снова в Москве, в театре Иосифа Райхельгауза «Школа современной пьесы». Здесь актер начал свои режиссерские опыты. Мы беседовали с ним о его постановке «Мосты и радуги». — Мне кажется, что этот спектакль вы поставили о себе и для себя. — Отчасти это так. Текст пьесы нашел случайно и очень многое в нем переделал, по сути, изменил канву. Не могу сказать, чтобы спектакль, который вы видели, уже завершен. Текст, возможно, менять больше не буду, а работа только началась. — Есть в пьесе семейная драма — уход жены от мужа… — Вы, наверное, решили, что это я о себе? Не совсем так. Это моя линия, но на самом деле текст не мой, а Чехова. Это о том, как от него уходила Ольга Книппер-Чехова. — И все же не поздно ли в 47 лет пробовать себя в новом амплуа? — О режиссерской работе я мечтал всегда, да и что такое «поздно»? Вспомните, Гамлета играли актеры по возрасту в два раза его старше. — Вы совмещаете в себе две театральные профессии — актера и режиссера. Но актерского опыта у вас гораздо больше. Можете ли вы сказать о себе, что уже поняли, что такое профессия актера? — Вопрос о сущности актерской профессия задаю себе очень часто. Нередко воспоминаю и свои роли, сыгранные в молодости. Но чем чаще я задаю себе вопрос: «Что такое природа актера? Кто такой актер?», чем больше над этим задумываюсь, тем дальше ухожу от ответа. А мне в заключение хотелось бы вспомнить одну еврейскую пословицу, которая на идише звучит так: «Венгот дерфрейт — из ныт цу шпейт». Дословно ее перевести трудно, но смысл таков: «Когда бы Б-г ни порадовал — не слишком поздно».
ПОДРОБНОСТИ Грегори-Саид Муратович БАГОВ Родился 17 февраля 1958 года в городе Грозном. Заслуженный артист РФ. В 1979 году окончил ГИТИС (курс А.А. Попова). Работал в Драматическом театре им. Станиславского, Театре Советской армии, театре «Школа драматического искусства», театре «Гешер» (Тель-Авив), Русской антрепризе Михаила Козакова (Тель-Авив). Играл в спектаклях: «Брысь, костлявая, брысь!» С. Шальмяниса, режиссер Б. Морозов; «Взрослая дочь молодого человека» В. Славкина, режиссер А. Васильев; «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, режиссер Б. Морозов; «Прощание в июне» А. Вампилова, режиссер А. Товстоногов; «Ной и его сыновья» Ю. Кима, режиссер А. Товстоногов; «Робин Гуд», режиссер Е. Еланская и других. С 1997 — артист театра «Школа современной пьесы». Занят в спектаклях: «Антон Чехов. Чайка» (Треплев, Медведенко), «Борис Акунин. Чайка» и «Чайка. Классическая оперетта» (Медведенко), «Без зеркал» (Соня), «Город» (Сергей Басин), «Событие» (Ревшин). В настоящее время как режиссер работает над спектаклем по пьесе Танкреда Дорста «Я Фейербах». Репетирует в новом спектакле Иосифа Райхельгауза «Без слов». Снимался в фильмах: «Главные роли», «Стилет», «Деньги», «Копейка», «Спасибо», «Штрафбат», «Только ты», «Таксист», «Серебро и чернь», «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...», «Авантюристка», «Четыре любови».


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции