С "ЛЕЙКОЙ" И БЛОКНОТОМ

 Мария Михайлова
 24 июля 2007
 6608
Фотокорреспондент Ольга Александровна Ландер родилась и выросла в семье фотографа. Ее отец еще в 1892 году в Оренбурге стал учеником фотографа в салоне фотографии. После женитьбы он переехал в Самару и там открыл свою фотомастерскую.
Фотокорреспондент Ольга Александровна Ландер родилась и выросла в семье фотографа. Ее отец еще в 1892 году в Оренбурге стал учеником фотографа в салоне фотографии. После женитьбы он переехал в Самару и там открыл свою фотомастерскую. Ольга с детства хорошо рисовала, и когда ей исполнилось 18 лет, приехала в Москву поступать в Строгановское училище. Но, поступив учиться, волею судеб стала работать ученицей известнейшего в то время фотографа Моисея Наппельбаума, а потом — лаборанткой у Давида Штернберга. Увлекшись фотографией, свою учебу в художественном вузе она оставила. В конце 20-х — начале 30-х годов Ольга Ландер работала фотографом в киногруппе в Средней Азии, потом — лаборанткой в фотолаборатории газеты «Комсомольская правда», а позже в этой же газете начала свою карьеру фотокорреспондента. В первый год войны Ольга Александровна работала корреспондентом в Ташкенте, где она находилась в эвакуации, и все это время писала письма в Москву с просьбой отправить ее на фронт. В начале 1942 года, вернувшись в Москву, стала выезжать на фронт в командировки и месяца через три-четыре уже перешла работать во фронтовую газету «Советский воин», редакция которой вместе с переездной военной типографией шла с Третьим Украинским фронтом. Ольга Ландер была единственным фотокорреспондентом этой газеты, в отличие от подавляющего большинства фотокорреспондентов, которые приезжали на фронт и возвращались в редакции. Очень немногие фотокорреспонденты работали непосредственно во фронтовых газетах на местах боев. Ольга Ландер была одним из таких фотографов. Вместе с 3-м Украинским фронтом она прошла весь путь войны. Все ее материалы были с передовых позиций: Курская дуга, освобождение Киева, Одессы, Румынии, Венгрии, Югославии, Австрии. Потом до 1948 года она оставалась вместе с редакцией газеты в составе Южной группы войск в румынском городе Констанце.
Танковая атака

Придя на фронт сугубо штатским человеком, рядовым, она за военные годы дослужилась до звания лейтенанта, получила много наград — орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 2-й степени, медали за Победу, за взятие Будапешта, за взятие Вены и за освобождение Белграда, и самую ценную для фронтовика — медаль «За отвагу». Вернувшись в 1948 году в Москву, Ольга Александровна работала в фотолаборатории на ВДНХ. А с момента создания газеты «Советская Россия» — фотокорреспондентом этой газеты. Оттуда и ушла на пенсию, когда ей было 65 лет.
Герой Советского Союза гвардии капитан И.Р. Лавейкин

Десять лет назад — к 50-летию Победы — в журнале «Фотография» были опубликованы отрывки воспоминаний фронтовых фотокорреспондентов. Было там и несколько ярких военных впечатлений Ольги Александровны: «Очень сложно классифицировать по степени важности или остроты то, что происходит с тобой на войне, потому что каждый момент является для тебя главным именно тогда, когда событие у тебя перед глазами. Недаром же говорят, что для каждого солдата эпицентр войны в его окопе… Но сейчас, по прошествии времени, я бы выделила из сотен эпизодов, свидетелем и участником которых была, два наиболее для меня значительных. Первый случай произошел на Украине. Где-то у самой передовой я, пристроившись за каким-то блиндажом, снимала солдат, отличившихся во вчерашнем бою, — такие портреты мы давали в нашей газете «Советский воин» 3-го Украинского фронта практически в каждом номере. Вдруг налетели фашистские самолеты, чего я, занятая своей работой, даже и не заметила, но команду «Всем в укрытие», к счастью, услыхала. Пулей влетела в блиндаж, это было так стремительно, что даже не почувствовала, что с меня слетела пилотка. Плюхнулась в угол, только успев заметить, что в противоположном углу сидит за телефоном связист и еще какие-то солдаты, и тут раздался страшный грохот — прямо в блиндаж угодила бомба. В себя пришла, только почувствовав, что меня откапывают. Когда меня вытащили, то узнала, что никого больше в живых из этого блиндажа не осталось… Немного отдышавшись, стала искать свою пилотку и, как это ни удивительно, нашла, правда, она оказалась разорванной осколком бомбы. Чинить ее я не стала, сохранила на память о том дне…» Надо сказать, что эта военная реликвия по сей день хранится у Ирины Леонидовны Ландер — дочери отважного военного корреспондента. Ирина Леонидовна вспоминает: «Я мамой всегда очень гордилась. А когда мама ушла на фронт, я читала ее письма девчонкам и считала, что я и сама герой, раз у меня мама на войне. Она была очень красивой женщиной, с довольно суровым и очень целенаправленным характером, можно сказать, что она была человеком, одержимым своей профессией».
Белград встречает воинов-освободителей

«…Другое событие, — вспоминала в 1995-м сама Ольга Александровна, — произошло в Венгрии в самый канун 1945 года, точнее — 31 декабря. Я спешила в свою редакцию с задания — в тот день снимала на другом берегу Дуная, но знала, что намечена торжественная встреча Нового года, и потому хотела еще успеть проявить пленки и напечатать снимки в очередной номер. Вдруг вижу, навстречу мне все бегут. Кричат: «Поворачивай назад, немцы наступают!» Это мне показалось просто какой-то дикостью — мы к этому времени уже привыкли только сами наступать. Ну, я им и отвечаю: «Как бы не так, уж до редакции как-нибудь доберусь». И добралась, только там уже почти никого не было… Пришлось отступить, правда, ненадолго, потом наш фронт снова рванулся вперед. Под Будапештом это было, и после тяжелых боев наши, сломив сопротивление противника, вошли в Австрию и встретили День Победы в самой Вене… За годы войны мной сделаны тысячи кадров, но из них я люблю больше всего не боевые эпизоды, а очень спокойный снимок — широкая панорама, где много-много солдат слушают концерт бригады украинских артистов, приехавших на фронт. Может, потому этот снимок так мне дорог, что в нем было что-то от уже почти забытой мирной жизни, о возвращении к которой мы тогда все мечтали…» Более трех тысяч фронтовых негативов, сделанных Ольгой Александровной в военные и послевоенные годы, хранятся сейчас в Историческом музее, Музее Вооруженных сил, Центральном архиве кинофотодокументалистов, в музеях Одессы и Запорожья. Чем дальше от нас события Великой Отечественной войны, тем более ценными становятся для нас эти фотодокументы. Они хранят живую память о времени, людях и событиях тех лет. Надеемся, что в нынешнем, юбилейном году Ирине Леонидовне удастся собрать в архивах российских музеев необходимые материалы для проведения в Москве выставки фоторабот Ольги Ландер.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции