ХУДОЖНИК, ЛЕЙТНАНТ, РОМАНТИК...

 Мирра Аспиз, Сергей Волченко – внук художника С.К. Эйгеса
 24 июля 2007
 3298
Художник Сергей Эйгес родился в музыкальной семье, музыка еще в детстве проникла в него и на протяжении недолгой жизни прорастала мистическим духом и романтизмом в его картинах, скульптурах, отношении к людям и искусству.
Художник Сергей Эйгес родился в музыкальной семье, музыка еще в детстве проникла в него и на протяжении недолгой жизни прорастала мистическим духом и романтизмом в его картинах, скульптурах, отношении к людям и искусству. Так, в 30-е годы он пишет портреты музыкантов: пианистки Ирины Россолимо, скрипачей Т.И. Дулова и П.П. Ильченко, групповой портрет «Трио», а также своих родных и друзей – «Портрет брата Олега в образе монаха» (композитора, который в картинах и офортах служил ему прототипом дирижера и пианиста), портреты матери, отца, жены. На портрете художника М.К. Соколова, выполненном углем, Соколов написал свое «Подтверждаю». Погружаясь в тему искусства, Эйгес уходит в глубь истории и в 1940 году создает прекрасный офорт «Бетховен и Гете». Природа, особенно Крым, вдохновляла живописца. Вместе со своим другом, художником М.А. Маториным Сергей Эйгес путешествует по Крыму, маслом и акварелью создает тонкие по колориту пейзажи: «Крым», «Море у Адалар», «Бахчисарай», «Море под Аю-Дагом», «Пейзаж с козами», «Крымский дворик», «Аллея кипарисов» и другие. Много писал он и в Подмосковье: «Лес в Абрамцеве», «Зимний вечер». Реже писал натюрморты. Среди них особенно интересен «Натюрморт с грушами» (1932) и написанный значительно позже в новой для него манере импрессионизма натюрморт «Цветы» (1940). В 1937 году Сергей Эйгес увлекся скульптурой и создал несколько портретов своих близких, а такжељс группой скульпторов вылепил композицию для ворот Ботанического сада в Крыму, которая, к сожалению, не сохранилась. Музыкальная тема – одна из основных в творчестве Эйгеса. Главное его произведение на музыкальную тему – картина «Концерт» – была написана по государственному заказу и долгое время украшала холл столичной гостиницы «Москва». Во время войны полотно сохранилось не удалось (остались репродукции). И совсем иное произведение на ту же тему – «Урок музыки» (1940), оно уже не захватывает мощью оркестра, движимой дирижером, а наоборот, погружает в тишину сумрачного кабинета отца художника – композитора Константина Романовича Эйгеса, сидящего за роялем в окружении учеников. «Эйгес был художником совершенно романтического склада, – писал о нем искусствовед В. Костин. – Он все в жизни воспринимал поэтически, говорил и мыслил об искусстве вдохновенно, тонко, взволнованно. Его артистическая натура на всех, кто его знал, оказывала облагораживающее влияние». К счастью, большое количество работ Эйгеса сумела сохранить во время войны его жена Елена Густавовна. Другие работы, которые остались в московской квартире, бесследно исчезли. В начале Великой Отечественной войны С. Эйгес был призван в армию и вскоре направлен в Высшую инженерную школу минных заграждений. Начальство, оценив художественный талант Эйгеса, выделило ему в помещении школы мастерскую, где он создал такие произведения станковой живописи, как «Взрыв моста», «Суворов и Кутузов» и др. Но Сергей все время рвался на фронт. Он считал своим долгом быть на передовой. Об этом он писал в каждом письме родным. «Мой полковник дал понять, что ему надоели мои просьбы о фронте», – пишет он брату в декабре 1942 года. В марте 1943 года в письме жене Эйгес признается: «Прямо не могу я больше жить так – и без вас, и без войны, ни то ни се, ни мрак ни свет, какой-то сон». И Сергей Эйгес добился своего – его направили на передовую. Но даже на фронте, как только позволяла обстановка, он делал наброски боевых товарищей, эскизы к будущим картинам. В июне 1944 года лейтенант Сергей Константинович Эйгес погиб в бою под Витебском. Его творчество высоко оценено специалистами. Так, известный художник П.В. Митурич в своей книге «Записки сурового реалиста», перечисляя значительных художников своего времени, наряду с А. Тышлером, М. Шагалом, П. Кузнецовым и др., упоминает и Эйгеса. Сергей Эйгес очень хотел, чтобы его работы видели, – незадолго до гибели он писал родителям: «Ужасно благодарен мамочке за то, что она продвигает мои работы на выставку, представить себе не можете, до чего приятно это сознание, что дух мой продолжает где-то жить в искусстве». И сейчас на его персональных выставках (в залах МОСХа, в Израильском культурном центре в Москве, в Институте искусствознания) мы могли ощутить этот романтический и возвышенный дух человека, который в творчестве и поступках стремился к совершенству. Море под Аю-Дагом. 1938. Холст, масло. 90х130 Автопортрет. Вторая половина 1930-х гг. Холст, масло. 45,5х36 Портрет жены на пленэре. 1937 г. Холст, масло. 190х107


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции