ФАБРИКА ЗВЕЗД ИМЕНИ СТОЛЯРСКОГО

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 4620
В конце XIX века Одесса считалась третьей после Москвы и Петербурга культурной столицей Российской империи. Население города было пестрым: здесь жили русские, армяне, греки, румыны, евреи. В Одессе был красивейший оперный театр, где пели выдающиеся вокалисты того времени, а в 1891 году своей оперой «Пиковая дама» дирижировал сам П.И. Чайковский. Одновременно в городе работала итальянская оперная труппа. Одесса дала России и миру великих музыкантов, писателей, художников. Среди музыкантов это, в первую очередь, А. Нежданова, В. Мойсеевич, Ш. Черкасский, Э. и Е. Гилельс, Д. Ойстрах, Я. Зак, И. Кремер, Л. Утесов.
В конце XIX века Одесса считалась третьей после Москвы и Петербурга культурной столицей Российской империи. Население города было пестрым: здесь жили русские, армяне, греки, румыны, евреи. В Одессе был красивейший оперный театр, где пели выдающиеся вокалисты того времени, а в 1891 году своей оперой «Пиковая дама» дирижировал сам П.И. Чайковский. Одновременно в городе работала итальянская оперная труппа. Одесса дала России и миру великих музыкантов, писателей, художников. Среди музыкантов это, в первую очередь, А. Нежданова, В. Мойсеевич, Ш. Черкасский, Э. и Е. Гилельс, Д. Ойстрах, Я. Зак, И. Кремер, Л. Утесов. Такой взлет творчества был подготовлен замечательными педагогами, которые работали в Одессе. Один из них — создатель скрипичной школы Петр (Пейсах) Соломонович Столярский. Он родился в 1871 году в небольшом городке Липовце на Украине в бедной еврейской семье. Детство было тяжелым, Столярский редко вспоминал о нем, а чаще — о тихой синагоге в родном местечке. Его отец Шломо Столярский был известен в Липовце как хороший музыкант, он играл на многих инструментах, пел еврейские песни. Мальчик с раннего детства не расставался со скрипкой, и в 1885 году отец послал его в Киев к известному педагогу Отакару Шевчику, а потом в Варшаву к Станиславу Барцевичу. Но оба педагога мало занимались с бедным, хотя и способным учеником. Петр Столярский был вынужден устроиться в оркестр провинциальной театральной труппы и с ней приехал в Одессу. Город очаровал юношу, и он остался в нем навсегда. Культурная жизнь в Одессе бурлила, но доминировала музыка — она звучала повсюду. По замечанию А. Куприна, «даже воздух в Одессе был нежный и музыкальный». Здесь Столярский познакомился с матерью и сестрами пианистов Николая и Антона Рубинштейнов, с писателем и композитором Петром Сокальским. Все эти люди помогали молодому скрипачу. Знакомство Столярского с приехавшим на гастроли в Одессу скрипачом и педагогом Леопольдом Ауэром, будущим главой петербургской скрипичной школы, переросло в дружбу, а впоследствии и в сотрудничество. Во время гастролей в Одессе Ауэр рекомендовал своего ученика по Петербургской консерватории Эмиля Млынарского на должность концертмейстера Одесского оперного театра и посоветовал юному Столярскому заниматься у Млынарского. Помимо учебы у Млынарского Столярский репетировал с учениками своего педагога и вскоре основал собственные скрипичные курсы. В Одессе в то время уже была частная школа известного педагога Фидельмана, у которого, кстати, учился Миша Эльман, и между ними возникло своеобразное соревнование. В 1898 году состоялось первое выступление учеников Столярского, и газета «Южный музыкальный листок», сравнивая успехи учеников Фидельмана и Столярского, отдала предпочтение ученикам Петра Соломоновича. От этого концерта сам Столярский вел отсчет своей педагогической деятельности. По совету Млынарского в 1899 году Столярский поступил в оркестр Одесского оперного театра в группу вторых скрипок и играл там в течение двадцати лет. С марта 1894 года оркестр возглавлял чешский дирижер Иосиф Прибик. Он обратил внимание на талантливого скрипача, со временем они подружились, и Прибик посоветовал молодому человеку получить полноценное музыкальное образование. Он привел Столярского в класс своего земляка, замечательного педагога И. Карбулько, который многому научил Столярского и привил ему любовь к педагогическому труду. В 1900 году Столярский успешно окончил Одесское музыкальное училище и получил диплом о среднем образовании. Больше он нигде не учился, но благодаря своему природному дару, потрясающей интуиции и таланту педагога в дальнейшем получил признание как великий учитель. Его родной язык был идиш, и он плохо говорил по-русски. Поэтому в разговорной речи у него встречались хоть и яркие, но грамматически неверные выражения. В 1911 году с помощью Прибика Столярский открыл частную школу. Успехи его учеников были ошеломительными. В 1913 году Столярский отправил своего девятилетнего ученика Натана Мильштейна в Петербург, чтобы его прослушал Ауэр. Профессор пришел в неописуемый восторг, назвал мальчика чудом и некоторое время занимался с ним бесплатно. Через два года Мильштейн сыграл концерт Глазунова в присутствии автора, который рыдал от восторга. В 1917 году, после отъезда Ауэра из России, Мильштейн вернулся к Столярскому, продолжил учебу и начал концертировать по советской России. В 1925 году он уехал на гастроли на Запад и не вернулся в СССР. Сейчас имя Мильштейна известно во всем мире, оно стоит в одном ряду с другими титанами скрипки. В 1920 году Столярского пригласили работать в Одесской консерватории по классу скрипки. В эти годы его деятельность расширилась, он постепенно стал известен всей стране, к нему стекались ученики со всех уголков Советского Союза. Его повседневная жизнь была очень напряженной: ежедневно с утра до позднего вечера он занимался с учениками. Талантливых детей он находил по признакам, известным только ему. С бедных, но способных детей денег за учебу не брал и даже помогал им материально, как, например, семье Буси Гольдштейна. Один из лучших учеников профессора Давид Ойстрах писал в своих воспоминаниях «Мой путь»: «Ему (Столярскому) было очень нелегко управляться со всей этой массой шаловливых ребят. Мальчишки порой затевали шумные игры, дрались смычками, опрокидывали пюпитры. Столярский безропотно и добродушно переносил эти нарушения порядка, быстро утихомиривал дерущихся и спокойно продолжал занятия. Невозможно забыть атмосферу, царившую здесь. Все углы большой квартиры, где помещалась школа, были заставлены пюпитрами, завалены футлярами, нотными папками. Во всех комнатах толпились возбужденные и радостные малыши, а в коридорах сидели мамаши, ожидавшие своих вундеркиндов и с невероятным оживлением обсуждавшие чисто профессиональные скрипичные проблемы». Один из дореволюционных учеников Столярского, Исаак Бабель — единственный, кто «не принес ему славы», спустя много лет описал свою учебу в рассказе «Пробуждение» (1930), где с большим юмором и очень проникновенно изобразил «фабрику вундеркиндов» под руководством профессора Загурского, прообразом которого ему послужил Столярский. «Все люди нашего круга… учили детей музыке. Одесса была охвачена этим безумием больше других городов. И правда — в течение десятилетий наш город поставлял вундеркиндов на концертные эстрады мира. Когда мальчику исполнялось четыре или пять лет — мать вела крохотное, хилое это существо к г. Загурскому. Загурский содержал фабрику вундеркиндов, фабрику еврейских карликов в кружевных воротничках и лаковых туфельках. Он выискивал их в молдаванских трущобах, в зловонных дворах Старого базара. Загурский давал первое направление, потом дети отправлялись к профессору Ауэру в Петербург. В душах этих заморышей жила гармония. Они стали прославленными виртуозами». Столярский женился в 1902 году и прожил со своей женой Фридой Марковной сорок лет. В 1905 году у них родилась дочь Нелли. И жена, и дочь, которая училась музыке у своего отца, помогали создать в доме творческую обстановку. Ученики и их родители буквально осаждали их квартиру. Игра не прекращалась ни на минуту. Комнат для занятий не хватало, для них дополнительно отводились коридор, прихожая, ванная. Расцвет деятельности Столярского пришелся на 20–30-е годы. Список наиболее известных его учеников поражает: Давид и Игорь Ойстрахи, Самуил Фурер, Елизавета Гилельс, Михаил Фихтенгольц, Буся Гольдштейн, Веня Мордкович, Леонид Лембергский, Эдуард Грач, Михаил Вайман и многие другие. Начавшиеся в 30-е годы всесоюзные и международные конкурсы открыли учеников Столярского всему миру. Они всегда занимали почетные призовые места, а часто завоевывали почти все призы. Так произошло, например, на международном конкурсе имени Изаи в Брюсселе в 1937 году, когда по решению жюри, в которое входили выдающиеся скрипачи XX века Ж. Тибо, Ж. Сигети, К. Флеш и другие крупные музыканты, места были распределены следующим образом: I — Д. Ойстрах, III — Е. Гилельс, IV — Б. Гольдштейн, VI — М. Фихтенгольц. Советское правительство высоко оценило деятельность Столярского: он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, ему было присвоено звание народного артиста Украины. На Втором всесоюзном конкурсе скрипачей, который проходил в 1935 году в Ленинграде, Столярский был членом жюри, а его ученик Давид Ойстрах получил первую премию. После конкурса на приеме в Кремле Сталин подарил Столярскому музейный сервиз. В 1939 году профессор был избран депутатом Одесского горсовета. Но главное — по проекту архитектора Ф. Троунянского в центре Одессы, недалеко от Приморского бульвара, на Сабанеевом мосту, было построено здание для специальной музыкальной школы. У него учились не только скрипачи, но и альтисты, виолончелисты, пианисты. Интересные воспоминания о Столярском оставил пианист Яков Зак, профессор Московской консерватории, народный артист России, золотой медалист конкурса Шопена 1937 года, который занимался у Столярского в классе камерного ансамбля в 20-е годы. «Это был необыкновенно талантливый, зажигательно талантливый человек. Учитель, который не брал сам скрипку в руки, но обладал такой удивительной страстью к искусству, действовавший так неотразимо, что до сих пор не могу объяснить себе, как это все происходило». То, что Столярский, занимаясь с учеником, не брал скрипку в руки, был важный и принципиальный прием: дети не должны копировать игру учителя, необходимо, чтобы они проявляли творческую индивидуальность. Речь Столярского была эмоциональной, образной и очень яркой. «Представьте себе, — часто говорил Столярский, — что Ваша мама варит варенье (название его менялось в зависимости от времени года), и Вы чувствуете запах и предвкушаете его попробовать. Играйте, предвкушая». Каждому своему питомцу, даже среднего дарования, Столярский умел придать, и это одна из главных особенностей его школы, черты особенной жизненности исполнения, которая всегда отличает артиста от ремесленника. Ученик Столярского был вооружен законченным техническим мастерством, уверенностью в своих силах, артистической смелостью. …Началась война. Столярский с семьей был эвакуирован в Свердловск, где организовал детскую музыкальную школу при Свердловской консерватории. В эти годы у него учился сын Давида Ойстраха Игорь. Дочь профессора Нелли Петровна работала в этой школе секретарем учебной части. Ее муж Семен Иосифович Турий, известный в Одессе инженер, в 1942 году погиб на фронте. Жили в Свердловске трудно. Петр Соломонович болел, перенес операцию, мечтал о возвращении в Одессу и отказался от предложения Ойстраха переехать в Москву. В 1942 году умерла жена, а в апреле 1944 года умер и сам Столярский. В конце 1944 года Нелли Петровна вернулась в Одессу. Единственное, что у нее осталось, — архив отца. Здание школы было сожжено фашистами. Вместе с учеником Столярского Г. Бучинским, который стал директором школы, усилиями профессоров школы и консерватории она начала возрождать детище своего отца. Здание было восстановлено в конце 50-х годов, и с тех пор школа официально носит имя профессора Петра Столярского. В 1953 году, на пике государственного антисемитизма, Нелли Петровну, которая работала в школе завучем, освободили от занимаемой должности. Но многие ее помнили и, как могли, помогали. Известно, что посылки и деньги присылали Давид Ойстрах и его жена Тамара Ротарева, которая тоже была ученицей Столярского. Умерла Нелли Петровна в 1965 году. Ей так и не удалось издать архив отца. Но ученики Столярского и ученики его учеников работают и тоже учат на всех континентах Земли: в США, Европе, Австралии, Южной Америке, СНГ. И стоит в Одессе памятник Великому Учителю — школа, которая носит его имя.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!