Книжная лавка

 Ирина Любавина, Россия
 29 июня 2007
 2912
Советские евреи после войны

Ф. Кандель. Книга времен и событий. История евреев Советского Союза (1945–1970). Том 6. М.: Мосты культуры, 2007

Эта книга — еще один пересказ истории евреев Советского Союза, хронологическое продолжение прежних работ автора на ту же тему. Она охватывает период от первых послевоенных лет и вплоть до того момента, когда стал возможен массовый выезд евреев из страны. Это возвращение на освобожденные территории, антисемитизм в годы войны и послевоенный период. Уход евреев из Советского Союза. Образование государства Израиль. Сионистское движение в послевоенные годы. Идеологические кампании 1946-1948 гг. Убийство Соломона Михоэлса. Борьба с «безродными космополитами». Уничтожение остатков еврейской культуры. Массовые увольнения евреев. Следствие и судебный процесс по «делу Еврейского антифашистского комитета». «Дело врачей-вредителей». Смерть Сталина и XX съезд партии. Еврейская религиозная жизнь и антирелигиозная кампания 1960-ых, антисемитизм в послесталинский период. Сионизм и еврейский «самиздат». Еврейская культура 1960-х гг. Евреи — писатели, ученые, конструкторы, руководители производства. Арабо-израильские войны и политика СССР. Ассимиляция евреев. Сионистское движение 1960-х гг. Письмо 18 грузинских евреев. «Самолетный процесс». Массовый выезд в Израиль.

Стиль Боровского

Д. Боровский. Убегающее пространство. М.: Эксмо, 2006

Один из самых известных театральных художников, соавтор лучших постановок Юрия Любимова на сцене легендарного Театра на Таганке, где он более трех десятилетий был главным художником, лауреат премии «Триумф» Давид Боровский рассказывает о людях знаменитых и не очень знаменитых, но ярких, талантливых, которые встречались на его жизненном пути. Это Леонид Варпаховский, Анатолий Эфрос, Юрий Любимов… Но не менее ценны размышления автора о профессии театрального художника, рассказы о том, как готовилась та или иная постановка. Например, отдельная глава посвящена пьесам Чехова, оформленным художником в разных театрах не только в России, но и за рубежом.

Он родился в 1934-м, его детские и юношеские годы прошли в Киеве, там он начал свои первые опыты в качестве художника сцены. Искусство сценографии, казалось, заново осознавало себя в его идеях, одновременно предельно условных и жизненно правдивых. Его тяжелый вязаный занавес в «Гамлете», поставленном в Театре на Таганке, навсегда стал знаком лаконичного и глубоко символичного стиля, который вошел в мир театра как «стиль Боровского».

Большую часть книги занимают его разговоры 90-х годов с театральным критиком Риммой Кречетовой, дополняющие картину событий прошедшего времени.

Безграничный мир музыки

Г. Кремер. Ин@родный артист. М.: Новое литературное обозрение, 2006

В двух книгах под одной обложкой — «Осколки детства» и «Ин@родный артист» — замечательный музыкант, всемирно известный скрипач Гидон Кремер вспоминает о детстве в Риге и времени между 1965 и 1980 годами. Автор рассказывает о потерях и расставаниях, встречах и открытиях, современниках — Альфреде Шнитке, Геннадии Рождественском, Кирилле Кондрашине, о друзьях и собеседниках. Он размышляет о месте музыканта в безграничном мире музыки и в строго определенных границах государств и идеологических систем. О давлении и свободе, о власти и любви. О «великой миссии» советских музыкантов и принципах свободного рынка музыкальных услуг.

В «Ин@родном артисте» — продолжении «Осколков», рассказывающих о детстве музыканта, воссоздающих атмосферу его юности, — речь идет о студенческих годах, проведенных в Московской консерватории, становлении музыканта в классе Давида Ойстраха, международных конкурсах, первых концертах и гастролях со всеми их приключениями, — словом, о начале самостоятельной жизни. Вместе с тем это история брожения души, поисков собственного назначения, история счастливых мгновений и затяжных кризисов.

Уважаемые читатели!

Рубрика «Книжная лавка» носит ознакомительный характер. Редакция не дает справок о местах продажи представляемых книг и не занимается их распространением.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!