ДЫХАНИЕ МИРА

 Леонид Гомберг
 24 июля 2007
 3302
В феврале нынешнего года Москву посетил видный израильский художник Михаил Гробман, принимавший участие в программе Московского биеннале современного искусства.
В феврале нынешнего года Москву посетил видный израильский художник Михаил Гробман, принимавший участие в программе Московского биеннале современного искусства. К его приезду был приурочен премьерный показ документальной картины режиссера Лилии Вьюгиной «Кино о прошлом. Портрет эпохи мастерских», рассказывающей о движении молодых художников-нонконформистов 60–70-х годов прошлого века. В центре картины – Михаил Гробман, который в числе других видных участников движения вспоминает о прошедших событиях. И это не случайный штрих: Гробман – одна из ключевых фигур «второго» русского авангарда, один из немногих, кто и сегодня умудряется сохранять творческие идеалы тех лет, достойно миновав социально-политические коллизии последней трети прошлого столетия. Второй русский авангард родился на стыке исторических эпох во время так называемой оттепели, в середине 50-х годов, вскоре после смерти «вождя народов», когда в обществе появилось предчувствие свободы… «Человек рождается свободным, – размышляет Михаил Гробман. – Только на свободе он чувствует себя комфортно. Первое естественное побуждение человека – стремиться к свободе». В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Кое-кто из его участников, в основном молодых людей левых взглядов из разных стран, привез в российскую столицу картины, которые составили огромную выставку в Парке культуры и отдыха им. Горького. Власти не просчитали последствий этого рискованного шага: экспозиция произвела настоящий фурор у привыкших к верноподданническому соцреализму граждан. «Мы ощутили дыхание мира», – рассказывает художник. Молодые люди кинулись в библиотеки, где, пусть и с трудом, отыскали материалы по искусству почти уже забытому, почти полностью изъятому из массового сознания советских людей, вскоре, однако, ставшему точкой отсчета и символом культуры XX столетия – «первому» русскому авангарду начала века. Но и среди «авангардистов второй волны» было немало талантливых мастеров, широко признанных в мире: художники Илья Кабаков, Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Оскар Рабин, поэты Генрих Сапгир, Станислав Красавицкий, Игорь Холин и другие. Едва ли не с первых творческих шагов Михаил Гробман заявил себя еврейским художником; он искал новые средства художественного выражения национального характера и подчас находил их в древних потаенных символах еврейской духовности, сплетающихся в некий загадочный пространственно-временной код. Художник яростно отвергал как бытовой «жизнеописательный» кич с его традиционными пейсами и ермолками, так и усредненный «атлантический стиль», призванный услаждать публику своей стерильной политкорректностью. В 1971 году молодой человек, закаленный в боях с советским конформизмом, мечтающий о новом еврейском искусстве, репатриировался в Израиль. Тамошние художники встретили Гробмана прекрасно: уже через пару месяцев после приезда с успехом прошла его персональная выставка в Тель-Авивском музее изобразительного искусства. Однако контакты с израильской культурной элитой не принесли художнику удовлетворения. «Я оказался между двух огней, – рассказывает Гробман, – псевдоеврейским коммерческим искусством и таким же коммерческим – интернациональным. Я должен был или сдаться, или войти в конфликт с истеблишментом…» И тогда художник решил создать «свою художественную среду». В 1975 году Михаил Гробман выпустил первый номер газеты «Левиафан» и организовал группу с тем же названием, которая стала инициатором нескольких громких акций в 70–80-х годах. Большая алия из России, по мнению художника, «оказалась источником значительной энергии» и даже «произвела революцию» в израильском обществе. Важная творческая инициатива Гробмана – участие в издании русскоязычного литературно-художественного журнала «Зеркало», который редактирует его жена Ирина Врубель-Голубкина. Сегодня профессионалы и любители живописи высоко ценят творчество Михаила Гробмана. Они экспонируются в престижных галереях мира и хранятся в частных коллекциях. Пальмы на берегу моря Черное небо Кладбище Победа духа над телом


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции