ПЕТР ТОДОРОВСКИЙ НЕ ЧУВСТВУЕТ СВОИХ 80 ЛЕТ

 Дмитрий Мельман
 24 июля 2007
 3136
Пока едем на дачу, присматриваюсь к нему. 80? Слабо верится. Подтянутый, подвижный, юморной, глаза горят. Благополучный. Впечатление: переживающий уж Б–г знает какую по счету молодость.
Август-2005. Лихой водитель закладывает крутой вираж, машина с визгом тормозит у автобусной остановки. — Ну что, я не заставил долго ждать? — из окошка выглядывает чуть виноватая улыбка. Пока едем на дачу, присматриваюсь к нему. 80? Слабо верится. Подтянутый, подвижный, юморной, глаза горят. Благополучный. Впечатление: переживающий уж Б–г знает какую по счету молодость. — Петр Ефимович, вам снится война? — Никогда не снилась. — А вообще войну вспоминаете как сплошной ужас или как-то по-другому? — Ну, вот смотрите: героиня моего фильма «Военно-полевой роман». На фронте она была королева. Она была любима, это был ее звездный час. А когда закончилась война — без мужа, без квартиры, — оказалась на дне. А для меня… Не сказать, конечно, что лучшее время. Когда после ранения попал в госпиталь — вот это было прекрасно. После грязи, крови, вшей, когда ты не человек, а животное, — и лежишь на белой простыне, тебя отмывают… У меня ведь было не очень тяжелое ранение — через две с половиной недели уже ходил. А тут санитарки, вечером танцы… — Это самое приятное воспоминание о войне? — Самое приятное — это 8 мая на Эльбе. Потрясающее ощущение — просто наступила тишина. Вдруг. Мы с тяжелыми боями вышли к мосту, а по ту сторону уже стояли американцы, они раньше подошли. И тут тишина. И река. И трава. Мы вдруг услышали, как птицы поют. Ни разу их не слышали, хоть и в лесах были... У меня сценарий лежит, не снял пока, называется «Оглушенный тишиной». Вот это очень точная характеристика. Мы валялись в траве вместе с лошадьми, сбросив вонючие портянки, и не верили, что остались живы. — А самый страшный эпизод? — Первая ночь. Меня бросили на передний край, в часть, которая наступала и выдохлась. Командир полка не знал, где находится комбат, где солдатики… Я весь такой новичок, в гимнастерочке, получил приказ немедленно найти командира батальона. И попал под артобстрел. Ну, это просто жуть: осколки били по остовам сгоревших машин, все взрывалось. А я лежал, прижавшись зубами к земле, — от страха меня просто колотило. Потом, когда все же нашел комбата, один сержант посмотрел на меня, говорит: «Пойдемте, я вам шинель найду. Я тут мимо пробегал, видел». Я сразу не понял, что он имел в виду. Мы ползком пробрались в окоп, там стоял мужчина. Голову положил на руки, вот такие усы. И с куском железа в затылке — видно, снаряд сзади разорвался. Сержант стал пробираться в окоп, а это была одиночная ячейка, говорит: «Я возьму его сзади, а вы берите под руки». И я оказался лицом к лицу с этим человеком. С огромным трудом его вытащили, это был почти двухметрового роста солдат. Стали разжимать ему руки, а они уже закоченели… Вот от этой сцены очень долго не мог освободиться. Тем более знал же: кто одевается с убитого, тот обязательно погибнет. — Насколько я слышал, «Военно-полевой роман» автобиографичен. То есть с вами произошла точно такая же история? — Только два эпизода, которые стали основой для размышления. Один — когда шли к полевой кухне, чтобы получить перловую кашу и кусок хлеба, мы проходили мимо землянки комбата, где звучала музыка и смеялась женщина. Видел ее только один раз, и то со спины, — как она пронеслась на лошади вместе с комбатом. А потом, уже после войны, голодным студентом зимой я шел мимо ЦУМа и увидел женщину, которая торговала пирожками. Но я не был уверен, что это она… — И даже не подошли к ней? — Нет, я спешил в фотомагазин и прошел мимо. Потом уже думал: не пойду на занятия — найду ее, чтобы рассмотреть, расспросить. Как-то прибежал к ЦУМу — ее уже не было. — Как-то вы сказали, что о своих взаимоотношениях с женщинами напишете книгу. Время не пришло? — Насчет книги не знаю, это очень громко. Конечно, женская натура — это такая тайна неразгаданная. Просто кладезь для режиссера. И Галя Польских в «Верности», и Гурченко в «Механике Гаврилове», и Чурикова, и Андрейченко, и Яковлева, и Ира Розанова в «Анкоре»… Знаете, меня даже кто-то назвал «дамский мастер». — А может, дамский угодник? — Нет, я бы не сказал. Конечно, женщина в жизни мужчины занимает огромное место. Полжизни, если не больше. — А в своих актрис никогда не влюблялись? — Это очень опасно. Конечно, если у тебя сильные чувства, если женишься — это одно. А все эти романы… Потом женщины начинают по-другому себя вести, они становятся капризными, пытаются командовать. — Однако первая ваша жена была актрисой. — Да, Надя Чередниченко. Это был такой роман с захлестом. Я только освободился после картины: лето, Одесса, Привоз, вино… Она очень красивая была, к тому времени уже снялась в «Первой перчатке» — знаменитая. Очень как-то все бурно у нас развивалось: приехали в Москву — сразу расписались. Где-то интуитивно понимал: я какой-то оператор провинциальный, зарплата 120 рублей. И тут такая звезда: квартира на Котельнической набережной, машина «Волга», дача где-то в Сухуми. У нее же до меня мужьями были Иван Переверзев и знаменитый авиаконструктор, Герой Соцтруда Микулин — был такой. В общем, чувствовал себя не в своей тарелке. — Как говорится, была любовь без радости, разлука будет без печали? — Да, очень легко все произошло. И она все поняла. Мы остались друзьями, когда с ней вижусь — а не так давно мы в больнице встретились, — очень мило общаемся. — А с Мирой Григорьевной сколько лет вы уже вместе? — Ну, если сыну уже 43, значит… 44 точно. — Можете назвать ее своим другом? — Она мой друг, она моя женщина, моя жена, мой доктор. Она мое все. — Петр Ефимович, мне, например, очень нравятся фильмы вашего сына. А вам? — Мне нравится «Любовь», мне нравится «Страна глухих». Ну а «Подмосковные вечера»… Это уже так. Нет, сделано очень хорошо. Но это все-таки другие люди: другое поколение, с другими возможностями. Мы были абсолютными идеалистами: не думали ни о фестивалях, ни о деньгах — только бы дали снимать. — А мне приходилось слышать, что Валерий Тодоровский даже талантливее отца будет? — Ну и хорошо. Было бы очень печально, если бы он был менее талантливым. Конечно, Валера — интересный режиссер. Очень много внимания уделяет форме — допустим, в «Подмосковных вечерах» почти все кадры сняты с движением… А если глобально: все-таки это поколение больше обращается не сюда (Тодоровский подносит руку к сердцу), а сюда (притрагивается ко лбу). К сожалению. Я вижу, как здорово сделано, но не заражаюсь. Как зритель я должен соучаствовать, сопереживать. А если этого нет… — Валерий спрашивает у вас совета как у старшего товарища? — Я читаю сценарии, высказываю свои соображения. Но больше помогает мне он. Когда монтирую картину, я ему показываю. Уже, кажется, все выскреб, убирать больше нечего. А он свежим глазом может посмотреть, сказать. Я, правда, не всегда слушаю. Понимаете, я не чувствую, что мне 80 лет. В смысле здоровья не будем говорить, но у меня абсолютно свежая голова, мне хочется дурачиться, юморить. Я люблю ухаживать за дамами, мне нравятся красивые женщины, они меня вдохновляют... — Значит, никакого уныния нет и в помине? — Были моменты депрессивные. Давно еще, прошлым летом. Когда я боялся, что сценарий «На память о пережитых страхах» не пройдет. Я ведь тогда так и не решился его представить. И, как оказалось, зря. Потому что сейчас еще хуже стало, чем в прошлом году. Вообще этот фильм надо было делать еще несколько лет назад. Вместо «В созвездии быка». Стратегический прокол. — И тогда захандрили? От безвыходности. — Ну да, почувствовал, что остаюсь без работы, без кино. Без чего я жить не могу. Очень неприятное состояние. Когда тебе ничего не хочется, все валится из рук, у тебя бессонница, раздражаешься по пустякам, все время в голове крутятся какие-то нехорошие мысли. Ты уже не человек, а какой-то недочеловек. Бывает, что в таком состоянии люди вообще кончают жизнь. Тогда я стал писать. И ожил... Да нет, рано мне еще ставить точку. Разве что многоточие... Дмитрий МЕЛЬМАН, МК Печатается в сокращении
ИЗ ДОСЬЕ «АЛЕФА» Петр Ефимович ТОДОРОВСКИЙ Режиссер, актер, сценарист, композитор. Родился 26 августа 1925 года на Украине, в городе Бобринец. Во время Великой Отечественной войны после пехотного училища был направлен в действующую армию. В 1954 году Петр Тодоровский окончил операторский факультет ВГИКа, где его наставником был Борис Волчек. Творческий путь в кино начинал как оператор. В 1965 году состоялся его режиссерский дебют. В 1970 году снялся как актер в телефильме «Был месяц май», поставленном Марленом Хуциевым по сценарию Григория Бакланова. Всем работам режиссера Тодоровского, в числе которых «Фокусник», «Городской романс», «Последняя жертва», свойственна неповторимая авторская интонация. Большой зрительский интерес вызвала мелодрама Петра Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981) с Людмилой Гурченко в главной роли. Новым успехом для режиссера стала мелодрама «Военно-полевой роман» (1983) с Натальей Андрейченко и Николаем Бурляевым в главных ролях. Фильм был отмечен несколькими кинематографическими призами, номинирован на «Оскар». Огромную популярность снискал фильм Тодоровского «Интердевочка», поставленный по одноименной повести Владимира Кунина. Заметными событиями в российском кино стали и последующие картины Тодоровского — «Анкор, еще анкор!» (1993), «Какая чудная игра» (1995). В 1998 году он поставил мелодраму «Ретро втроем». Народный артист России.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции