МАЙКЛ НАЙМАН — СУПЕРСТАР

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 4515
Музыку британского композитора Майкла Наймана сегодня знает весь мир. Разнообразные музыкальные жанры, блестящая композиторская техника, умение находить новые темы и виртуозно воплощать их в музыке — вот отличительные черты творчества Наймана. Энергия больших скоростей, трагедии на футбольном поле, людские потери в войне и при землетрясениях, врачебные исследования — все это ярко воплощается в его сочинениях. Найман гибко сочетает в своем творчестве элементы рок- и поп-музыки, средневековых медитаций, этнос различных народов, в том числе английского, шотландского, еврейского, румынского. И все это переплавляется в то, что весь мир знает как музыку Майкла Наймана.
Музыку британского композитора Майкла Наймана сегодня знает весь мир. Разнообразные музыкальные жанры, блестящая композиторская техника, умение находить новые темы и виртуозно воплощать их в музыке — вот отличительные черты творчества Наймана. Энергия больших скоростей, трагедии на футбольном поле, людские потери в войне и при землетрясениях, врачебные исследования — все это ярко воплощается в его сочинениях. Найман гибко сочетает в своем творчестве элементы рок- и поп-музыки, средневековых медитаций, этнос различных народов, в том числе английского, шотландского, еврейского, румынского. И все это переплавляется в то, что весь мир знает как музыку Майкла Наймана. Композитор родился 23 марта 1944 года в Лондоне. Музыкальное образование получил в Королевском музыкальном колледже, где в 1961–1964 годах учился по классу фортепиано и композиции у Алана Буша. Затем в 1964–1967 годах в Королевской музыкальной академии он специализировался по музыковедению и музыке английского барокко у музыковеда Терстона Дарта. В течение 16 лет как музыкальный критик сотрудничал со многими английскими журналами, редактировал сочинения Перселла и Генделя, изучал музыкальный фольклор различных стран, специально для этого ездил в Румынию. В статье о творчестве английского композитора Корнелиуса Кардью, опубликованной в 1968 году в журнале «Зритель», Найман впервые применил термин «минимализм». Минимализм в музыке — это направление, при котором композитор использует короткую тему (или мелодию), часто несколько тактов, и затем многократно их повторяет на протяжении всего произведения с небольшими гармоническими изменениями. Книга Наймана «Экспериментальная музыка — Кейдж и после», вышедшая в 1974 году и посвященная творчеству многих современных композиторов, до сих пор считается основным трудом по новейшей музыке. Как композитор Найман стал известен в 1976 году, когда по заказу музыкального руководителя Национального театра написал музыку к спектаклю К. Гольдони «Il campiello», в которой были использованы песни венецианских гондольеров XVIII века. В оркестр Найман ввел как старинные инструменты, так и современные — басовые барабаны, сопрано-саксофоны, банджо, что позволило создать эффект шумного уличного оркестра. С этой необычной партитуры и началась композиторская деятельность Наймана. Для исполнения своей музыки композитор создал коллектив, назвав его Michael Nyman Band. Сам он выступает с ним как дирижер и пианист. В начале 80-х годов начинается сотрудничество композитора со знаменитым английским режиссером Питером Гринуэем. Музыка Наймана — важнейший компонент картин Гринуэя. Она не столько составляет фон, сколько «участвует» в действии: прекрасные и простые, легко запоминающиеся мелодии, интересные гармонии и аранжировки приводят публику — и зрителей, и слушателей — в восторг. Первым их совместным фильмом был «Контракт рисовальщика» (1982). Рассказывает Майкл Найман: «Исторический контекст фильма требовал музыки в стиле конца XVII века. Естественно, я выбрал как основу произведения Перселла… Гринуэй хотел, чтобы каждому из 12 рисунков дома и окрестностей соответствовала бы своя музыка… Я отобрал 12 композиций Перселла типа чаконы, бассо-остинато и пассакалии». При работе над вторым совместным фильмом «ZOO (Зед и два нуля)» (1987) Гринуэй поставил перед композитором задачу скорее структурную и концептуальную, чем эмоциональную: по его просьбе Найман создал восемь музыкальных тем, которые олицетворяют восемь ступеней эволюции по Дарвину. В 1985 году на экраны вышел один из шедевров Гринуэя — гротескно-фантастический фильм «Отсчет утопленников». Указания Гринуэя к этому фильму сводились к тому, что вся музыка должна основываться на медленной части Концертной симфонии Моцарта — она звучит в фильме и в своем подлинном виде. Основная тема саундтрека «Повар, вор, его жена и ее любовник» — это «Memorial» («Поминовение»), который является данью памяти 39 болельщиков «Ювентуса», погибших на брюссельском стадионе «Эйзель» в 1985 году. Через четыре года после катастрофы Найман принес это трагическое и важное для него сочинение Гринуэю для его фильма. Этот саундтрек был удостоен премии международного Каталонского кинофестиваля. Российские фигуристы Паша Грищук и Евгений Платов выбрали ее для своего триумфального выступления на зимней Олимпиаде в Нагано в 1998 году. К фильму «Книги Просперо» по «Буре» Шекспира (1991), где действие происходит в эпоху позднего Ренессанса, Найман написал музыку, характерную для конца XX века. Одна из частей, «Миранда» (это имя героини), часто звучит по радио, используется как заставка к телепередачам и даже как звуковой сигнал в мобильных телефонах. Саундтреки Наймана часто играют на концертах: музыка давно «отделилась» от фильмов. В последующие годы Найман писал музыку к фильмам других режиссеров. Так, в 1992 году он написал музыку для фильма Джейн Кэмпион «Пианино». Этот фильм и музыка Наймана были удостоены премии «Оскар», премий Австралийского института кино и Чикагской ассоциации кинокритиков. Рассказывает Майкл Найман: «Фильм потребовал от меня экспрессивной музыки, которая должна была стать музыкальным портретом главной героини — Ады и… дать ей музыкальный голос, который она, будучи немой, использовала бы в качестве средства общения. В моем воображении эта музыка — портрет Ады… Я решил сделать ее автором исполняемой ею музыки, взяв за основу шотландские мотивы…» С этого времени Найман не только становится самым известным из современных британских композиторов, но и получает «титул» наиболее продаваемого из ныне живущих авторов классической музыки. В 1995 году им была написана музыка к полнометражному анимационному фильму «Дневник Анны Франк», который обошел весь мир (в России картина не демонстрировалась). Затем была музыка еще к нескольким кинофильмам, но эта работа — только часть творчества Наймана. Он пишет интересные вокальные и инструментальные сочинения, оперы и квартеты. В 1990 году он написал шесть песен на стихи Пауля Целана, выдающегося немецкого поэта, пережившего Катастрофу, в огне которой погибли его родители и все его близкие. Цикл посвящен немецкой певице Уте Лемпер, записавшей эти песни на диск фирмы Decca (она же блестяще пела в саундтреке к «Книгам Просперо»). В Россию Найман впервые приехал в 1998 году и дал два концерта со своим оркестром в Московской консерватории. Успех превзошел все ожидания. В 1986 году Найман написал одну из своих первых опер — «Человек, который принял свою жену за шляпу» по книге знаменитого американского невролога Оливера Сакса. В мае 2003 года эта камерная опера была поставлена в России коллективом «Маленький мировой театр» в московской галерее Artplay. Композитор присутствовал на премьере. Все партии исполняли российские певцы, дирижировал англичанин Д. Иорио. В 1993 году была написана опера «Шумы, звуки и сладкие арии» по мотивам «Бури» Шекспира, а в 2000 году в Испании прошла премьера оперы «Facing Goya». Позже она была поставлена в Карлсруэ, где после ее успеха Найман на три года получил титул «композитор-резидент». В 2004 году в Карлсруэ состоялась премьера его оперы «Мужчина и мальчик: Дада», основанной на творчестве художника-дадаиста Курта Швиттера. Затем она была поставлена в Англии, США и Чехии. Найман пишет музыку для различных сценических представлений: по заказу японского дизайнера Ямамото под названием Yamamoto Perpetuo, для японской компьютерной игры Enemy Zero, а также ряд балетных партитур для современных хореографов. Очень часто композитор пишет музыку по поводу различных международных событий. Так, по заказу «Би-би-си» им был написан хорал Out of the Ruins («Из руин»), посвященный первой годовщине землетрясения в Армении. К открытию выставки «Экспо-92» Найман написал сочинение «The Upside down violin» («Перевернутая скрипка»), исполненное его оркестром с музыкантами из Марокко. Произведение TGV («Музыка больших скоростей») было написано для церемонии открытия скоростной железной дороги Париж–Лилль. Для футбольного чемпионата Европа-96 Найман написал своего рода гимн футболу под названием «После дополнительного времени». В октябре 2001 года на Европейском фестивале цыганской музыки в Риме его сочинения звучали в течение трех дней. В том числе было исполнено новое хоровое произведение композитора, написанное им в честь окончания реставрации статуи «Моисей» Микеланджело. В 2002 году в Лондоне в огромном зале Royal Festival Hall впервые был сыгран саундтрек Наймана к немому русскому фильму 1929 года «Человек с камерой» (режиссер Д. Вертов) и к новому английскому фильму Д. Кинга «Комиссар Ваниш» о временах сталинских репрессий, о манипуляциях с фотодокументами, о темных сторонах советской жизни. В августе 2003 года в Гамбурге прошла премьера первого скрипичного концерта, написанного для Гидона Кремера и им исполненного. Использование техники минимализма позволило Найману простыми и доступными средствами достичь больших музыкальных высот. Он продолжает плодотворно трудиться — пишет музыку для голливудских фильмов, различных сценических представлений, выпустил альбом фортепианных пьес. Если в искусстве и существует понятие «суперстар», то в первую очередь оно, несомненно, относится к Майклу Найману.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции