КЛЕЗМЕРСКАЯ СЮИТА

 Даниил Тунин
 24 июля 2007
 4829
2005 год официально объявлен годом венгерской культуры в России. На Москву буквально обрушился десант венгерской еврейской культуры: фотовыставка, документальное кино, балет из города Дьер в сопровождении "Будапешт клезмер бэнд" и наконец концерт самого бэнда. С основателем и руководителем "Будапешт клезмер бэнд" Ференцем Явором встретился корреспондент журнала "Алеф".
2005 год официально объявлен годом венгерской культуры в России. На Москву буквально обрушился десант венгерской еврейской культуры: фотовыставка, документальное кино, балет из города Дьер в сопровождении "Будапешт клезмер бэнд" и наконец концерт самого бэнда. С основателем и руководителем "Будапешт клезмер бэнд" Ференцем Явором встретился корреспондент журнала "Алеф". — Ференц, расскажите, пожалуйста, о вашем коллективе. — Мы существуем 15 лет, объездили многие европейские страны, по несколько раз гастролировали в США и Канаде, а до Москвы все никак не могли доехать. Гастроли в России были моей давней мечтой, ведь корни клезмерской музыки здесь — в Восточной Европе. Прием, оказанный нам московской публикой, оказался приятной неожиданностью. Люди аплодировали еврейской музыке, и это самое главное. — Почему вы решили заняться клезмерской музыкой? — Я родился в 1946 году в городе Мукачево Закарпатской области. После окончания ужгородского музыкального училища работал учителем по классу скрипки в музыкальной школе города Виноградово. Там у меня тоже был свой оркестр, наш репертуар состоял из произведений в закарпатской народной обработке. В 1972 году, участвуя в конкурсе "Алло, мы ищем таланты", мы получили приз за лучшее исполнение идишской песни. Все это время я собирал еврейские песни. В 1978 году наша семья переехала в Венгрию. В 1990 году, когда в Венгрии произошли демократические перемены, еврейская жизнь в стране стала легальной — появились еврейские школы, в Будапеште открылся Еврейский культурный центр. Я понял, что мое время пришло, и организовал оркестр. — Какой путь проделал "Будапешт клезмер бэнд" за пятнадцать лет своего существования? — Первый успех к нам пришел в 1996 году, когда на сцене будапештского театра "Мадач" мы сыграли мюзикл "Скрипач на крыше". Мне удалось сделать аранжировку музыки в клезмерском стиле. Наш коллектив органично вписался в штеттл, где происходило действие постановки. За девять лет "Скрипач на крыше" был сыгран 220 раз, его посмотрели 150 тысяч зрителей. В 1998 году мы создали балет "Пурим", а в 2002 году для Камерного оркестра имени Ференца Листа я написал Клезмерскую сюиту. Сюита стала нашим совместным проектом. Сейчас я пишу "Еврейский мюзикл" для Будапештского театра оперетты. — Первый раз вижу еврея, уехавшего из СССР в конце 70-х годов в страну тогдашнего соцлагеря. Как это случилось? — Моя сестра в 1976 году вышла замуж за венгерского еврея и переехала к нему в Будапешт. После этого наши родители решили тоже туда перебраться, что мы и сделали через два года. Особых проблем с венгерским языком у меня не было. Мой родной город Мукачево находится совсем близко от границы Украины и Венгрии, и венгерский язык всегда у нас присутствовал. Тем не менее долгое время я не мог полноценно интегрироваться в венгерскую жизнь. Ощущение дискомфорта исчезло после появления моего бэнда. Духовную силу дала мне еврейская музыка. — Как вам удается в своих произведениях воссоздавать утерянную культуру местечка? — Я родился в Мукачеве, и это значит для меня очень много. Трагические судьбы моих родителей, родственников, друзей, та мука, которая выпала на долю еврейского народа в годы Второй мировой войны — все это не могло не отразиться на моем мироощущении. Моя мама чудом выжила в Освенциме. Вернувшись из этого ада, она воспитывала нас так, что мы были счастливы. А в своем творчестве я опираюсь на Моисея Береговского. В 20 — 30-е годы он собрал уникальную коллекцию еврейской инструментальной музыки и издал ее в шести томах. В конце 30-х годов прошлого века тиражи этого уникального собрания были почти полностью конфискованы и уничтожены. В 1987 году в Москве был переиздан сборник под названием "Еврейская инструментальная музыка", собранный из чудом сохранившихся остатков собрания Береговского. В 1988 году мой друг привез мне эту книгу в Будапешт. С тех пор этот сборник стал для меня самой главной книгой. В нашем репертуаре много мелодий, взятых из этого сборника и переработанных. Еще одним значимым для меня музыкальным источником стал один цыганский музыкант, живший в Мукачеве в пору моей юности. Отец этого музыканта играл в клезмерском ансамбле в Мукачеве в 20-е годы. В 60-е годы я очень много общался с этим цыганом — приходил к нему домой, записывал еврейские мелодии, которые он мне играл. Так что в своем творчестве я опираюсь на Береговского, закарпатские мелодии и свой жизненный багаж. Все это и рождает ту музыку, которая входит в репертуар моего бэнда. Фото с сайта: www.budapestklezmer.hu


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции