СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПЕТЕРБУРГА

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 4760
В 1912 году исполнилось 50 лет Петербургской консерватории. Передо мной книга «Очерки пятидесятилетия деятельности Петербургской консерватории» 1914 года издания, посвященная этому юбилею. Из нее следует, что в первой половине XIX века в России было всего несколько частных музыкальных школ. В 40-е и 50-е годы в Петербурге наблюдалось оживление музыкальной жизни: проходили многочисленные концерты, приезжали ведущие зарубежные исполнители, в частности Ференц Лист, Гектор Берлиоз.
В 1912 году исполнилось 50 лет Петербургской консерватории. Передо мной книга «Очерки пятидесятилетия деятельности Петербургской консерватории» 1914 года издания, посвященная этому юбилею. Из нее следует, что в первой половине XIX века в России было всего несколько частных музыкальных школ. В 40-е и 50-е годы в Петербурге наблюдалось оживление музыкальной жизни: проходили многочисленные концерты, приезжали ведущие зарубежные исполнители, в частности Ференц Лист, Гектор Берлиоз. Душой многих артистических кружков был композитор и пианист Антон Рубинштейн. В 1859 году ему с помощью императорского двора удалось организовать «Русское музыкальное общество». А первая в России консерватория открылась благодаря его стараниям в Петербурге 8 сентября 1862 года в небольшом особняке на углу набережной Мойки и Демидова переулка (в 1896 году она переехала в новое здание на Театральной площади напротив Мариинского театра, построенное, по существу, на деньги А. Рубинштейна). Директором был назначен Антон Рубинштейн. Он руководил консерваторией до 1867 года и затем с 1887 по 1891 годы. Ему было предоставлено право заключать контракты с преподавателями и профессорами. И он пригласил ведущих музыкантов того времени из различных стран, в частности пианиста Теодора Лешетицкого, скрипачей Генрика Венявского и Леопольда Ауэра, главу виолончельной школы России Карла Давыдова. Правда, консерваторией это учебное заведение стало называться гораздо позже. Рубинштейн писал: «Время было квасного патриотизма — пишем устав, надо избегать иностранных слов, ну как консерваторию назвать консерваторией! Никак невозможно! Слово совершенно иностранное. Назвали музыкальной школой. Профессора — опять слово иностранное. Назвали — преподаватели». Только через несколько лет Рубинштейн, воспользовавшись случаем при общении с Александром II, настоял на названии «консерватория». Сначала было принято 179 человек (102 ученика и 77 учениц). Первый выпуск состоялся в 1865 году. Из него вышли впоследствии выдающиеся музыканты: композитор П. И. Чайковский, дирижер Альтани, теоретик и критик Г. Ларош и др. В положении и уставе консерватории, составленных Рубинштейном и утвержденных Александром II, были пункты: «В консерваторию принимаются лица обоего пола и всех сословий и состояний. Каждый поступивший в консерваторию может получить от консерватории вид на жительство». Это было очень важно для еврейского населения России, для которого существовали черта оседлости и запрещение жить в столице. Были учреждены большие и малые золотые и серебряные медали, премия Михайловского дворца. Особо отличившимся фирма «Шредер» дарила свой рояль. За 50 лет Петербургскую консерваторию окончили около двух тысяч человек (в это число не входит последний, юбилейный выпуск). Из них различными премиями были награждены 335 человек, четверть из которых — 84 человека — были евреи. Среди них — Осип Габрилович, получивший премию фирмы Шредер; Самуил Майкапар, основатель целой династии пианистов. Они не получили никаких медалей, так как с 1887 по 1902 годы медали не выдавались. Среди скрипачей — братья Лейба и Яков Местечкины, получившие большие серебряные медали; ученики Ауэра братья Иосиф и Михаил Пиастро, получившие малые золотые медали, а также Шлема Лазерсон и Иосель Лесман, получившие большие серебряные медали. Ефрем Цимбалист, тоже ученик Ауэра, получил малую золотую медаль и премию Михайловского дворца (две премии — это была большая редкость). Такие же две премии получил скрипач Иузель Ахрон, впоследствии известный композитор, сделавший немало транскрипций для скрипачей, прославившийся пьесой «Еврейская мелодия» и другими сочинениями на еврейские темы. Многие годы, начиная со студенческих лет, он был аккомпаниатором Яши Хейфеца. Ария Пазовский, окончивший консерваторию с малой серебряной медалью, стал известным дирижером, народным артистом России, работал в Мариинском и Большом театрах. С малой золотой медалью окончил консерваторию Максимилиан Штейнберг — в будущем известный композитор, ученик и зять Н.А. Римского-Корсакова. С большой серебряной медалью окончил консерваторию 16-летний Лейба Давидович Строк, позднее широко известный композитор Оскар Строк (1893-1975). Он родился в Двинске, в 11 лет поступил в Петербургскую консерваторию в класс пианиста Н. Дубасова, ученика А. Рубинштейна. В 1912 году в Петербурге вышли его первые произведения — романсы на стихи Лермонтова. Он становится аккомпаниатором известных певцов — А. Неждановой, Н. Плевицкой, Д. Смирнова. После революции уезжает в Ригу, пишет музыку и романсы в стиле танго (как правило, на свои стихи): «Черные глаза», «Мое последнее танго», «Голубые глаза» и др. В этом жанре он получает всемирное признание, его произведения исполняли Ю. Морфесси, П. Лещенко, Л. Утесов, К. Шульженко. Пианист Осип Соломонович Габрилович (1878-1936), который учился у В. Толстова и А. Рубинштейна, а затем совершенствовался в Вене у Лешетицкого, в 1896 году дебютировал в Берлине, где произвел фурор. До 1918 года он жил в Мюнхене, выступал там также как дирижер, затем переехал в Соединенные Штаты, где в течение многих лет был главным дирижером Детройтского оркестра. Был женат на дочери писателя Марка Твена Кларе Клеменс. Его фортепианная игра отличалась необыкновенным изяществом. Критики писали: «Поющий звук, pianissimo, подобное тени, и мощь, которая не подавляет». Габрилович играл фортепианные концерты сериями: 19 концертов с оркестром за четыре вечера. К сожалению, он оставил очень мало записей. Класс скрипки в консерватории с 1868 по 1917 годы возглавлял профессор Леопольд Ауэр. Он воспитал более трехсот скрипачей, среди них целую плеяду выдающихся музыкантов: Мишу Эльмана, Ефрема Цимбалиста, Мирона Полякина, Тошу Зайделя, Яшу Хейфеца, Павла Стасевича; брал у него уроки и ученик П.С. Столярского Натан Мильштейн. В 1917 году Ауэр с группой учеников и с их родителями уехал в США. Среди них были Я. Хейфец, Т. Зайдель, П. Стасевич. Умер Ауэр в США в 1930 году. С большой серебряной медалью консерваторию окончил певец (баритон) Иохим Викторович Тартаков — выдающийся вокалист своего времени. Он родился в Одессе в семье портного. К 16 годам у него проявился голос — небольшой баритон приятного бархатистого тембра. Его называли «вокальным чудом». Но на учебу средств не было. Помог случай. На одном из концертов его услышала мать Антона Рубинштейна, она привезла его в Петергоф к сыну. Рубинштейн был поражен талантом юноши и дал ему рекомендацию в консерваторию. В 1877 году Тартакова приняли в класс профессора Камилло Эверарди, большого мастера бельканто, певшего в лучших театрах Италии. После окончания консерватории Тартаков пел на сценах оперных театров Петербурга, Одессы, Киева, а с 1894 года и до своей смерти в 1923 году — на сцене Мариинского театра. Он прославился в главной партии оперы Рубинштейна «Демон», которую проходил с самим композитором. Однажды в конце 90-х годов Тартаков спел в «Демоне» на открытой площадке в горах. Это было первое в мире оперное представление на открытом воздухе. Его обожал Чайковский, который часто включал Тартакова в свои концерты и постановки опер «Мазепа» и «Пиковая дама». Слава Тартакова была европейской: он пел в Австрии и Германии, а также в Гранд-опера в Париже во время Всемирной выставки. В 1909 году он был назначен главным режиссером Мариинского театра, а в 1911 году получил очень редкое по тем временам звание заслуженного артиста императорских театров. С 1920 года он преподавал в Петербургской консерватории. Наиболее «урожайным» по наградам был юбилейный выпуск 1912 года. Награды получили 39 выпускников, из них 23 еврея (60%). Золотые медали получили шесть человек, в их числе будущие музыканты мирового класса Пинхос Сирота, Роза Гершевич, Мойше Фишберг (он также получил премию Михайловского дворца), Иосиф Идельсон. Среди награжденных малой золотой медалью была певица (сопрано) Мария Исааковна Шмаргонер (1886-1968), ученица Наталии Ирецкой. Более 30 лет она пела в Мариинском театре под псевдонимом Мария Бриан. Абрам Ильич Ямпольский (1890-1956), получивший большую серебряную медаль, ученик С. Коргуева, ассистента Ауэра, впоследствии стал основателем московской скрипичной школы — у него учились Леонид Коган, Игорь Безродный, Буся Гольдштейн, Елизавета Гилельс и др. Вместе со своим братом, виолончелистом Марком Ямпольским, в 20-е годы он был основателем и участником московского оркестра без дирижера «Персимфанс», а руководил этим оркестром скрипач, профессор Лев Мойсеевич Цейтлин, ученик Ауэра. Он с юных лет дирижировал оркестрами, и именно под его руководством на Павловском вокзале в 1911 году десятилетний Яша Хейфец дебютировал с оркестром. В начале XX века было учреждено звание заслуженного профессора, оно давалось редко, в Петербургской консерватории его получили Л. Ауэр, А. Есипова, Н. Ирецкая, Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов и виолончелист А. Вержбилович. В эти годы Петербургская консерватория славилась на весь мир. У нее была репутация мирового музыкального центра. Ее великие учителя и их ученики — звезды мирового класса — навсегда вписаны в историю музыки.


Комментарии:

  • 4 августа 2017

    Наталья Кондратенко

    %D0%9C%D0%BD%D0%B5 %D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%2C %D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%B5%D1%82 %D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C %D0%B5%D1%89%D0%B5 %D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%85 %D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9 %D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9 %D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B9 %D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8%3A%0D%0A%D0%B4%D0%B2%D0%B0 %D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0 %D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BC %D0%98%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 %D0%93%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (1906 %D0%B3.) - %D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B9 %D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B9 %D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%80 %D0%B8 %D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3 %D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD %D0%98%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 %D0%A7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%B8 %D0%90%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BD %D0%98%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 %D0%93%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (1909 %D0%B3.) - %D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B9 %D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%B2 %D1%8D%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8 %D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%2C %D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80 %D0%B8 %D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3 %D0%90%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4 %D0%98%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 %D0%A0%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2.


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции