О ХОРОШЕМ И "СРЕДНЕМ" КИНО
Леонид Гомберг
24 июля 2007
1423
Израильскую актрису Ронит Элькабец московские зрители хорошо запомнили по картине режиссера Довера Косашвили "Поздний брак", представленной на Неделе израильского кино в 2002 году. Новая встреча с актрисой не разочаровала.
Израильскую актрису Ронит Элькабец московские зрители хорошо запомнили по картине режиссера Довера Косашвили "Поздний брак", представленной на Неделе израильского кино в 2002 году. Новая встреча с актрисой не разочаровала.
Трудно представить себе более безотрадную и трагическую историю, чем та, что легла в основу сценария фильма режиссера Керен Едайа "Свет".
Свет Ор на иврите не просто метафора, но еще имя юной девочки, дочери Рути изможденной, больной, немолодой женщины, которая с ожесточенным упорством держится за свое пропащее ремесло, убивающее в ней последние остатки давно потухшей жизни. Ор всеми доступными ей средствами безуспешно пытается удержать мать дома, но даже запирая входную дверь квартиры и унося с собой ключ, она не в состоянии остановить катящуюся под откос лавину судьбы. Ее приход в салон "по сопровождению клиентов" представляется ужасным, но в то же время закономерным исходом изломанной жизни.
Камера иногда кажется неподвижной: ей некуда спешить, и она скрупулезно фиксирует малейшие изгибы в движениях души героев картины. Фильм мог бы показаться и затянутым и скучноватым, если бы не потрясающая актерская работа Ронит Элькабец, наполняющая картину гибельной страстью смертельного риска и сокрушительного отчаянья. Трагический исход этой истории, казалось, изначально заложен в ее основе. Бессмысленно разглагольствовать о порочности общества и генетической предопределенности. Задача, заданная зрителям создателями картины, не имеет простых решений. Ответ лишен дидактики и преисполнен печали. Именно поэтому, наверно, израильская лента собрала призы на многих престижных фестивалях последних лет, в том числе в Каннах (Франция, 2004) и Палм-Спрингсе (США, 2005).
В фильме "И взять себе жену…" Ронит Элькабец предстает перед зрителями уже не только как актриса, исполнившая главную роль, но и как сорежиссер и соавтор сценария (вместе с Шломо Элькабецем).
Фабула сценария картины вроде бы не отличается особой оригинальностью. Семейная жизнь Вивиан и Элиягу (С. Абкрейн) зашла в безнадежный тупик, каждый из них готов предъявить своей половине огромный список претензий. Даже их четверо детей не могут оказать на супругов благотворного влияния, наоборот, ребята по уши втянуты в разборки родителей. Семейная драма осложняется возвращением из-за границы Алберта, которого Вивиан любит многие годы. Супруги раздражают друг друга, кажется, самим фактом своего существованием, и при этом любой шаг навстречу, любое слово примирения теряют цену и смысл. Дело не в каких-то там "расхождениях", которые можно было бы преодолеть, а в резком неприятии облика, интонации, взгляда "партнера по браку". Элькабец и Абкрейн играют ситуацию, которая просто не имеет решения. В сцене дикой истерики своей героини актриса на наших глазах вырастает до какого-то запредельного, метафизического уровня страсти в духе великой Анны Маньяни. Без особого риска ошибиться можно утверждать, что нынешняя Неделя израильского кино прошла под знаком замечательной израильской актрисы Ронит Элькабец.
Фильмы "Сирийская невеста" (режиссер Э. Риклис) и "Звезды Шломи" (режиссер Ш. Зархин), также показанные в Москве, с легким сердцем и чистой душой могут быть отнесены к разряду "симпатичных". Такую оценку подтверждают и перечни наград этих картин, в которых явным образом преобладают "призы зрительских симпатий" на различных международных кинофорумах. И это замечательно, ибо свидетельствует о том, что в Израиле уже научились достойно делать "среднее кино". По правде сказать, именно от уровня "средних" фильмов, которые во всех странах составляют большинство, и зависит престиж национального кинематографа.
В основе картины "Сирийская невеста" лежит полуанекдотический инцидент, возникший на границе Израиля и Сирии. Как это обычно бывает, какие-то новые инструкции по оформлению документов, придуманные в чиновничьих кабинетах и оправданные высшей политической целесообразностью, походя ломают жизни простых людей, не особенно искушенных в политике. В принципе, такие же точно инциденты могли бы возникнуть (и наверняка время от времени возникают) на границе России и Грузии или, скажем, Белоруссии и Польши. И это делает ситуацию узнаваемой во всем мире.
Неделя израильского кино в Москве имела значительный успех. Зал Дома актера на Старом Арбате был переполнен все дни показа. Зрители, которым не хватало мест в зале, сидели на ступеньках и аплодисментами приветствовали каждый фильм программы. Пора уже изыскивать для ежегодного кинофорума более просторный зал. Да и вообще прежний "костюмчик" стал тесноват: настало время разнообразить программу, что-то придумать для критиков и журналистов, кроме традиционно унылой пресс-конференции. Хотелось бы увидеть фильмы, посвященные "русской" общине Израиля, вроде "Друзей Яны" Арика Каплуна; хотелось бы увидеть и неигровые картины. Глубоко ошибается тот, кто думает, что таких фильмов нет: буквально накануне кинофестиваля в Центральном доме кино в Москве состоялся показ великолепной документальной ленты израильского режиссера Петра Мостового "Сцена". Все это, несомненно, благотворно влияло бы на формирование имиджа Израиля в глазах российской общественности.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!