ДВА ЮБИЛЕЯ

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 3267
В конце прошлого года отметил свое 25-летие Международный музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера" (художественный руководитель Юрий Башмет), который ежегодно проходит в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Концепция фестиваля, основанная на идее синтеза пластических искусств и музыки, делает его уникальным явлением среди множества музыкальных фестивалей. За эти годы на "Декабрьских вечерах" прошли 363 концерта, в которых участвовали выдающиеся российские и зарубежные исполнители — музыканты, актеры, поэты и режиссеры, причем для некоторых из них это было первым выступлением в России
В конце прошлого года отметил свое 25-летие Международный музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера" (художественный руководитель Юрий Башмет), который ежегодно проходит в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Концепция фестиваля, основанная на идее синтеза пластических искусств и музыки, делает его уникальным явлением среди множества музыкальных фестивалей. За эти годы на "Декабрьских вечерах" прошли 363 концерта, в которых участвовали выдающиеся российские и зарубежные исполнители — музыканты, актеры, поэты и режиссеры, причем для некоторых из них это было первым выступлением в России. В юбилейных "Декабрьских вечерах", наряду с такими замечательными исполнителями, как тенор Йен Бостридж в ансамбле с Джулиусом Дрейком, пианисты Петр Андершевски, Елизавета Леонская, Эльдар Небольсин, фаготист Густаво Нуньес, дирижер Дэвид Стерн (сын великого скрипача Исаака Стерна), выступило фортепианное "Beaux Arts Trio", уже четвертый раз принявшее участие в фестивале. В прошлом году этому всемирно известному ансамблю исполнилось 50 лет. За долголетнее существование и за уникальную историю трио внесено в Книгу рекордов Гиннесса. "Beaux Arts Trio" выступает по всему миру, за полвека им сыграно почти 10 тысяч концертов и записано множество дисков — практически вся музыка, написанная для фортепианного трио, от Гайдна до Айвза и Шостаковича. Многие из этих записей удостоены различных премий. В 1997 году журнал "Musical America" назвал трио "Ансамблем года". В 1998 году оно получило премию Grаmmy за запись музыки испанских композиторов. Форма трио сложна для исполнения, так как три музыканта, объединившихся в трио, должны не только обладать большим мастерством и быть близкими по духу, но и ставить перед собой сходные задачи по стилю исполнения и проникновению в авторский замысел, а также уметь подчинить свои личные исполнительские амбиции общему замыслу. За 50-летнюю историю в "Beaux Arts Trio" сменились восемь скрипачей и виолончелистов, но пианист был всегда один — создатель и бессменный руководитель ансамбля Менахем Пресслер. М. Пресслер родился в 1924 году в Магдебурге. В 1939 году его семья бежала из нацистской Германии. По воспоминаниям Пресслера, спасение было чудом. "У моих родителей были польские паспорта, они сказали властям, что собираются на каникулы, и нам разрешили уехать из Германии. Это было за неделю до начала войны. Мы приехали в Триест, получили визы для выезда в Палестину и отплыли на корабле за несколько дней до присоединения Италии к войне. Корабль, на котором мы прибыли в Хайфу, уже не смог вернуться в Италию. Удача сыграла здесь огромную роль". Среди учителей Пресслера в Палестине был Лео Кестенберг, крупнейшая фигура среди музыкантов, ученик Бузони. Кестенберг работал менеджером Палестинского оркестра (с 1948 года — Израильский филармонический оркестр), основанного в 1936 году скрипачом и дирижером Брониславом Губерманом. Кестенберг "не только руководил моими занятиями на фортепиано, но и научил меня философскому подходу к музыке и помог мне определить путь в жизни", — вспоминает Пресслер. В 1946 году Пресслер принял участие в конкурсе имени Дебюсси в Сан-Франциско, где получил первую премию. Уже давая концерты, занимался с Э. Петри и Э. Штейнманом, учениками Бузони, и французским пианистом Р. Казадезюсом. Талант молодого Пресслера развивался, у него выработался уникальный стиль игры, основанный на певучем туше и блестящей мелкой технике. Его дебют как пианиста состоялся с Филадельфийским оркестром под управлением Ю. Орманди. Позже он выступал с ведущими дирижерами Л. Стоковским, Д. Митропулосом, Дж. Энеску и другими. В 1955 году он создал "Beaux Arts Trio". В него вошли концертмейстер оркестра Тосканини Даниэль Гуле и виолончелист Бернард Гринхауз. Музыканты хотели сыграть девять концертов и разойтись. Никто тогда не мог предположить, что ансамблю суждена долгая жизнь и что "Beaux Arts Trio" станет синонимом камерной музыки. Даниэль Гуле, имевший большой опыт игры в камерных ансамблях, в 1940 году вынужден был, как еврей, бежать из Франции. Он эмигрировал в Соединенные Штаты, здесь сократил на американский манер свою фамилию Гулевич и стал Гуле. В Америке он быстро упрочил свою репутацию превосходного скрипача. Когда он присоединился к Пресслеру, ему было 56 лет. К этому времени Бернарду Гринхаузу — ученику великих виолончелистов Э. Фейермана и П. Казальса, уже известному прекрасному ансамблисту, исполнилось 39 лет. Пресслер был самый молодой из них — ему шел 32-й год. Дебют трио состоялся на Танглвудском фестивале и затем в июле 1955 в Нью-Йорке. Рождение ансамбля поддержали великие музыканты того времени — пианист Р. Казадезюс (на квартире которого музыканты репетировали первое время) и скрипач Зино Франческатти. "Безупречный вкус и музыкальность. Их исполнение вдохновенно" — таков был отзыв А. Тосканини. Вскоре последовали концерты по всей Америке и записи на пластинки. Фирма "Филиппс" заключила с трио эксклюзивный контракт, который длится и по сей день. В 1969 году Гуле умер, и его заменил Исидор Коэн, выпускник Джульярдской школы, ученик известного педагога И. Галамяна. Ранее Коэн играл в Джульярдском квартете и прославился как первоклассный скрипач. Игру трио всегда отличал высокий уровень исполнения, все его участники были музыкантами экстра-класса, владевшими тонким стилем, глубоким проникновением в композиторский замысел и ансамблевой слитностью. 60-80-е — годы расцвета концертной деятельности трио. Музыканты объездили весь мир, сделали много записей. Особое место в репертуаре трио занимает русская музыка: великое трио Чайковского "Памяти великого художника", два трио Рахманинова и Аренского, трио Шостаковича. По существу, "Beaux Arts Trio" первым познакомило музыкальный мир Запада и Востока с этими сочинениями. В 90-е годы трио потеряло И. Коэна и Б. Гринхауза, в нем сменилось несколько составов. Но и в это трудное время М. Пресслер оставался неутомим. В 2004 году, когда отмечалось 80-летие пианиста, он дал несколько концертов в США, на которых выступал с сольными программами и со своим трио. Торжества проходили также в Голландии, Австрии, в Чикаго на Равиниа-фестивале, в Бразилии и, конечно, на Танглвудском фестивале, где полвека назад родилось трио. С 1955 года Пресслер — профессор музыки Цинциннатского университета, он почетный профессор университетов Небраски, Канзаса и Северной Каролины. В 1994 году в США он был удостоен премии за музыкальные достижения, в 1997 году — английской премии "Запись года", в 1998 году — премии журнала "Граммофон", в 2002 году — золотой медали Национального общества искусств и литературы. Менахем Пресслер живет в городе Блумингтоне (шт. Индиана) со своей женой Сарой, которая принимает деятельное участие в работе мужа. "У меня сейчас 15 студентов, — рассказывает Пресслер. — раньше было 25-30… Я принимаю студента после его беседы с моей женой. Она узнает о нем больше, чем я, когда слушаю его игру с блестящими октавами. У меня в классе все студенты поддерживают друг друга… Я горжусь моим классом. Я учу их на своих концертах и даже сейчас, когда я не могу ходить так быстро, как раньше, я никогда не устаю после пятичасовых репетиций". В Москве трио выступало в составе: М. Пресслер, Даниэл Хоуп (скрипка) и Антонио Менезес (виолончель). Д. Хоуп — британский скрипач 1974 года рождения. Выступает в составе трио с 2002 года. В детстве он учился у известного английского педагога Шейлы Нельсон, а в 10 лет уже выступил на "Би-би-си". В течение десяти лет был учеником российского педагога Захара Брона, живущего сейчас в Германии. Его часто приглашал И. Менухин. У скрипача широкий сольный репертуар — музыка Бриттена, Бартока, Равеля, Берга, Шнитке, а также композиторов, погибших в концлагерях. Виолончелист Антонио Менезес родился в Бразилии в музыкальной семье. Учился у А. Янигро в Дюссельдорфе и Штутгарте. В 1982 году получил первую премию на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве. Выступает с ведущими дирижерами и оркестрами мира. У него много сольных записей Баха, Чайковского, Брамса и других композиторов. На концерте в музее музыканты играли трио Бетховена, Мендельсона и Шостаковича. Они поразили слушателей мощью, красотой тона, страстностью исполнения, глубиной постижения композиторских замыслов. В бетховенском трио "Духи" подчеркивалось волевое начало. Музыкальный эпизод, навеянный шекспировским "Макбетом" — Бетховен намеревался писать оперу на этот сюжет, — был сыгран зловеще и завораживающе. Трио Мендельсона №1 было сыграно так вдохновенно, что казалось импровизацией. В трио Шостаковича №2, написанном в 1944 году и посвященном памяти безвременно ушедшего друга — композитора-музыковеда И. Соллертинского, музыканты гениально передали бушующие страсти — похоронные процессии, страдания людей (война!), человеческие рыдания. На бис были исполнены Рондо Гуммеля из его трио и трагическая часть из трио Дворжака "Думки", которую музыканты посвятили памяти Святослава Рихтера — великого музыканта и инициатора "Декабрьских вечеров".


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции