СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

 Леонид Гомберг
 24 июля 2007
 1716
В конце минувшего года в Москву приехал израильский режиссер-кинодокументалист Петр Мостовой. Сегодня, может быть, не каждый зритель вспомнит это имя. Хотя коллеги не забывают. Тому свидетельство — Белый зал в Центральном доме кино, заполненный до отказа "звездами" и профессионалами
В конце минувшего года в Москву приехал израильский режиссер-кинодокументалист Петр Мостовой. Сегодня, может быть, не каждый зритель вспомнит это имя. Хотя коллеги не забывают. Тому свидетельство — Белый зал в Центральном доме кино, заполненный до отказа "звездами" и профессионалами. А в 1989 году, на излете перестройки, когда по телевизионным каналам прошел фильм "Черный террор" (совместное производство СССР, США, Германии и Японии), посвященный самым громким политическим убийствам XX века, имя режиссера Петра Мостового было у всех на слуху. Мировой терроризм тогда только набирал силу — Нью-Йорк, Мадрид, Лондон, Москва были еще впереди, — и предупреждения таких, как Мостовой, казались чрезмерными. В начале 90-х телевидение показало еще две громкие ленты Мостового — "Жизнь прекрасна…" о Льве Троцком и "Одна из многих блуждающих звезд" об израильтянке Шире Горшман, писателе, человеке фантастической судьбы. Но пусть не думает читатель, что режиссер "поднялся" на мутной волне перестроечной чернухи, когда "всем все разрешили". Он пришел в кино в середине 60-х годов и снимал честные картины всегда: и в 70-х, и в 80-х, и в 90-х. Снял более пятидесяти документальных фильмов и несколько игровых. Получал престижные призы на международных кинофестивалях. Его творчеству посвящены статьи в "Истории советского киноискусства" и "Энциклопедическом кинословаре". Его фильмы хранятся в лучших синематеках Европы. Его называют "живой классик"… Неожиданно в 1993 году благополучный и процветающий Петр Мостовой вместе с семьей уехал в Израиль и вскоре устроился работать на телевидение. Двенадцать долгих лет понадобилось режиссеру, чтобы получить возможность снимать не по заказу работодателей, а по собственному разумению. В результате на свет появился фильм "Сцена" (2005), в котором Мостовой выступает как режиссер, продюсер и автор сценария. Действие картины происходит в Израиле. Фабула проста: создается эмигрантский театр "Кабаре", и автор показывает три стадии этой непростой работы — кастинг, репетицию и премьерное представление. Среди пришедших на пробы немало бывших актеров из прошлой, российской жизни, не нашедших работу по специальности в Израиле, по большей части уже не молодых. Но есть среди них люди, никогда не ступавшие на профессиональную сцену, а просто всю жизнь о ней мечтавшие. Кое-кто пришел в театр от безысходности, чтобы найти поддержку или даже просто пообщаться. За историями, которые рассказывают перед камерой артисты, за песнями и танцами, которые они исполняют, стоят суровые годы творческого молчания, трагедия эмигрантской судьбы. Среди принятых в труппу подчас оказываются не профессионалы, а просто люди, сумевшие за короткие отведенные минуты обнаружить свое дарование, раскрыть богатство души. Благодаря незаурядному мастерству режиссера монологи, да и сами номера вызывают у вас и смех, и слезы одновременно. Пусть простят заправские киноведы дилетантизм моего суждения, но фильм Мостового ярко продолжает в кино традиции Феллини. И не только потому, что некоторые сцены этой неигровой ленты как бы цитируют картины великого мастера, вроде "Джинджер и Фред", а потому что они тревожат и лечат наши утомленные души. Но самое потрясающее — об этом режиссер рассказал после просмотра: речь в фильме идет о реальном проекте, который осуществил Мостовой в Тель-Авиве. Театр "Кабаре" живет и показывает программы в различных городах страны! Стало быть, "Сцена" — фильм документальный в полном смысле этого слова. Говорят, что судьба Петра Мостового нетипична для состоявшегося российского художника в Израиле. Кинематографисту, приехавшему в страну немолодым, добиться успеха очень трудно. Вот фрагмент интервью, которое дал мне режиссер в 1993 году в Москве для израильской газеты "Новости недели". "Простите, Петр, но вы же не можете не понимать, что ваша жизнь может сложиться… по-разному. Вы готовы к тому, что вам придется подметать улицы или работать в магазине?" — "Я ничего ни от кого не жду. Мне никто ничего не должен… Свои проблемы я буду решать сам. Но по натуре я оптимист и верю в счастливый случай. Что-то такое должно произойти, по-моему…" Произошло!..


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции