ИСКУССТВО, СОГРЕТОЕ ВНУТРЕННЕЙ ТЕПЛОТОЙ

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 4468
Осенью 2005 года в Москве прошел музыкальный фестиваль, посвященный 100-летию известного пианиста и педагога Теодора Гутмана.
Осенью 2005 года в Москве прошел музыкальный фестиваль, посвященный 100-летию известного пианиста и педагога Теодора Гутмана. Теодор Давидович Гутман родился в 1905 году в Киеве в интеллигентной семье. Мать была врачом, а отец — пианистом, окончившим Венскую консерваторию. Он работал в Киевской опере с певцами, и первые впечатления маленького Теодора были связаны с оперой. Отец был его первым учителем музыки, но в 1918 году он умер, и мальчик готовился к поступлению в Киевскую консерваторию под руководством учеников отца. Директор консерватории известный композитор Р.М. Глиэр зачислил его в класс Иосифа Турчинского, у которого Гутман занимался полтора года. В 1920 году Турчинский уехал в Польшу. И именно в это время счастливая судьба подарила юноше встречу с молодым профессором Генрихом Нейгаузом, которого пригласили преподавать в Киевскую консерваторию. До 1922 года Гутман занимался у него. Это были годы творческого расцвета Киевской консерватории. Здесь преподавали пианист и дирижер Ф.М. Блуменфельд (дядя Г. Нейгауза), музыковед В. Яворский, учился В. Горовиц. Занятия с Нейгаузом стимулировали интерес молодого пианиста не только к концертной деятельности, но и к педагогике. С 1924 по 1926 годы Гутман преподает в консерватории. В 1926 году молодой музыкант уезжает в Москву и поступает в консерваторию в класс Нейгауза. В 1930 году он, окoнчив обучение, остается в классе Нейгауза в качестве ассистента. Имя Теодора Гутмана, как золотого медалиста, было занесено на почетную доску выпускников Московской консерватории. Как солист Московской филармонии он много концертирует по стране. Одновременно он начинает работать на Всесоюзном радио, выступая с сольными программами и в составе трио: скрипач — Марк Затуловский, виолончелист — Григорий Цомык. В 1932 году Гутман становится лауреатом II Международного конкурса имени Шопена в Варшаве, а в 1933-м получает третью премию на I Всесоюзном конкурсе пианистов в Москве, войдя в ряды ведущих исполнителей страны. Критик тех лет писал: «Т. Гутман — артист серьезной, глубокой мысли, зрелого мастерства, большого динамического диапазона». В статье А. Альшванга «Генрих Нейгауз и его школа» (1938 г.) говорится: «Отличительной особенностью игры Гутмана является тщательность, законченность интерпретации. В его игре нет промахов, недоделанных эпизодов, досадных небрежностей… Ему не свойственна внешняя самоуверенность, а тем более самодовольство. Его искусство согрето внутренней теплотой, лишено жесткости, сухости. Его тон полнозвучен, всегда мягок, приятен. За его игрой чувствуется большая человеческая доброта… Рано созревший талант артиста определился уже давно… Пианист нашел себя еще в юности, а годы прибавили уверенную законченность мастерства… Художественная личность Гутмана по своей цельности, сдержанной глубокой эмоции... ранней творческой зрелости, по законченному мастерству… — смутно вызывает в памяти великую тень, стоявшую над его колыбелью, — мы говорим о Шопене… Шопен — горячая привязанность Гутмана на всю жизнь». В предвоенные годы Гутман преподавал в Московской консерватории, а с 1937 года — и в музыкальном училище при консерватории. В 36 лет он получил звание профессора. В годы войны Гутман был эвакуирован вместе с учениками Центральной музыкальной школы в Пензу, где занимался со многими талантливыми детьми, в частности с Лазарем Берманом. После возвращения в 1943 году в Москву он не был приглашен на работу в консерваторию, и это стало одной из трагических страниц в жизни музыканта. Но когда в 1944 году открылся Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (в настоящее время Академия музыки), его глава Елена Фабиановна Гнесина сразу же пригласила Гутмана на работу. Следующие 50 лет его жизни и активной педагогической деятельности протекали в стенах Гнесинского института. До 1958 года кафедрой фортепиано там заведовала сама Е.Ф. Гнесина, а с 1958 по 1972 годы эту должность занимал Теодор Гутман. Среди его учеников были лауреаты международных конкурсов, будущие педагоги консерваторий, институтов, школ. Многие его ученики получили различные почетные звания и премии. Этот список огромен. В. Монастырский, Н. Груберт, И. Беркович, А. Скрипай, В. Зверева, С. Почекин, И. Лавров, С. Сенков, И. Бриль, Л. Чижик, М. Андрианов, В. Тропп, А. Майкапар, Ф. Готлиб, И. Фридман — лишь некоторые из них. Можно говорить о педагогической школе Теодора Гутмана, которая практически отпочковалась от нейгаузовской школы. Авторитет Гутмана как педагога был огромен. Даже такой крупный музыкант, как Эмиль Гилельс, консультировался с Гутманом и проигрывал ему свои программы перед гастролями в США. Ученик Гутмана Владимир Тропп, сменивший своего учителя в должности заведующего кафедрой фортепиано, вспоминает, что атмосфера на занятиях профессора была творческая, по накалу не уступающая концертам. Это объяснялось впечатлением от его уникальной игры. Так его исполнительство перерастало в педагогику. Гутман часто устраивал мастер-классы, которые посвящались отдельным произведениям Шопена, сонатам Скрябина, «Карнавалу» Шумана и др. По существу, это были открытые уроки с учениками. Владимир Тропп вспоминает, как вдохновенно Гутман рассказывал о музыке композитора и о конкретном произведении, фиксируя внимание на существенных моментах и отдельных деталях. «Он вводил слушателей в поэтическую атмосферу пьесы. И после этого он играл ее целиком. Эти концерты-беседы оставляли неизгладимое впечатление у многочисленных слушателей. Зал бывал переполнен, приезжали музыканты не только из московских учебных заведений, но и из других городов». В 60–80-е годы игра Гутмана стала более экспрессивной, расширилась звуковая красочность. Но выступал он все реже, так как все свое время отдавал педагогике. В Москве в основном это были концерты по случаю юбилейных дат. Однако Гутман нередко выезжал на периферию, где его всегда ждали в консерваториях и музыкальных колледжах. Последние выступления Теодора Давидовича прошли в 1994 году на вечерах, посвященных памяти Елены Гнесиной и Генриха Нейгауза. Он играл своего любимого Шопена. Скончался Гутман в ноябре 1994 года, не дожив нескольких месяцев до своего 90-летия. Записи пианист делал в 1947–1952 годах. Многие из них хранятся в фондах радио, но при его жизни не было издано ни одной долгоиграющей пластинки. Только в 1999 году японская фирма «Denon» выпустила два компакт-диска с записями пианиста, куда вошли сочинения Шопена, Шумана, Мендельсона, Брамса, Мясковского, Аренского. В России его записи не выпущены до сих пор. Лишь в 1991 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РФ. Сейчас наконец настало время настоящей оценки искусства этого замечательного пианиста и выдающегося педагога. Свидетельством этого стал прошедший осенью 2005 года в Рахманиновском зале Московской консерватории и Большом зале Гнесинской академии музыкальный фестиваль, посвященный 100-летию Гутмана. Для участия в фестивале со всех концов мира съехались его ученики из США, Израиля, России, Венесуэлы, Испании, а также сын и внук Т. Гутмана — пианисты Юлиан и Евгений. В качестве руководителя фестиваля выступил Владимир Тропп — профессор Гнесинской академии и Московской консерватории. В рамках фестиваля проходили не только концерты, но и мастер-классы. Исполнялись сочинения Баха, Скарлатти, Бетховена, Шопена, Шуберта, Брамса, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и других композиторов. Все участники фестиваля показали высокий класс исполнительской культуры. От своего учителя они переняли серьезный, даже благоговейный подход к авторскому тексту, умение проникнуть в стиль композитора, красивый певучий звук. Профессор Гутман помогал каждому из своих учеников — независимо от степени его дарования — найти свой, индивидуальный подход к исполняемому произведению. Он умел подобрать ключ к каждому питомцу. Участники фестиваля показали себя настоящими мастерами фортепиано. Особенно выделялся драматический стиль игры И. Беркович при исполнении сочинений Баха, а она играет почти все его клавирные сочинения. Также хочется отметить исполнение В. Троппом, тонким музыкантом, преданным наследником своего учителя, сочинений Бетховена и композиторов-романтиков. Фестиваль наглядно продемонстрировал, что семидесятилетний педагогический труд Гутмана дал блестящие всходы, его помнят и почитают уже несколько поколений пианистов. Автор благодарит профессора Гнесинской академии музыки Владимира Троппа за помощь в написании этой статьи.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции