"Я этой встрече рад…"

 Мария Михайлова
 24 июля 2007
 2410
Выставка "Общая тетрадь. Три поколения семьи Аксельрод. Живопись, графика, стихи" прошла в феврале в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Здесь были представлены работы жившего в ХХ веке в Москве Меера Аксельрода и его внука — Михаила Яхилевича, израильского художника. Объединила экспозицию в единое целое Поэзия брата художника Зелика Аксельрода и дочери поэта Елены Аксельрод. Читателям предоставляется возможность встретиться с творчеством этих художников. Сегодня перед вами работы Меера Аксельрода.
Выставка "Общая тетрадь. Три поколения семьи Аксельрод. Живопись, графика, стихи" прошла в феврале в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Здесь были представлены работы жившего в ХХ веке в Москве Меера Аксельрода и его внука — Михаила Яхилевича, израильского художника. Объединила экспозицию в единое целое Поэзия брата художника Зелика Аксельрода и дочери поэта Елены Аксельрод. Читателям предоставляется возможность встретиться с творчеством этих художников. Сегодня перед вами работы Меера Аксельрода. Меер Аксельрод (1902 г.р.) родился в белорусском местечке Молодечно. С детства учился рисованию, а в начале 20-х годов в Минске уже сам преподавал. Впоследствии переехав в Москву, художник встретил творческих единомышленников, учился у Фаворского, вошел в объединение "Четыре искусства". Работы Меера Аксельрода отражают вехи стремительного и непростого времени: он успел запечатлеть исчезающий мир еврейских местечек, в 30-40-е годы много работал для театров, в 50-60-е писал пейзажи, портреты друзей и близких. Единственная персональная выставка при жизни художника прошла в 1968 году. Нынешняя экспозиция — первая попытка ретроспективного показа работ Аксельрода в московском музее, и неслучайно она предпринята именно в ГМИИ им. А.С. Пушкина — здесь хранится превосходное собрание его графических работ. Более 200 работ Меера Аксельрода, представленных на выставке в ГМИИ им. Пушкина, условно разделены на пять периодов, отражающих основные темы его творчества: "Местечко. Старый Минск", "Беженцы. Гражданская война", "Еврейские коммуны в Крыму", "Театр" и работы последнего десятилетия жизни мастера. Тонкие и лиричные работы Меера Аксельрода органично дополняют трепетные и искренние поэтические зарисовки Зелика Аксельрода, но это не стихи, написанные к картинам и не иллюстрации к стихам. Сосуществование поэзии и изобразительного искусства — более значительная метафора. Эта параллель сходных мироощущений поэта и художника словно создает дополнительное измерение. "С высью вновь беседую немой… Льется звезд ответное сиянье…" Когда в начале 30-х годов из Израиля в Крым приехали будущие коммунары-аграрники, художник восторженно отнесся к этому начинанию и дважды ездил запечатлевать обновленную жизнь еврейских переселенцев. В жизнеутверждающих и динамичных работах этого периода — теперь на таком большом временном и событийном расстоянии, — явственно слышна трагическая интонация. Сквозь тонкие акварели проступает хрупкость и недолговечность нового мира, ненадолго пришедшего на смену разрушительной гражданской войне. Предчувствия не обманули художника. Совсем недолго осталось жить энтузиастам коммун и героям зарисовок: они сгинули в сталинских и гитлеровских лагерях. "Звездный свет во мраке тонет. Неподвижен взгляд немой. Просижу всю ночь в вагоне… Возвратимся ли домой?" Яркие и узнаваемые образы созданы Меером Аксельродом в 30-40 годы во время работы в театрах — прославленном московском ГОСЕТе, госетах Украины и Белоруссии. Свое детство и юность воссоздавал художник, оформляя спектакли по пьесам Шолом-Алейхема — "Тевье-молочник", "Менахем Мендл", "Заколдованный портной", по пьесам Бергельсона, Кульбака, Зискинда Лева. Его эскизы декораций открываются, будто волшебная шкатулка, приглашая встретиться с персонажами пьес, окунуться в атмосферу еврейского местечка. "Здесь улочки кривы и колченоги, а я смотрю — и радость не избыть…" Работы 60-е годов наполняют сердца ощущением счастья. Солнечные улочки Крыма и Гурзуфа, плавное течение прибалтийского дня, навеянные теплотой и уютом гостеприимного дома портреты родных и друзей. "Поглядишь назад едва - прошлое увидишь снова…"


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!