ЦИТАТЫ ВРЕМЕНИ

 Леонид Гомберг
 24 июля 2007
 3839
«Мы знакомы без малого тридцать лет, — написал мне недавно в письме Женя Габриелев. — Ненужной сентиментальности в этой дате нет, просто наши судьбы пересеклись, и мы разделили мирное время конца XX века, особенно не утомляя себя. Мы доживали славу наших пап, окружали себя книгами и приятными разговорами, а воевали в песнях и амурных похождениях. Помню, к кому бы ни приходил в ту пору, повсюду были разбросаны, расставлены, оставлены книги, рядом с которыми или прямо на которых стоял вечный портвейн; ему, как молодому вину, не давали выстояться, а пили сразу, торопя жизнь. Все мечты запутались в словах. Поскольку все предопределено, то текст, описывающий или предписывающий, редко щедр на изящное слово. Проходит время, и обнаруживаешь, что в слова ты верил так преданно, что реальности не остается вовсе: слов много, бесконечное количество слов, которых не удержать в памяти. Все возвращается к тексту и его изображению. Можно и так поставить вопрос: в чем больше правды — в слове или в изображении?»
Евгений и Ольга — москвичи. Женя окончил ВГИК, Оля — Текстильный институт. С 1990 года они — члены Международной федерации художников (ЮНЕСКО). Евгений — с 2003-го член Союза кинематографистов Канады. Габриелевы вместе с двумя детьми уехали в Канаду в марте 1996-го… Над Канадой небо синее, Меж берез дожди косые. Хоть похоже на Россию, Только все же не Россия. «В Монреале был свежий упоительный воздух, — писал Женя, — повсюду пахло резиновыми галошами из обувных магазинов. Запах сводил с ума — абсолютно так же пахло в Детском мире на площади Дзержинского в 60-х годах. Весна невероятно быстрая в этих местах: дожди смывали снег, веяло сыростью с реки Святого Лаврентия. Запахи живут долго. А я жил этими запахами и наслаждался весной. Потом меня не записали в библиотеку, потому что я не смог объясниться по-французски. Это была первая незадача, случившаяся со мной, запахи стали уходить, я больше не чувствовал себя дегустатором весны и догадался, что попал сюда за чем-то другим, очень простым и будничным». В начале 1996 года у Габриелевых произошло еще одно очень важное событие: в московском Музее им. Тропинина открылась выставка «В поисках русской харизмы», где прошедшая и нынешняя эпохи были представлены в живописных портретах XVIII – XIX веков и четырнадцати черно-белых фотографиях современных политических и общественных лидеров. Живописные портреты и фото сопровождались биографическими справками изображенных на них деятелей. — Интрига такова, — рассказывает Евгений Габриелев. — С одной стороны, «герои прошлого», проверенные временем, с явленными на портретах атрибутами власти — орденами, пуговицами с гербами и прочими знаками отличия, с другой — наши современники, чей «академизм» поддержан лишь черным фоном и одинаковым для всех венским стулом, с которым стоя рядом или сидя они позировали. Стул здесь имеет множество метафор. Для меня же это точка отсчета, символ начала XX века — стиль арт нуово, изменивший отношение людей к пространству во всех сферах жизни. Политики, казалось бы, могли о себе позаботиться, но это только подчеркивало их абсолютное одиночество. Такая незащищенность бывает разве что при смене эпох. Я видел эти работы Жени. На меня они произвели впечатление полной обреченности и самих политиков, и дел, которые они вершили, а главное, нас, — не народа даже, а народонаселения, электората, — в полном ослеплении доверившего им свое будущее. Евгений увидел и показал то, что тогда видели и знали не многие. Габриелевы уехали, а выставка тем временем продолжала работу, в течение пяти месяцев собирая полные залы московского музея. Служители жаловались, что «хронически не хватало» непременных тапочек, без которых посещение было запрещено; это вызывало постоянные очереди. Тогда еще был жив интерес к искусству, оставшийся со времен «перестройки». В Монреале они прожили два года. Ольга окончила частный институт «ICARI» по специальности «компьютерная графика и веб-дизайн». Потом переехали в Торонто. Потихоньку начали продавать работы. Их первая выставка на американском континенте прошла в Нью-Йорке, еще до отъезда из Москвы. В Канаде у них было три персональных выставки. Одна из крупнейших североамериканских организаций, Holy Blossom Temple, которая устраивала выставку, даже купила одну работу. Как потом сказали знающие люди, «такие покупки бывают крайне редко, и этим можно гордиться». Кое-какие работы «на еврейскую тему» были проданы в США и Израиле и стали частью корпоративных коллекций. С 2003-го Евгений Габриелев работает в издательстве НЛО над серией книг о современном искусстве. — Мне повезло работать с текстами превосходных авторов, — рассказывает Женя. — У меня замечательный редактор Галина Ельшевская и удивительно тонкий и понимающий издатель Ирина Прохорова. Мы представляем работы Евгения Габриелева из проекта «Очерки визуальности». Это лишь небольшая цитата из всего массива его продукции последнего времени, переполненной избыточным визуальным напряжением, — картины неправдоподобные, но почему-то узнаваемые в своей завораживающей отрешенности. Из рисунков Ольги Габриелевой — пейзаж из серии 1999‑2006 годов на тему «идеального мира», а также сюжеты на тему еврейского фольклора «Праздники». Рисунки Ольги, несмотря на бросающуюся в глаза скупость изобразительных средств, весьма экспрессивны. Не фабула, не цвет, не лица, а именно поза, иными словами, место, которое человек занимает в пространстве, создает это еврейское ощущение смеха сквозь слезы, печальное настроение недосказанности, затухания и упрямого возрождения.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции