Всплывшая Атлантида

 Екатерина ЗОРКИНА, МК-Воскресенье
 24 июля 2007
 2989
В научно-популярной передаче «Атланты. В поисках истины» на телеканале «Культура» звучат революционные идеи: войско египетского фараона утопило цунами, Черное море скоро взорвется, а конец света случался на Земле уже не раз. Автор этих идей Александр Городницкий — геолог, но известен в первую очередь как бард. Я встретилась с классиком авторской песни в Институте океанологии, чтобы выяснить, легко ли совмещать науку с поэзией.
— Как вы, ученый и поэт, еще и на телевидение попали? — Никогда не называю себя ученым и поэтом. Как-то это самонадеянно очень. Я — научный работник и пишу стихи. А идея передачи изначально принадлежит одной знакомой журналистке. Она предложила сделать серию фильмов на основе моих научно-популярных статей и бесед. Никто, конечно, не подозревал, что из этого может вырасти такой солидный сериал. 26 фильмов уже показали и сейчас готовим еще 8. — Темы, кстати, у вас не чисто научные: десять египетских казней, Содом и Гоморра… — Мы сразу решили подбирать темы, которые волнуют не только узкий круг ученых, но и всех людей. Меня, как человека, занимающегося наукой, это и привлекает. В фильме, в отличие от статьи, можно ставить не чисто научные вопросы. — Например, о существовании Атлантиды? — Верно. Раньше я думал, что все это байки, ерунда. Но в свое время, погрузившись в Атлантике на вершину подводной горы Ампер и найдя на ней странные сооружения, похожие на развалины, задумался. Попытался создать геофизическую модель гибели Атлантиды. Не знаю, может быть, на старости лет у меня поехала крыша… что не исключено. (Смеется.) Мой любимый Александр Грин писал, что детство живет в человеке до седых волос. Неправда. Волос у меня уже нет, а детство только просыпается. И мне не стыдно. — Коллеги не воспринимают ваши фильмы как издевку над серьезной наукой? — В том-то и дело, что главное для меня — абсолютная корректность с точки зрения науки. Чтобы никто из самых крупных специалистов не смог обвинить ни один фильм в шарлатанстве. — Получается? — Судя по отзывам коллег — да. Кстати, сейчас большинство научно-популярных программ делают журналисты. Они заботятся только о том, чтобы чем-то ошарашить зрителей, а никак не о корректности. — А еще многие программы очень скучные: сидят два человека и долго… — …и нудно разговаривают! Такое было, к примеру, у Гордона. Но задача-то не отпугнуть зрителя сложными терминами, а, наоборот, привлечь. Именно поэтому мы решили говорить только понятным языком. К тому же в отличие от передачи «Очевидное — невероятное» уважаемого и любимого мною Сергея Петровича Капицы, у нас есть кинематографический элемент. Зрительный ряд, а не просто говорящие головы в кадре. — Как же вы без сложных терминов обходитесь? Гости — сплошь ученые. — Стараюсь формулировать вопрос так, чтобы гость был вынужден отвечать простым языком. И вообще, считаю, что как бы ни были сложны научные идеи, их нужно излагать просто. Если человек не может этого сделать, значит, в его науке что-то не так. Чем она менее совершенна, тем гуще ее обставляют сложными терминами. Медики, например, употребляют латынь, если с пациентом дела совсем плохи — чтобы не догадался. — Ваши библейские сюжеты не вызвали резонанс в религиозных кругах? — Вызвали. В ортодоксальных. Речь шла о гибели войска фараона, описанной в Библии. Я считаю, что это доскональное описание цунами. Меня обвинили в кощунственном предположении, что это не чудо. Но почему Б-гу не устроить чудо так, чтобы мы смогли найти ему разумное объяснение? Кстати, в фильме выступал раввин, который со мной спорил. Всегда стараемся столкнуть две точки зрения. — В спорах рождается истина? — Мы ставим вопросы, а не решаем. Наука не всесильна. Кто-то говорит, что Санкт-Петербург утонет, в Черном море взорвется сероводород, а химическое оружие гитлеровского рейха, затопленное в Балтийском море, приведет к экологической катастрофе, — другие с этим спорят. Но после фильма о Балтике нашему институту стали предлагать деньги на исследования. — В процессе съемок вы, случаем, не сделали какое-нибудь открытие? — После фильма «Когда наступит конец света?» я написал несколько научных статей о том, что инверсии магнитного поля Земли могут привести к глобальным катастрофам. И периодически они происходили, отбрасывая эволюцию далеко назад. Сейчас мы вместе с профессором Гарвардского университета Шахновичем пытаемся исследовать эту проблему. До фильма я бы ни за что не осмелился выступить с такой статьей. Засмеяли бы. Но фильм поднял этот вопрос на уровень науки. — Так когда наступит конец света? — Не знаю, и никто не знает. Через сотни тысяч лет или завтра. Так что своим студентам я говорю: можете уходить с моих лекций и срочно заниматься любовью. — О чем сейчас снимаете? — Нужно ли человеку бессмертие. Будем беседовать с профессором Владимиром Петровичем Скулачевым, который как будто нашел ген бессмертия, о том, не приведет ли долголетие к вымиранию человечества. Ведь население постареет. И какое долголетие нужно людям — биологическое или творческое? — Кстати, о творчестве. Правда, что несколько песен вы написали специально для своего цикла? — Совершенно верно — около десятка. В каждом фильме обязательно звучит одна из моих песен: они разбавляют научные рассуждения, дают больше воздуха. А общую идеологию отражает песня «Атланты». Кстати, название для передачи придумал не я. Но оно гораздо удачней того, что я сам хотел предложить. — Что сейчас происходит с авторской песней? Говорят, она умерла. Но молодые исполнители тоже называют себя бардами. — Авторская песня была разделом русской литературы. «Поэт с гитарой в руках» — как говорил Булат Окуджава. Барды были прежде всего литераторами: сам Окуджава, Галич, Высоцкий, Визбор, Анчаров, Новелла Матвеева, мой друг Юлий Ким. Это поколение ушло. А то, что пришло на смену сегодня, — самодеятельная эстрада и к литературе отношения не имеет. Хотя иногда встречаются интересные тексты и незаурядные исполнители. Недавно я был председателем жюри фестиваля «Петербургский аккорд», и несколько человек меня порадовали, например, Ольга Чикина из Подмосковья. Есть и другие талантливые авторы. — Как вы считаете, русский рок действительно вырос из авторской песни? — Я, кстати, не противник рока, как раз наоборот — большой поклонник Гарика Сукачева, Юрия Шевчука. Но, думаю, пошел он все-таки от рока вообще. Потому что определяющую роль в нем играют музыка, ритм, а не текст. Хотя стык рока и авторской песни мне кажется очень интересным и перспективным направлением. Это будет уже другая модификация звучащей поэзии. — Ваша популярность как барда помогает вам в научной работе? — Иногда мне удается решить организационные вопросы, по которым просто так со мной бы никто из высокого начальства не стал разговаривать. А так говорят: «Конечно! Поможем, чем можем!» — Коллеги не относились сомнительно к вам из-за вашего поэтического хобби? — Еще как относились. Профессор, принимавший у меня кандидатскую диссертацию к защите в МГУ, сказал: «Это тот самый, который песни пишет? Да он же легкомысленный человек! Как он сможет сделать что-нибудь серьезное в науке?!» Но такое отношение быстро прошло. Потому что кроме 250 песен у меня есть примерно столько же научных работ. Так что теперь мне никого ни в чем не нужно убеждать.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции