Сюжет на обочине
Леонид Гомберг
24 июля 2007
3550
Новый роман Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы» (М.: Эксмо, 2006) ошеломляет. Поначалу кажется, что у него нет и не может быть аналогов ни в близлежащих пластах современной литературы, ни у самой писательницы в прошлом ее творчестве. Меньше всего это относится к фабуле: на этом поле или, вернее сказать, полях Рубина с присущим ей азартом и вдохновением как всегда мастерски разыгрывает и доводит до победного конца сразу несколько партий гроссмейстерского уровня.
Но вот внутренняя напряженность повествования, насыщенность значимыми деталями, их группировка и освещение, глубина контекстного слоя непривычны, чтобы не сказать неудобоваримы. Правда, только вначале. Потом — вчитавшись, перечитав (а я романы Рубиной всегда перечитываю, не успев даже перевернуть последней страницы) — понимаешь, что все эти неизвестно откуда взявшиеся переполненные тайники, на самом деле, закладывались писателем в ее прежних книгах: в недавних путевых очерках и «рассказах о любви», в отдаленной уже ташкентской повести начала 90-х «Камера наезжает».
Сюжет романа выстроен на обочине криминальной истории, где-то подслушанной или прочитанной, а возможно, и придуманной. Небывалая по масштабам система наркотрафика, созданная в Советской империи неизвестной авантюристкой по кличке Артистка, находится, кажется, в центре какого-то иного повествования — грандиозного криминального действа, написанного самой жизнью. Ну, так же, например, как история о Розенкранце и Гильденстерне в интерпретации Тома Стоппарда сформировалась на периферии эпического «Гамлета». Роман Рубиной соприкасается с криминальной основой событий всего несколькими точками, а по большому счету, всего лишь одной — незавершившимся убийством Артисткой своего мужа, спившегося еврейского интеллектуала Миши Лифшица, отчима главной героини книги, художницы Веры Щегловой.
В центре романа традиционная для Рубиной тема — становление личности художника вопреки неблагоприятным обстоятельствам, в данном случае формирование крупного мастера из нелепой провинциальной девчонки, казалось бы, конченой, даже не начавшись, не только для высокого творчества и больших идей, но и просто для нормальной жизни. Так ли уж непомерно далеки друг от друга мать — криминальная артистка Катя — и дочь — выдающийся художник Вера Щеглова? Не связаны ли они глубочайшим одиночеством, творческим эгоцентризмом, азартом борьбы и необузданным празднеством победы?.. От ответа на этот вопрос в значительной мере зависит смысл рассказанной истории.
События в жизни матери и дочери Щегловых следуют то последовательно, то параллельно, то вообще в одной связке, как альпинисты при штурме вершины. Точкой отправления становится день возвращения матери из тюрьмы после пятилетнего заключения, к которому ее приговорил суд за тяжкое преступление. Рассказ возвращается в прошлое, неуклонно поднимаясь в будущее, — таким образом, процесс и результат смотрятся рядом, а оттого особенно наглядно и живо…
Быстро меняющийся восточный город второй половины прошлого века — одна из самых загадочных страниц призрачной действительности, в которой пытается отыскать дорогу писатель. Недаром в повествование включены воспоминания друзей и родителей о Ташкенте, мало относящиеся к сюжету, но, судя по всему, особенно дорогие Рубиной. Вообще тема «разрушенных городов детства», их переход в иное качество — естественная и понятная тема постсоветской литературы с ее тщетой попыткой осознания новой реальности и, стало быть, бесконечных грез о прошлом. Но у Рубиной речь идет не вообще о согражданах, а о ныне исчезнувшей общности: «колониальных белых» — «особом типе людей, всегда готовых к неизведанному, гибких, покладистых к обстоятельствам и — рисковых… вечных караванщиках на привалах Великого Шелкового пути…»
Сегодня Ташкент середины прошлого века остался разве что в их воспоминаниях. Романтический Шелковый путь сменился банальным бездорожьем. Но именно они, «колониальные белые», взвалили на себя ношу хранителей непреходящих (может быть, призрачных?) ценностей тысячелетий, канувших в Лету почему-то именно при нашей жизни…
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!