Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 2658
Глава: «Ноах» Глава «Лех-леха» Глава: «Ваера» Глава: «Хаей Сара» Глава: «Толдот»
Глава: «Ноах» Тема: Внутренняя суть Торы и сокровенное знание Верхние воды и нижние воды Во время Сотворения мира Всевышний разделил «нижние воды» и «верхние воды»: Б-жественную мудрость и человеческое знание. Но вот наступило время Всемирного потопа, о котором сказано («Берейшит», 7:11): «На шестисотый год жизни Ноаха (…) разверзлись все источники великой бездны и окна небесные раскрылись». Эти слова можно воспринимать как пророчество, если помнить, что в Традиции вода указывает на мудрость и знание. А именно: «в шестое столетие шестого тысячелетия» (по еврейскому календарю, то есть около 150 лет назад) «разверзлись все источники великой бездны» — началось активное развитие «земного», научного знания. И тогда же «раскрылись окна небесные» — произошло становление хасидской Традиции, которая служит источником «небесной», Б-жественной мудрости. (Из сочинения «Зогар» и бесед Ребе) Глава «Лех-леха» (984) Тема: распространение единобожия «И стал передвигаться Авраам, смещаясь на юг» («Берейшит», 12:9) С этого простого и, казалось бы, мало примечательного события (хотя разве есть хотя бы один мало-мальский эпизод в жизни праведника, который бы был малозначимым?) более 4000 лет назад начался великий подвижнический путь нашего праотца Авраама. Всевышний направляет и ведет нас туда, где скрыты святые искры Б-жественного света, туда, где есть нечто, что нуждается в исправлении, в место, где есть возможность сделать доброе дело. Этим путем мы и следуем уже более трех тысяч лет. («Мидраш Раба») Глава: «Ваера» Тема: исполнительность и старание Наши мудрецы подчеркивают, что главной заслугой Авраама была не столько сама готовность выполнить приказ Творца и принести в жертву своего сына, сколько расторопность, с которой он исполнил эту тяжелую повинность. Не откладывай на завтра Тора подчеркивает эту исполнительность Авраама словами (22:3): «И поднялся Авраам рано утром». Наверное, поэтому Ребе РАЯЦ (Иосиф-Ицхак) любил повторять: «Умный делает сразу, глупец откладывает назавтра». Впрочем, когда речь идет о другом случае — завете обрезания, мы находим в тексте Торы то же самое выражение: «И поднялся Авраам рано утром». Хотя обрезание можно делать в любое светлое время суток, Авраам не стал откладывать дорогую ему заповедь и выполнил ее сразу, как только представилась такая возможность. Некоторые люди склонны забывать об этом качестве Авраама, когда речь заходит о приходе Мошиаха. «Пусть придет завтра, что за беда, — спокойно говорят они. — Ведь рано или поздно, но он обязан прийти». Нет, мы, ученики и потомки Авраама, хотим, чтобы он пришел непременно сегодня, уже сейчас! Мы не хотим ждать! Глава: «Хаей Сара» Тема: дневная молитва «Минха» Молитва в поле Молитва Ицхака называется «беседа (с Творцом) в поле». Во время своей молитвы Ицхак как будто бы беседовал с каждым кустом, с каждой травинкой в поле («куст» и «беседа» пишутся одинаково), и все полевые растения придавали силу его молитве. (Рабби Нахман из Брацлова) Глава: «Толдот» Тема: наш праотец Ицхак-Авийну Эта глава рассказывает о втором праотце — Ицхаке-Авийну. Его отличали самодисциплина и умение сдерживать эмоции. Родословная Ихака «Вот родословная Ицхака, сына Авраама: Авраам родил Ицхака». Не трудно заметить, что вторая часть фразы фактически повторяет первую. На самом деле, это не совсем так. Сказано: «Деяния отцов — указание для их сыновей». Ицхак не просто был сыном своего праведного отца, но и во всем следовал его примеру. О том, что Ицхак сын и преемник Авраама, можно было судить по его поступкам, а не только по свидетельству о рождении. Примером может служить история с колодцами, которые были изначально вырыты его отцом, а потом засыпаны арабами. Ицхак заново откапывал колодцы, столь необходимые в пустыне, и возвращал им прежние имена, данные еще Авраамом, то есть вел себя, как достойный сын праведного отца. («Берейшит Раба»)


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции