Виктор Шкловский. Филологический гений

 Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ, Россия
 24 июля 2007
 4398
Обычно мы говорим о титанах эпохи Возрождения. А вот титаном XX века, бесспорно, был Виктор Шкловский, человек-век, свидетель и описатель почти всех литературных событий. Историк и теоретик литературы. Обладатель золотого пера. Его «поэтизмы» — филигранные фразы сверкают, как алмазы, и разят, как кинжал.
Обычно мы говорим о титанах эпохи Возрождения. А вот титаном XX века, бесспорно, был Виктор Шкловский, человек-век, свидетель и описатель почти всех литературных событий. Историк и теоретик литературы. Обладатель золотого пера. Его «поэтизмы» — филигранные фразы сверкают, как алмазы, и разят, как кинжал. В энциклопедиях он представлен как прозаик, литературовед, критик, сценарист, киновед. А еще он — эссеист, формалист, скандалист и прочий «ист». Яркий, неповторимый филологический гений. Его заметили сразу. Сам он вспоминал: «Помню, я шел как-то по Невскому. Навстречу мне с каким-то человеком — Маяковский. Подошел. Представил меня своему товарищу: «Шкловский». Тот переспросил: «Виктор Шкловский?» Маяковский улыбнулся: «Витя, это уже слава». Была знаменитая литературная троица: Борис Эйхенбаум, Юрий Тынянов и Виктор Шкловский, о которых Корней Чуковский уточнил: «Все евреи». Из письма Шкловского — Эйхенбауму (16 янв. 1928): «Твои опасения неправильны: я не гений. Юрий тоже не гений... Если ты тоже не гений, то все благополучно... А гении мы сообща...» Долгожителем великолепной троицы оказался лишь Шкловский, прожив на свете 92 года — почти век — и не откладывая пера до последних дней. Он родился 12 (24) января 1893 г. в Петербурге, в семье учителя математики. Свою литературную деятельность начал в 1908-м. А потом грянула первая мировая война. Попав на передовую, Шкловский заслужил Георгиевский крест 4-й степени. После революции в рядах Красной Армии служил помощником начальника подрывного отряда. После гражданской примкнул к эсерам, а после их разгрома в феврале 1922-го, опасаясь ареста, эмигрировал в Финляндию, а затем в Германию. Нина Берберова в книге «Курсив мой» вспоминает Шкловского эмигрантской поры: «Шкловский был круглоголовый, небольшого роста, веселый человек. На его лице постоянно была улыбка, и в этой улыбке были видны черные корешки передних зубов и умные, в искрах, глаза. Он умел быть блестящим, он был полон юмора и насмешки, остроумен и подчас дерзок, особенно когда чувствовал присутствие «важного лица». Он был талантливый выдумщик, полный энергии, открытий и формулировок. В нем бурлила жизнь, и он любил жизнь. Его «Письма не о любви» и другие книги, написанные о себе в эти годы, были игрой, он забавлял других и сам забавлялся». Шкловский вернулся в Россию в 1923-м, где был милостиво прощен за свое эсерство, о котором никогда больше не вспоминал, храня молчание. Лишь перед смертью обронил фразу об эсерах: «Храбрые люди». Сам по отношению к советской власти никакой храбрости уже не проявлял, был тих и лоялен, зато бушевал и бузил в литературе. Был избран профессором Российского института истории искусства, читал лекции в Литературном институте и на Высших литературных курсах. Виктор Борисович оказался на редкость плодовитым автором — еще в 1920‑30-ых опубликовал около 40 книг: «Сентиментальное путешествие», «Третья фабрика», «Zoo. Письма не о любви, или Третья Элоиза», «Гамбургский счет», «Удачи и поражения Максима Горького», «Пять человек знакомых», «Поиски оптимизма» и др. Все они очень разные, но отмеченные оригинальным стилем автора. Вот только несколько цитат из книги «Третья фабрика» (1926): — Не хочется острить. Не хочется строить сюжет. Буду писать о вещах и мыслях. Как сборник цитат. — И дайте мне заниматься специальными культурами. Это не правильно, когда все сеют пшеницу. — Жизнь не выходит, если думать, что она для тебя. В этих отрывках весь Шкловский со своими неожиданными поворотами мысли, смелыми ассоциациями, остротой и парадоксальностью. Он обладал необыкновенной памятью и острой наблюдательностью. Вокруг Шкловского всегда роился народ, особенно молодежь, и все с жадным интересом смотрели ему в рот. «Какие еще советы? — говорил он. — Мой совет — удивляйтесь. Начинайте с фокстерьерства». То есть бросайтесь и вгрызайтесь в любую тему. Когда к нему приходили домой, всегда обходился без этикетных фраз и говорил входящему гостю: «Ну вот. Думаю о Кутузове». Или — «Так вот, Эйзенштейн говорил...» И никаких общих фраз — с места в карьер. Помимо литературы, много занимался кино — писал теоретические статьи и сценарии («По закону», «Третья Мещанская», «Дом на Трубной», «Капитанская дочка», «Овод», «Казаки», «Минин и Пожарский», «Дохунда» и т. д.). «Как складывались ваши отношения с кинематографом?» — спросил Шкловского корреспондент «Литературной России». Тот ответил: «По-разному. Сначала довольно просто. У меня родился мальчик. Нужны были деньги. Я спросил: «Где можно взять денег?» Мне ответили: «В кино». И я пошел в кино. Кино мы тогда делали буквально из ничего...» Кстати, о деньгах. В одном из писем к Тынянову Шкловский афористично признался: «Деньги у меня бывают постоянно завтра!» Исаак Бабель говорил Шкловскому: «Вы — мастер кино». Короткая фраза Шкловского, размером в строку, конденсирует мысль до афоризма, до метафоры. Строки монтируются, как кадры в кино. Именно этот стиль Шкловского вышучивал в свое время пародист Александр Архангельский в пародии «Сентиментальный монтаж», где каждая фраза идет с абзаца, но мы такой роскоши позволить себе не можем и даем отрывок слитно: «... Я очень сентиментален. Люблю путешествовать. Это потому, что я гениальнее себя. Я обожаю автомобили. Пеший автомобилю не товарищ. Лондон славится туманами и автомобилями. Кстати, о брюках. Брюки не должны иметь складок. Так же, как полотно киноэкрана. В кино важен не сценарист, не режиссер, не оператор, не актеры и не киномеханик, а — я...» Ну, и т. д. «Фабула не сюжет, и сюжет не фабула». Одним из критиков Шкловского была Эльза Триоле, известная французская писательница: «Посмотрела Витину книгу. Не берусь судить серьезно, но кажется мне, что этот мозаичный стиль по-прежнему результат обыкновенной лени, и блестящие наблюдения, замечания не дают логического развития мысли, а понатыканы, как булавки в подушечку», — писала она Лиле Брик в ноябре 1960-го из Парижа в Москву. Каким был Шкловский? Отнюдь не добряком, частенько злым и ершистым. Писал о коллегах весьма зло, но отнюдь не из зависти, а скорее из ревности к литературе, главной его любви. Из воспоминаний Корнея Чуковского: «Шкловский — в нем что-то есть тяжеловесное, словно весь он налит чугуном, и походка у него монумента — показывает свои книги, лежащие в преувеличенном порядке в чемоданной комнате, с которой он сросся...» А вот воспоминания художника Родченко: «Шкловский был самовлюблен и нервен, как женщина. Он всегда находился рядом с собой и смотрелся в себя, и слушал только себя и для себя говорил». Он был разным: и общительным, и еще признанным скандалистом. На первом съезде писателей сделал выпад против Достоевского. Потом участвовал в травле Зощенко и Пастернака. Но, с другой стороны, мужественно поддержал Мандельштама. Еще раз обратимся к мемуарам Корнея Чуковского: «Удивительно: он всегда в лицо говорит мне комплименты, называет меня лучшим критиком, восхищается моими статьями, а в печати ругает мерзейше, — щиплет мимоходом, презрительно. Я сказал ему об этом. Он объяснил: что он и тогда, и тогда искренен, — и так убедительны были его объяснения, что я поверил ему» (5.06.1930). Вот, к примеру, как Шкловский в письме к Максиму Горькому (1922) отозвался о вожде: «Ленин писал: «Я согласен жить в свином хлеву, только бы была в нем советская власть». Мы живем вместе с ним...» Нужны ли тут комментарии?! Частная жизнь Виктора Борисовича. Был осыпан детьми и родственниками, как выразился Чуковский, «12 человек на плечах». Жена Андрея Белого, Клавдия Бугаева, вспоминает, как однажды в Тифлисе повстречала Шкловского. «Он рассказывал, что в Крыму было сильное землетрясение. И вдруг, сообразив, что там же близ Феодосии его семья (жена и дети), заволновался и, почти не простившись, помчался давать телеграмму. Две известные женщины сыграли определенную роль в жизни Шкловского — две сестры — Эльза Триоле и Лиля Брик. Эльзе он посвятил книгу «Zoo. Письма не о любви» (1923): «Хотел бы разучиться писать, чтобы научиться писать снова и только о тебе. Разучиться говорить, научиться потом снова и сказать первым словом «Эльза»…» В ЛЕФовские времена* случился примечательный эпизод, когда на квартире Бриков во время творческого диспута Шкловский рявкнул на Лилю: «Замолчи. Знай свое место. Помни, что здесь ты только домашняя хозяйка!» Естественно, Лиля страшно обиделась. А потом они помирились. Годы спустя Шкловский заявился к Лиле Брик аккурат в день ее рождения. «Сегодня мне стукнуло 60», — сказала она, а он ответил: «Ага... это бывает». Он пообедал с нами. И поблистал, сколько мог», — написала Лиля в письме к Эльзе в Париж. В переписке сестер имя Шкловского мелькает довольно часто. О пребывании Шкловского в Париже писала Эльза: «Видела Шкловского. Почему рассказывают, что он выжил из ума? Здесь выступал блестяще, при малой аудитории «ценителей». И в частных разговорах Витя есть Витя». (31.10.1967). Уникальна переписка трех друзей: Шкловского, Эйхенбаума и Тынянова. Шкловский — Тынянову: «... Нужно непременно разрушать свою жизнь. Иначе она склеротизируется, и мы захлебнемся в добродетели...» (5.12.1928). И еще Тынянову: «Старайся жить легко. Европеизировать быт. Не сердиться. Часто бриться. Весною носить весеннее пальто и покупать сирень, когда она появится». (25.03.1929). Эйхенбаум — Шкловскому: «... За Юру я боюсь, за тебя — меньше... ты — фанатик и не только русский еврей, но еще и русский немец. В тебе бурлит кровь, а в Юре — сворачивается...» (28.04.1929). И еще Шкловскому: «... А ты — совсем лирик: Жуковский, Пушкин и Лермонтов вместе. Живи, по крайней мере, так же долго, как и Жуковский...» (10.07.1932). Шкловский — Тынянову: «Истина впереди. Лучшее не написано». (1.06.1937). С годами Шкловский менялся. «Нельзя быть всегда гейзером, надо стать рекой». Он жаловался поэту Всеволоду Рождественскому: «Хочется переучиваться, а времени уже нет». И, тем не менее, книги Шкловского выходили регулярно: «Жили-были», «Тетива», «Энергия заблуждения». Своей авторефлексии Шкловский не изменял, обращаясь то к одному классику, то к другому, от Лоуренса Стерна и Льва Толстого до Владимира Высоцкого («Высоцкий — отчаяние отчаяния»). В интервью, незадолго до смерти (ЛГ, 15.02.1984) он говорил: «Что мне больше всего не хватает сегодня? Молодости». И тут же добавил: «Но и молодым не хватает молодости. Не хватает упругости. Не хватает движения... Они начинают как-то устало, словно, нехотя... Или успевают устать, пока дожидаются своей очереди в журнале, в издательстве. Стареют, как засидевшиеся девы...» В последние годы Шкловского стали приглашать и на ТВ. О нем он сказал так: «Телевидение пришло неожиданно. Пришло — и захватило наш мир. Приход этот — неожиданный и сокрушительный, как набег гуннов на Рим...» Шкловский всегда был метафоричен и ярок. О близких как-то сказал с присущим ему печальным юмором: «Мои друзья разошлись по могилам». Виктору Борисовичу Шкловскому было суждено пережить всех своих современников. Он умер 5 декабря 1984 года, немного не дожив до 92 лет. Он жил, не прекращая работы до последнего часа. Официальный некролог был высокопарен: «Советская литература понесла большую утрату... Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили заслуги В. Б. Шкловского...» Далее перечисление орденов. Но высшей наградой Шкловского была сама литература, о сути которой он не переставал размышлять. И предостерегал молодых: «Если вы собираетесь заниматься искусством, знайте: будут большие неприятности...» Ведущий рубрики _ * ЛЕФ — Левый фронт искусств, литературно-художественное объединение, создано в Москве в конце 1922.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции