ГЛАВА "НОАХ"...

 Довид КАРПОВ
 24 июля 2007
 4116
Очередные главы Торы
Глава “Ноах” - “Вот родословная Ноаха (Ноя)” “Поэтому говорят: “Как Нимрод - доблестный ловец пред Б-гом” (“Берейшит” или “Бытие”, 10:15) Известно, что Нимрод был “доблестный ловец” человеческих душ. Но основной грех царя Нимрода заключался в том, что все злодеяния, которые он творил, он делал “пред Б-гом”. Другими словами, все, что он делал, он оправдывал тем, что служит Творцу и делает это “во имя небес”. (Сборник комментариев “Ор Хаим”) Глава “Лех-Леха” - “Ступай себе” “В возрасте восьми дней пусть будет обрезан…” (17:12) Первая заповедь, которая была дана Аврааму, – это союз обрезания, или “брит мила”, причем Авраам совершил этот обряд, когда ему было 99 лет. Только после этого через год у него смог родиться его истинный преемник и наследник – Ицхак. Обрезание в еврейской Традиции положено делать на 8-й день, когда ребенок еще ничего не понимает (в отличие, например, от родоначальника арабов Ишмаэля, которому сделали обрезание в 13-летнем возрасте), поскольку обрезание – это знак союза с Всевышним, которому еврей должен быть предан всем своим существом, а не только разумом. “И вывел его наружу, и сказал: Взгляни-ка на небо и сосчитай звезды, сумеешь ли ты счесть их”? (15:5) Комментарий РАШИ объясняет, что Всевышний не просто вывел Авраама из шатра наружу под звездное небо. Он вывел его за рамки всех естественных ограничений и законов природы. По гороскопу у Аврама не должно было быть потомства от Сарай (так первоначально они упоминались в Торе). Но теперь, после обрезания, Всевышний не только изменил их имена. Вместе с именами Он изменил предначертание их судеб. В этом новом качестве, вступив в союз обрезания и став Авраамом, он уже не зависел от положения звезд и светил, от гороскопов и любых других закономерностей этого мира. Впрочем, как и все его прямые потомки – весь еврейский народ. Особенно тот, кто по примеру нашего праотца Авраама тоже вступил в союз обрезания. Глава “Ваера” - “И явился ему Всевышний” “И выведу вас из-под тягот египетских...” (6:6) Слово “тяготы” (на иврите - “сивлот”) родственно другому слову того же корня: “савланут” - “терпение”. Самая страшная опасность в Изгнании не сами по себе тяготы рабства, а прежде всего покорность и терпение - “савланут”, когда человек принимает все это как должное. Если еврейский народ готов был терпеливо сносить все унижения египетского рабства и смирился с этим, то был верный знак, что наступило время немедленно выводить его из Египта! (Рабби Бунем из Пшиске) Но разве не собственное рабское терпение и покорность заставляют Израиль, возмущаясь на словах, на деле мириться с терроризмом и гибелью своих граждан, терпеливо соглашаясь на бесконечные уступки арабам, поддаваясь давлению мирового сообщества и участвуя в унизительных переговорах с пособниками террористов? Говорят, “савланут” - это одно из первых слов, которое выучивают новые “олим” в Израиле. Глава “Хаей-Сара” - “И было лет жизни Сары” “И я поклонился и преклонил колени пред Всевышним… который направил меня путем истины” (24:48) Что имел ввиду Элиэзер, когда благодарил Всевышнего за “путь истины”? Верный слуга Авраама, Элиэзер отправился сватать невесту Ицхаку, сыну его господина, а сват – “шадхан” – имеет обыкновение, мягко говоря, несколько преувеличивать и приукрашивать достоинства невесты. Поэтому Элиэзер благодарил Творца за то, что в этом сватовстве - “шидухе” ему не пришлось грешить против истины. Ривка действительно отвечала всем строгим критериям благочестивой еврейской жены. Глава “Толдот” - “Вот родословная Ицхака” “И мечом своим будешь жить, и брату своему служить” (27:40) Такое “благословение” дал наш праотец Ицхак своему старшему сыну Эсаву, тем самым собственноручно “вложив” в его руки меч. А еще он обещал ему материальное благополучие и изобилие. Следует ли после этого удивляться, что враги Израиля сильнее и богаче нас, и политическая сила и власть всегда на их стороне? Так было во время соперничества двух “заклятых” братьев - Яакова и Эсава. Так было во времена Рима, который является духовным “наследником” Эсава-Эдома, когда был разрушен Второй храм, а еврейский народ был изгнан со своей земли. Так было во время Катастрофы во время Второй мировой войны. Так происходит и теперь, когда Европа и все мировое сообщество активно выступают против Израиля, открыто поддерживая при этом арабов в ближневосточном конфликте. Но уже не за горами то время, о котором сказано у пророка (“Овадья”, 1:18): “И будет дом Яакова – огнем, и дом Йосефа – пламенем, а дом Эсава – соломой”, и далее (1:21): “И взойдут спасители на гору Циона, чтобы судить гору Эсава, и наступит царство Г-спода”. Новогодние откровения Окончание. Начало на 2-й странице обложки Сентябрь, 2003. Соответствует последнему месяцу еврейского календаря – Элулу, месяцу раскаяния. Индия. По меньшей мере 182 человека погибли в результате небывалых наводнений в северном индийском штате Уттар-Прадеш. Стихийное бедствие вызвано интенсивными дождями, которые практически не прекращаются с конца прошлого месяца. По официальным данным, в зоне затопления находятся 1168 населенных пунктов этого штата. Местные власти оценивают ситуацию как критическую. 20.09.2003, шаббат, глава “Ницавим”, последняя суббота перед Рош га-Шана. США, восточное побережье, включая Вашингтон. Ураган “Изабель” принес на восточное побережье США хаос и разрушения. Ураган с ветром до 250 км/ч получил максимальную категорию опасности – пятую. Принесенные штормом ливневые дожди вызвали самое сильное наводнение на востоке Америки за последние 70 лет, отмечает телекомпания. Зоной крупного стихийного бедствия президент Джордж Буш объявил штат Северная Каролина, в котором бушевал ураган, а также штаты Мэриленд и Вирджиния. 26.09.2003, канун Рош га-Шана, Япония. Сильное землетрясение произошло в Японии, на северном острове Хоккайдо. Основной толчок силой в 8 баллов по шкале Рихтера стал самым сильным землетрясением 2003 года в мире. 27.09.2003. 1-й день Рош га-Шана, суббота, Алтай. В субботу на юге Сибири произошло крупное землетрясение. Эпицентр его находился на территории Республики Алтай, где сила подземных толчков составила 7,3 балла по шкале Рихтера. Новое землетрясение произошло в воскресенье в 05.00 утра в Сибири. На этот раз сила подземного толчка составила 8,5 балла по шкале Рихтера. 28.09.2003. 2-й день Рош-га-Шана. Италия. Рано утром в воскресенье большая часть Италии осталась без электричества. В 3.20 утра Италия погрузилась в кромешную тьму. Почти все 58 миллионов ее жителей остались без электричества. Италия стала шестой страной, где за последние полтора месяца отказала энергосистема. 14 августа “затмение” накрыло 50 миллионов жителей США и Канады, через две недели - Лондон и юго-восток Англии (начало месяца Элул), в последнюю неделю перед Рош га-Шана) - пять миллионов датчан и шведов. 28.09.2003. 2-й день Рош га-Шана. Япония. Мощный тайфун “Коппу” приближается к югу Японии. Тайфун “Коппу”, образовавшийся в Тихом океане, движется в сторону южных японских островов Огасавара. Там уже объявлено штормовое предупреждение. Порывы ветра в эпицентре урагана достигают 108 км/ч. 28.09.2003. 2-й день Рош га-Шана. Корея. Местные власти опасаются, что число жертв тайфуна “Маэми” в Республике Корея может превысить 120 человек. Тайфун “Маэми” уже назван самым мощным в истории страны, как минимум, за столетие, а его сентябрьская траектория не имеет аналогов. Ветер, порывы которого достигали 266 км/ч, переворачивал автомобили, выкорчевывал деревья и вырывал опоры линий электропередачи. 2.10.2003. Шаббат, глава “Гаазину”, преддверие Йом Кипур. Грузия. Большинство районов и городов Грузии вновь остались без электроэнергии. По предварительным данным энергетиков, это произошло из-за сокращения почти вдвое выработки тока на крупнейшей в стране Ингури-ГЭС. И наконец, последняя “новость”. “Да возвеличится Всевышний, непобедимый воин” (Из молитв на Йом Кипур) 6.10.2003. Йом Кипур. Израиль. В этом году исполнилось 30 лет с начала арабо-израильской войны 1973 года, известной под названием войны Судного дня, которая во многом определила современные контуры ближневосточного конфликта. Армии Египта и Сирии осуществили нападение на Израиль в первый день религиозного и общенационального праздника Йом Кипур (День искупления или Судный день), когда вся жизнь в стране замирает (подробности об этой войне читайте в материале Леонида Млечина, «Алеф» № 918. – Ред.). По большому счету, не только Советский Союз, но и Америка не была заинтересована в полной победе Израиля в войне, поскольку такая победа сильно испортила бы отношения США с арабскими странами и обострила отношения с СССР, поддерживавшим Египет и Сирию. Война Судного дня стала очередным примером чудесной победой Израиля над своими врагами, которой мы обязаны милости Всевышнего и мужеству израильских солдат. “В наступающем году - в Иерусалиме”! (Из заключительной молитвы на Йом Кипур) Торжественный и серьезный праздник Рош га-Шана, день рождения человечества, учит нас еще одной, казалось бы, такой простой и очевидной истине. Наши Мудрецы задают вопрос: почему первый человек – Адам был создан один? И сами отвечают: чтобы показать тебе, что тот, кто спасает одну человеческую душу, как будто спасет этим весь мир. Но верно и обратное. Тот, кто губит хотя бы одну человеческую душу, – уничтожает целый неповторимый мир. И эта потеря невосполнима. И с этой мыслью мы вступаем в следующий год, который, мы надеемся, станет годом прихода Мошиаха и который принесет наконец долгожданный мир Израилю и всем народам. А святой Иерусалим навсегда станет “городом мира”, каким он должен быть испокон веков. Сверим наши часы Необычный календарь достался нам на этот год. Еврейский “женский день” - праздник Пурим выпадает на 8 марта; “боевой” праздник Лаг ба-Омер – на 9 мая, День Победы; трагический день 3 Тамуза – на памятный всем россиянам день 22 июня, начало Великой Отечественной войны, а 1 Элула, начало периода раскаяния и подготовки к следующему Рош га-Шана, тоже связан с памятным днем из нашей новейшей истории: 18 августа. Наверное, есть еще много других неожиданных параллелей и совпадений, о которых мы с Б-жьей помощью поговорим в течение года. Вопрос раввину - Что означает дата: 5764 год? 5764 год от рождества Адама Мне казалось, что еврейская (или – библейская, кому как удобней называть) хронология давно уже стала привычной для наших читателей. В конце концов, чем число 2003 лучше, чем 5764, или, скажем, 1424 (текущий год по по Хиджре, то есть по мусульманскому летоисчислению)? В конце концов, мы же отсчитываем давление в “миллиметрах ртутного столба” (мм рт. ст.), хотя никто этого столба не видел, а привычное нам с детства летоисчисление вообще ведем от некой мифической даты “рождества Христова”. Все дело в том, что практически любой календарь или система отсчета времени условны и являются, по своей сути, результатом договоренности или соглашения. Единственное исключение – та самая “библейская” система, которая ведет отсчет лет от… дня рождения первого человека. Таким образом, нашу дату мы могли бы с полным основанием назвать: 5764 год “от рождества Адама”. Но сначала давайте разберемся, почему отсчет времени следует вести именно от рождения, точнее, от дня сотворения первого человека, что, как известно, соответствует 6-му дню Творения. Казалось, логичней было бы за точку отсчета принять самый первый день творения, с которого все началось. Конечно, на сам отсчет лет это бы никак не повлияло, но формальность была бы соблюдена. И хотя объяснений этому, как всегда, много, приведем наиболее принципиальный аргумент. Создание человека завершало собой величественный процесс творения всего этого мира. С появлением единственного существа – Адама, “венца творения”, который был наделен способностью вести диалог с самим Творцом и обладал свободой выбора, вся система мироздания приобрела законченный и совершенный вид. Только человеку дано было осуществить конечный замысел Творца: преобразовать этот мир и создать Ему, благословенному, “жилище” в “нижних мирах” - в нашем материальном мире. В первый же день, сразу после своего создания, Первый человек провозгласил Всевышнего Царем этого мира, и призвал все творения подчиниться Его воле. Этот день и стал точкой отсчета, первым Рош га-Шана – днем воцарения Всевышнего. Конечно, многих может смущать тот факт, что согласно этой хронологии наш мир насчитывает всего каких-то неполных 6000 лет, в то время как наука утверждает нечто совсем иное. С одной стороны, мы уже говорили, что любая система отсчета несет в себе элемент произвола и является компромиссной. Что не мешает нам пользоваться ей в повседневной жизни для отсчета времени. Но, безусловно, в еврейской Традиции, которая, в отличие от других религиозных систем, никогда не вступала в непримиримый и открытый конфликт с научными знаниями и объективными фактами, есть объяснение этому видимому расхождению в числах (точнее, в порядке чисел). Об этом, с Б-жьей помощью, в следующих номерах “Алефа”.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!