Трагедия Берты Рейнгбальд

 Яков Коваленский
 3 декабря 2007
 12091
Имя этой пианистки и педагога в 30-е годы прошлого столетия было известно всей огромной стране – СССР. Все центральные газеты писали о ней и помещали её портреты. Она воспитала целую плеяду молодых пианистов, чьё творчество было известно далеко за пределами страны Советов. Начиная с середины 40-х и вплоть до 80-х гг. о ней не писали. Только один из её учеников великий Эмиль Гилельс писал и говорил о ней постоянно: «Это мой единственный учитель!».
В последние годы имя и деятельность Берты Михайловны Рейнгбальд постепенно поднимается из забвения.

Она родилась в 1897 г.( по другим сведениям в 1899г.) в городе Одесса в семье известного архитектора, автора многих интереснейших зданий в городе. С детства ей прочили карьеру архитектора, но она выбрала музыку, хотя у нее был интерес к математике, живописи, архитектуре. Её семья была очень культурная и интеллигентная. Она была очень образованным человеком. Берта Рейнгбальд в 1914 г. окончила гимназию с золотой медалью.А в 1919 г окончила Одесскую консерваторию также с золотой медалью по классу Б. И. Дронсейко-Миронович, но, как она сама говорила, её основным педагогом была Э. А. Чернецкая-Гешелина, с которой она занималась частным образом. Сама Чернецкая-Гешелина была ученицей выдающегося русского пианиста и дирижёра, директора Московской консерватории В. И. Сафонова. Таким образом, Рейнгбальд как бы «педагогическая внучка» Сафонова. Она сформировалась как музыкант и пианистка в высокопрофессиональной музыкальной среде. Тогда Одесса блистала талантами, это был один из культурнейших городов России, его называли «Маленький Париж». Рейнгбальд вспоминала: «Мне кажется, в Одессе обучались музыке почти все... Будучи учащейся консерватории, я дружила со многими высокоодарёнными студентами. Тогда же я приобрела педагогический опыт, так как ко мне... обращались за помощью, а многие и занимались со мной – композиторы Б. Шехтер, Зара Левина и др.». Большое влияние оказали на Рейнгбальд дирижёр И.В.Прибик, скрипач Наум Блиндер и ,главным образом, великий педагог и скрипач, профессор П. С. Столярский. Она была артистической натурой, но на эстраде выступала очень редко. Её призванием была педагогика. С 1921 г. она преподавала в Одесской консерватории, в 1933 г. стала её профессором, а в 1938 г. возглавила кафедру специального фортепиано. Её педагогический дар был несомненен. В основе её работы был положен принцип: не обучай, не изучив своего питомца и не поняв его. Она сама писала: «Рано я осознала, что не нужно «тянуть» учеников к моему пониманию, а следует глубоко изучить их возможности, особенности, их личность, перспективы... Некоторое время я не учила ученика, а изучала его... Настоящий педагог приспосабливается к данным каждого ученика и раскрывает его индивидуальность». У Рейнгбальд было огромное педагогическое терпение, выдержка. Она умела выжидать и не торопить события. Как писал позже Э. Гилельс: «Рейнгбальд была не только превосходным учителем музыки, но и воспитателем..., и это сочетание – главное в её деятельности». За годы работы в Одесской консерватории она воспитала много замечательных пианистов. Среди её учеников были выдающиеся музыканты. Это, конечно, Эмиль Гилельс , сестры Татьяна и Ида Гольдфарб , Мария Гринберг , Берта Маранц, и ныне здраствующие Лидия Фихтенгольц и Людмила Сосина .Все они были украшением советской школы пианизма ,лауреатами всесоюзных и различных международных конкурсов.

Гилельс пришёл в класс Рейнгбальд в 13 лет, и она упорно вела его к пониманию глубины музыки, развивала его мышление, «воспитывала привычку играть при публике».Рейнгбальд писала: «Эстрада правдива, поэтому и жестока. Она открывает талант, но и беспощадно отражает бесталантность. Самая сложная психологическая задача: воспитать правильное этическое отношение к эстраде». Есть интереснейший отклик на игру Гилельса, когда он занимался у Рейнгбальд , Якова Зака, будущего профессора Московской консерватории, соученика Гилельса по Одесской консерватории: «Уже тогда Гилельс поражал нас своей игрой. Я помню, как он играл Моцарта, Шуберта, этюды Шопена. Впечатление от его игры было очень сильное. Это было что-то непостижимое. Конечно... в этом сказалась большая заслуга его педагога Рейнгбальд. Она в развитии Гилельса сыграла громадную роль». В мае 1933 г. шестнадцатилетний Гилельс принял участие в Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и одержал там блестящую победу. И никому не известный юноша и его педагог стали в одночасье известны всей стране. После конкурса Гилельс стал широко выступать с концертами, Берта Михайловна стала разъезжать с ним по городам, следила за его репертуаром, «но вместо того, чтобы спокойно продолжать обучение, я стала вести борьбу с бесконечными вызовами на концерты». Берта Рейнгбальд, как педагог, стала известна всей стране, её наградили в 1937г. орденом Трудового Красного Знамени, а в 1935г. она получила в подарок от правительства Украины роскошный рояль «Бехштейн» в связи с победой её ученика Гилельса на всесоюзном конкурсе. Она проводила большую методическую работу, помогала Николаевскому и Херсонскому музыкальным училищам, участвовала в организации Молдавской консерватории в г.Кишинёве. Рейнгбальд была депутатом Одесского горсовета трёх созывов, а в 1939г. стала депутатом облсовета. Она была в течении пяти лет председателем исполнительной секции Одесского отделения Союза композиторов СССР. Она не порывала связи со своими учениками, следила за их успехами. И позже, когда Гилельс учился в аспирантуре Московской консерватории у знаменитого профессора Г. Г. Нейгауза, он часто приезжал в Одессу и советовался с Рейнгбальд. Дружба и творческий союз с ней продолжался долгие годы. Она всю свою жизнь посвятила музыке и своим ученикам, а её личная жизнь не удалась. Она была замужем за врачом, у неё родился сын Алик (Алексей), но вскоре она рассталась со своим мужем. У неё были три сестры- Софья, Генриетта и Антония. Все они были педагогами музыки. В феврале 1941г. широко отмечался двадцатилетний юбилей педагогической деятельности Рейнгбальд. В годы Великой Отечественной войны она с сыном (он с детства обучался игре на виолончели) жили в эвакуации в Ташкенте, где она работала в находившейся там же Ленинградской консерватории. По просьбе кафедры специального фортепиано консерватории Рейнгбальд сделала доклад «Как я обучала Эмиля Гилельса». Он гораздо позже был издан в сборнике «Выдающиеся музыканты-педагоги о фортепианном искусстве» («Музыка», М.-Л., 1966 г.). Этот замечательный труд, к сожалению, недооценённый до настоящего времени. В статье о каждом из своих учеников: Миле Гилельсе, Берте Маранц, Тане и Иде Гольдфарб и др. – она пишет с большой любовью, тонко разбирая их возможности и описывая свою работу с каждым из них. В Ташкенте её наперебой приглашали работать после войны Киевская и Ленинградская консерватории, но она рвалась в освобождённую Одессу. Вернувшись в 1944 г. в родной город с сыном, Рейнгбальд столкнулась со страшной бюрократией и даже враждебностью. Её квартира в центре города, где она родилась и прожила около 44 лет, была занята работником НКВД и ей отказывали предоставить жилплощадь. Консерватория и её ректор композитор К. Данькевич также были настроены враждебно. Рейнгбальд дали для временного проживания угол в консерваторском коридоре, где стояла её кровать, а её рояль марки «Бехштейн» забрал себе ректор Консерватории и отказывался его вернуть. Конечно, это было начало антисемитской компании, которая позже охватила весь город и страну. Рейнгбальд не давали жилплощади и прописки, и, следовательно, отказывались трудоустроить. Отчаяние охватило её, никто не протянул ей руку помощи, её здоровье было подорвано после недавно перенесённого сыпного тифа. Всё это привело к трагическому финалу: она выбросилась с лестничной клетки четвёртого этажа дома, где помещалось горжилуправление. Так оборвалась жизнь замечательного педагога, воспитавшего великих музыкантов международного класса , и, главное, давшая «путёвку» на концертную эстраду великому Гилельсу. Самоубийство Рейнгбальд было воспринято руководством Одессы чуть ли не как антисоветский выпад. Ученики Рейнгбальд не были восстановлены на работе в Консерватории, где они трудились ещё до войны. А памятник на могиле своего Учителя установил по своему эскизу самый любимый её ученик Эмиль Гилельс с надписью: «Дорогому учителю-другу». Все понимали объём трагедии, и многие московские музыканты помогли сыну Рейнгбальд, Алексею Рубинштейну. Профессор Е. Ф. Гнесина настояла на переезде мальчика в Москву, и он стал учиться в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, а известный педагог-виолончелист Семён Козолупов стал его учителем. После окончания института, сын Рейнгбальд играл в оркестре кинематографии, а затем в джазе Эдди Рознера. Позже он эмигрировал в США, поселился в Лос-Анжелесе, успешно работал там на радио и в Голливуде музыкантом. К сожалению, он недавно скончался. Перед отъездом в США он передал Э. Гилельсу оставшийся архив своей матери, который хранится в его семье и поныне. О своём учителе вспоминает Людмила Сосина, закончившая Одесскую консерваторию по классу Рейнгбальд в 1939 г., поэже профессор Московской консерватории и Академии имени Маймонида. «Я попала к Рейнгбальд в Одесскую консерваторию прямо из семилетки.Мне посоветовал учиться у неё Миля Гилельс. Берта Михайловна – большой музыкант , талантливый педагог. Она сделала из меня музыканта, я ей всем обязана.Её метод обучения отличался тем, что она ничего ученикам не играла , так как не хотела , чтобы мы копировали её игру .Она рассказывала,объясняла , вдохновляла и заражала учеников.Она нас всех очень любила , а Гилельса просто обожала, и следила за нашими успехами В последнем письме ко мне из Ташкента, она писала, что её приглашают работать в Киев, а я ей ответила,что не представляю Одесскую консерваторию без профессоров Столярского и Рейнгбальд. И какой ужасный конец её жизни».

Осенью 1974 г. исполнилось 30 лет со дня гибели Берты Рейнгбальд, и Гилельс приехал в Одессу дать концерт памяти своего Учителя и хотел, чтобы это было отражено на афише. Руководство города отказалось это сделать. Дело дошло до обкома партии, который категорически был против упоминания имени Рейнгбальд. Тогда Гилельс заявил, что концерта не будет. В обкоме поняли, что будет скандал и отступили. Концерт состоялся, на афише было написано: « В память профессора Б. М. Рейнгбальд». Гилельс вышел на сцену с чёрной траурной повязкой и играл любимые произведения своего учителя. Но в местной прессе не было ни одной рецензии: не было велено! Гилельс говорил: «Слово учитель – высокое слово. Таких учителей-музыкантов, которые шли бы на самопожертвование в истории педагогики единицы. Я учился у трёх педагогов. Один из них был истинным учителем: этим Учителем с большой буквы была Берта Михайловна ». Великий Гилельс был верен своему Учителю всю свою жизнь. К сожалению, труды Б.Рейнгбальд до сих пор не собраны и не изданы, а они и сейчас представляют большую ценность.

Особая благодарность внуку Э.Гилельса-Кириллу за предоставленную возможность ознакомиться с архивом Б.Рейнгбальд .



Комментарии:

  • 20 октября 2016

    Nekropole.info

    Мы ознакомились с множеством Ваших публикаций. Как многио талантов миру дала Одесса!

    Просим Вас записать их в энциклопедию с ссылкой на Ваш сайт. С учетом высокого количества посещений нашей энциклопедии мы будем приводить наших читателей к Вам.

    Мы должны достойно сохранить память о наших предках, но сами всех записать не в состоянии - поэтому мы создали надежную платформу, где каждый может зарегистрироваться и записать неограниченное количество своих близких, родных или знакомых людей.

    Если кого-либо интересует - info@nekropole.info

    www.nekropole.info/ru

    Мы открыты для сотрудничества.


  • 13 апреля 2016

    Жанна

    Здравствуйте! Великое спасибо за память. Мне повезло; я поняла, как важно иметь хорошего , чуткого и талантливого педагога...ее звали Эмма Оганова....Она жила и работала в Тбилиси.Спасибо Ей! Я не стала музыкантом, но методика ее жива во мне и сейчас. Я счастлива, что Вы вспомнили имя замечательного педагога Б.М.Рейнгбальд...Светлая Ей память!

    Жанна Кондрациковская


  • 12 апреля 2016

    Лилия

    Огромная благодарность за воспоминания.

  • 12 сентября 2008

    Гость

    Я слышал что Людмила Сосина умерла. Это правда ? я у нее учился в течении нескольких месяцев в 92-м году...

  • 14 марта 2008

    Гость

    Я тоже прочитала статью в журнале и была неприятно удивлена отсутствием там многих интересных деталей и существенных мест. Понимаю, что место в журнале ограничено, что музыка - это не главное, но, по-моему, к тексту следует относиться бережнее. Так, в журнальном варианте не упомянут В.И.Сафонов, не сказано, что педагогами музыки были и сестры Рейнгбальд. В конце статьи отредактированы слова Гилельса, что недопустимо. Жаль, что в журнальном варианте отсутствует рассказ о судьбе сына Берты Михайловны, об участии в этой судьбе таких музыкантов, как Е.Ф.Гнесина и С.М.Козолупов. Самое же обидное - то, что выброшенными оказались слова Людмилы Сосиной - живое воспоминание о своем педагоге. В результате, статья в журнале получилась гораздо более сухой и неинтересной.

  • 18 февраля 2008

    Гость

    Трагедия Б.Рейнгбальд -это трагедия всей нашей страны!Очень печально!
    702.2008 в фонде А.Н.Скрябина посетила закрытый концерт посвященный 90-летию со дня рождения ее ученицы Л.А.Сосниной!Большое спасибо всем организаторам этого фонда за знакомства с замечательными людьми нашего времени!

  • 13 февраля 2008

    Гость

    Спасибо за ответ. А на сайте всегда представлены полные версии публикаций?

  • 13 февраля 2008

    Гость

    Ответ главного редактора

    Благодарю всех, кто внимательно следит за публикациями в журнале "Алеф" и посещает наш сайт.
    Отвечаю автору предыдущего письма.
    Международный журнал "Алеф" содержит всего 56 полос. Музыкальная тематика не является главной. Основное внимание уделяется политике, реалиям, истории Израиля, а также еврейской традиции.

  • 10 февраля 2008

    Гость

    Я прочитала статью в журнале, и , к сожалению, она сильно отличается от электронного варианта. Почему журнальная версия представлена в достаточно сокращенном виде?

  • 1 февраля 2008

    yakov

    ochenj siljnaja statja ne 3 a 5 ja k sogaleniju ne pianist a poosredstvennyj klarnetist prepodovatelj davshij miru Gileljsa saslugivaet uvagenija. I ochenj galj chto takoj prepodavatelj ostalsja v gnilom sojuze a ne uehal v Ameriku. Moget by ona vospitala escho Gileljsa i Gershvina. Ochenj galj! Svetlaja ej pamjatj!!!

  • 25 января 2008

    Гость

    А Людмила Сосина - моя двоюродная бабушка! Ведел её недавно!До сих пор в здравом уме и твёрдой памяти! Очень любит вспоминать, как Растрапович у неё от Вишневской прятался, когда лишнего выпивал! :)))

  • 12 декабря 2007

    Гость

    Огромное спасибо за интересную статью!

  • 3 декабря 2007

    Гость

    Спасибо


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!