Рубрика Записки меломана


  • Солисты Большого театра на сцене «Филармонии-2»

     31 мая 2017  101
    Две редко исполняемые в России оперы в сопровождении Симфонического оркестра и хора Государственного академического Большого театра России под руководством главного дирижера ГАБТ Тугана Сохиева, прошедшие в этом сезоне на сцене концертного зала «Филармония-2», несомненно, заслуживают внимания. Это «Путешествие в Реймс» Дж. Россини (режиссер А. Франдетти) и «Орлеанс...

  • Двери все должны открыться

     31 мая 2017  105
    Завершается сезон, московские музыкальные театры и концертные залы подводят итоги. Несколько по-разному ярких событий вспомним и мы.

  • Что ж ты плачешь, Золушка?

     2 мая 2017  240
    В жизни всегда есть место чуду. Даже если ты и о словах-то таких думать забыл. В прошедшем сезоне чудес было немало. И каждый раз удивляешься: нет, не может такого быть! А оно — вот оно, чудо, здесь, с нами.

  • Четыре музыканта

     2 мая 2017  222
     «В августе 1953 г. в одной из столичных газет появилась инициированная зав. отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС Н.А. Михайловым разгромная статья, нацеленная на Утесова. В ней абсолютно необоснованным нападкам подверглись дирижер его оркестра А. Людвиковский (исключительно талантливый музыкант) и единственная вокалистка коллектива — Эдит Утёсова, в то время одна из популярне...

  • Романс «Пой, цыган!»

     31 марта 2017  229
    Выполняя данное читателям «Алефа» обещание о раскрытии имен авторов так называемых бесхозных произведений репертуара певицы Изабеллы Юрьевой, обращаюсь к истории самого пронзительного романса безвозвратно ушедшей эпохи под названием «Пой, цыган!».  

  • Злючка, щепка и дама полусвета

     31 марта 2017  714
     «Геликон-опера», от которой столица жадно ждет сильных впечатлений, показала новую постановку Пуччини - его последней, незавершенной оперы «Турандот». Оборванной именно там, где остановилось сердце композитора. А значит, без лучезарного финала. Недаром до спектакля режиссер Дмитрий Бертман в красках рассказывал журналистам о Пуччини и жестокости, которая всюду посе...

  • «Гляди, я – призрак розы»

     2 марта 2017  11049
    Юлия Лежнева выступила в Зале им. Чайковского. Она поет барочную музыку — Порпору, Генделя, Вивальди. И головоломные путешествия ее голоса захватывают с первых же минут. Стремительные, тихие, легкие. Закрыть глаза — кажется, эльфы, летая, резвятся на просторах утраченного нами рая…

  • Маринкин пруд

     2 февраля 2017  305
    Так называется романс, единственное издание которого (нотная тетрадь) вышло в 1927 году в Москве на средства автора — композитора Александра Левина. Рассказать об этом человеке и его необычном произведении автора этих строк подтолкнул интерес, проявленный читателями «Алефа» к другому рассказу на музыкальную тему — о композиторе Александре Шусере (авторе двух романсо...

  • Подкидыши, искатели, найденыши

     2 февраля 2017  278
    Билли с «Неустрашимого» Опера «Билли Бадд» Бенджамина Бриттена в Москве никогда не шла. Хотя она у этого композитора считается лучшей. И Большой театр сделал решительный шаг. Довольно рискованный: ведь на сцене одни мужчины, и никто тут не ублажит зрителя русалочьими колоратурами. Время действия — морские битвы конца XVIII века. Среди р...

  • Его песни стали народными

     2 февраля 2017  328
    В 2004 году издательством Еврейского университета в Иерусалиме завершен выпуск академической семитомной «Антологии еврейских народных песен». Бессменным главным редактором ее являлся д-р Синай Лайхтер — выдающийся израильский фольклорист, музыковед и лингвист. С. Лайхтер входил в группу создателей методики синхронного перевода, которую они применили на практике при ф...

  • Зачем балкон открыт

     5 января 2017  314
    Смелых манят другие пространства. Помните старинную гравюру, где любопытный путник, проткнув головой земную сферу, удивленно взирает на небесные светила? Так и мы, все из себя такие современные и самоуверенные, порой все же преодолеваем рутину и заглядываем в миры, жившие до сих пор лишь в наших предчувствиях.  

  • Неуслышанная кантата

     5 января 2017  294
    …«Реквием» Моцарта был выдвинут в качестве музыкальной основы похоронной кантаты на стихи Валерия Брюсова. Коммунист Брюсов выполнил важное партийное поручение, но представленный текст похоронная комиссия не утвердила. Брюсов еще не знал о планах обожествления вождя и позволил себе выразиться о тленности почившего: «Горе! Горе! Умер Ленин./ Вот лежит он, скорбн...

  • Как обрусел польский почтальон

     5 декабря 2016  370
    Сейчас вряд ли установишь, когда самое известное стихотворение Леонида Трефолева (1839–1905) «Ямщик», написанное в 1868 году, в результате народной переработки превратилось в русскую песню «Когда я на почте служил ямщиком». Поют ее на родных просторах больше ста лет. Почти сразу после появления звукозаписывающих устройств начали тиражировать на граммофонных пластин...

  • Вас похищает любовь

     5 декабря 2016  552
    Чем большим холодом веет от политики, тем теплее греет музыка. Первая половина нового сезона просверкала гигантским калейдоскопом. Мы восторгались искусством, смеялись, ссорились и снова мирились. И оказались выше всех политических пугалок.  

  • «Еврейская песня» М. И. Глинки

     3 ноября 2016  634
    Романс Михаила Глинки, известный под названием «Еврейская песня», создавался в качестве вокального номера к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский». Поначалу ничто не предвещало ему сложной судьбы, скорее, напротив. Кукольник, как автор поставленной шестью годами ранее трагедии «Рука Всевышнего ­Отечество спасла», имел мощную официальную поддержку. С...

  • Патриции, плебеи и просто весь народ

     3 ноября 2016  791
    Осень не только в одночасье опрокинула погоду, но и заставила побегать по бесчисленным ­пресс-конференциям, премьерам, неординарным концертам, всяческим собраниям музыкальной братии. И все были рады видеть друг друга и пообщаться наконец не в беспечном фейсбуке, а всерьез, лицом к лицу.

  • Кого куда зовет труба

     6 октября 2016  1894
    Что такое настоящее признание артиста? Это когда не только аншлаг, овации, розы и нелепые попытки совершенно неведомых людей прорваться в артистическую к кумиру. Но и сердитые упреки знатоков, что, дескать, все с ума посходили, будто на одном музыканте свет клином сошелся.   

  • «Кирпичики»

     6 октября 2016  397
    Песню о девушке с кирпичного завода и ее возлюбленном Сеньке, получившую в середине 1920-х годов известность под названием «Кирпичики», в наши дни знают главным образом собиратели записей эстрады русского зарубежья. Но в годы нэпа и примерно до середины 1930-х гг. «Кирпичики» были одной из самых популярных городских песен. Шлягер выдержал несколько нотных изданий, а...

  • Шедевры и премьеры в музыкальной Москве

     3 августа 2016  381
    Опера «Ксеркс» Георга Фридриха Генделя в концертном исполнении австралийского контратенора Дэвида Хансена (Ксеркс, царь персидский), канадского контратенора, родившегося в Корее, Дэвида Дикью Ли (Арсамене), сопрано из Швеции Ханны Хусар (Ромильда) и Керстин Авемо (Аталанта), немецкого контральто Ивонны Фукс (Амастре), итальянского баритона Кристиана Сенна (Эльвиро) и баса Луиджи ди ...

  • «Вижу чудное приволье»

     3 августа 2016  634
    История широко известной песни, одно из общепринятых названий которой стоит в заголовке настоящей статьи, все еще полна загадок. Снять вопросы не смогла даже последняя публикация А.И. Ивасива (см. сайт: ­rexstar.ru) с текстом присланного на интернет-портал «Красная книга российской эстрады» письма Евгения Полячека — сына автора музыки Абрама Самойловича Полячека (1889...