Какой музыкант без фанатов!

 Наталья ЗИМЯНИНА
 3 июня 2021
 1655

В Москве разворачивается культурная жизнь. В залах — рассадка через одного; кое-где на контроле меряют температуру на запястье. Публика входит строго в масках, но у особо увлекающихся они потом ­куда-то съезжают сначала под нос, потом на шею… Так и живем. Главное — немного отпустил тот ужас неведения, который мы пережили вместе со всем миром.  

Эти смешные рейтинги
Пока сидишь в самоизоляции дома, есть время подумать над разными итогами, которые вдруг повалились как из мешка.
Так, подивилась я новейшему рейтингу пианистов (медиа-­компания Ranker).
Там теперь первых три места — у России. Точнее, у пианистов русской школы. Потому что №1 Григорий Соколов с 1990 года живет в Италии, а №2 Аркадий Володось — в Испании… Михаила Плетнева подняли до третьего места. Я фанатка всех троих, и они все первые! Из вошедших в десятку румын Раду Лупу — ученик Генриха и Станислава Нейгаузов; хорват Иво Погорелич — Веры Горностаевой и Евгения Малинина, всё это Московская консерватория. №13 — Андрей Гаврилов; №19 — Ольга Керн; №22 — Денис Мацуев; №26 — Даниил Трифонов.
Есть вопросы. Подозрительно низко позиционируют всемирную любимицу Марту Аргерих — она, вечный №1, теперь на 11-м месте.
Даниил Трифонов на 26-м… Как это?! Да он реально сейчас не ниже, чем в десятке. А Евгений Кисин вообще №32. Кто его слышал — разделят мое недоумение.
И, хоть я и рада за всех выходцев из России, трудно видеть в списке великого Андраша Шиффа рядом с подозрительным Андреем Гавриловым, а безупречного Лейфа Уве Андснесса — с «крепким середняком» Ольгой Керн.
Ну ничего. Дождемся другого рейтинга. Вот кончится ковид — и все 
ка-ак заиграют!..

Подвиг или хулиганство?
Трудно абстрагироваться от происходящего за стенами концертных залов. Тем более что случилось нечто невиданное.
…На Пушкинской — неподалеку от Зала им. Чайковского — бушевал митинг. В это время публика в зале мирно рассаживалась в ожидании дневного концерта. И вдруг над сценой возникла световая надпись: «Свободу политзаключенным».
Разразился административный скандал. Светооператор Московской филармонии Стас Семенюк был вынужден уволиться. Жаль, потому что именно в КЗЧ, главном зале филармонии, всегда великолепное световое оформление.
Скандал продолжился в Фейсбуке. Имел ли право Стас на такой поступок? И что это: смелость? опрометчивость? хулиганство?
Музыканты в основном высказывались за толстовское «непротивление злу насилием», приводя в пример творчество Шостаковича, Вайнберга, Губайдулиной, Шнитке.
Но лично я выразила человеку, которого никогда в глаза не видела, свое уважение и в ожесточенной дискуссии участвовать не стала.
Иногда заявить свою позицию стоит чрезвычайно дорого. Разве мы не знаем это по себе?

Исповеди Плетнева
Михаил Васильевич за этот год прослыл антимасочником, его Российский Национальный оркестр не прекращал концертов, а сам он изо всех сил выступал с сольными как пианист.
Например, в одном отделении играл сонаты юбиляра Бетховена (№№1, 17, №8 «Патетическую» и №14 «Лунную»). Выходя на бисы, обычно поднимал вверх указательный палец: «Один!», чтобы больше не мучили.
Потому что четыре бетховенских сонаты подряд — это много. Особенно таких шлягерных, которые, как старые меха, надо наполнить ­чем-то новым, вызревшим уже в XXI веке. При этом Плетнев не заботится ни о какой аутентичности — соблюдении якобы стиля авторского времени.
Однажды довелось брать у него большое интервью, и он сказал:
Ну, людям интересно: нашли такую струю интереса публики — как попасть в другое время. Так играли в давние времена или не так — никто не знает. Но музыканты выдумывают и считают, что это получается аутентично, а публика верит.
Плетнев играет совсем «неаутентично». Только вот выходишь с его концерта с растревоженной душой от его горестного Бетховена, его исповедального Моцарта. Иногда слезы наворачиваются — таков накал трагедий, который Плетнев с бесстрастным лицом нагнетает всего за нескольких тактов.
 

Молодежный Емельянычев
…Вот как их сравнивать?
Т­олько-­только начала ­куда-то выходить — и сейчас же поехала на концерт Максима Емельянычева. Любимец критиков и молодой публики, которая в восторге от его эрудиции и… непосредственности. Очень неординарный дирижер (он за пультом — с 12 лет). А вот как пианиста я его еще не слышала.
В Малом зале «Зарядья» рассадка строго через одного. На сцене — очень симпатичный музыкант, похожий то на ангела, то на Арлекина. В программе — сонаты Моцарта. Играл попеременно на трех инструментах — хаммерклавире, клавесине и фортепиано.
Максиму немногим за тридцать, он удостоен многих изысканных премий. С 2016 года возглавляет интернациональный барочный оркестр Il Pomo d’Oro, а теперь еще и Шотландский камерный.
Очень интересно было ощутить тот легкий трепет струн, которым вдохновлялся Моцарт. Юная галерка орала от восторга. Действительно, звучало очень стильно. Но никаких волнующих драм. И на какую полку мне это поставить?..
Интересно, куда направится после всех карантинов Емельянычев?
Вот Плетнев («пианист №3»), отыграв в самое тяжелое для нас время столько концертов, уединился в своем имении в Швейцарии. Вестей, когда вернется, пока никаких.
 

На копеечной дудочке
А в его отсутствие Российский Национальный оркестр (РНО) давал традиционные благотворительные концерты. Один из них — для семей пострадавших в Чернобыле. Это событие ежегодное. Тем более что в апреле отмечалась печальная 35-летняя годовщина.
Собрались в атриуме Музея А. С. Пушкина на Пречистенке. Сердце болит глядеть на публику — сплошь женщины, навсегда несущие в себе неизбывное горе и муки воспоминаний.
Вот почему на этом вечере лучшие музыканты оркестра всегда выступают в качестве солистов со своими коронными вещами. И, чтобы понять, из чего складывается особое звучание всего РНО, «под лупой» разглядываешь-­слушаешь тех, кто обычно теряется на сцене среди сотни других оркестрантов. И какие же виртуозы эти скрипачи, гобоисты, кларнетисты, валторнисты, трубачи!
Завершает концерт любимец публики Максим Рубцов. Свою золотую (да!) флейту он меняет на некое подобие непрезентабельной свистульки. И звучит «Джига на копеечной дудочке» великого кинокомпозитора Генри Манчини из фильма «Молли Магуайерс». Как великому художнику достаточно маленького карандашика для создания прекрасного портрета, так и Макс Рубцов показывает чудеса мастерства чуть ли не вприпрыжку. Чтобы зал улыбнулся.
А после ужасно трудного года так хочется наконец немного легкого настроения.
Публика не ошибается
Несмотря на все преграды, состоялся III Международный конкурс Grand Piano Competition, который придумал и проводит Денис Мацуев. Говорят, визы ребятам из других стран «делал» сам министр Лавров.
Да, Денис невероятно энергичен. В третий раз отбирает всего 14 юных пианистов до 17 лет, и тут никого не обижают, не отсеивают. Каждый ребенок на вес золота. Таланты, умницы, трудяги. Вы бы почитали в буклете их биографии: некоторые выиграли уже по пять-шесть конкурсов.
Моими фаворитами были Сергей Давыдченко из Ростова-на-­Дону, Ноа Капелюшник из Израиля и Анаит Стельмашова из Грузии. Сергей украсил финал вполне взрослым Первым концертом Чайковского. Ноа — нежное создание — играла Второй концерт Шопена; его вторая часть, где звучит, может быть, лучшая тема Шопена, ей очень подходит. Потому что Ноа — воплощение чистоты, нежности, ясности мышления, и у нее великолепная школа. Кстати, у Ноа русская бабушка, так что она в Москве иногда говорила без переводчика.
Представляете мою радость, когда в независимом голосовании публики с большим отрывом победили именно Сергей и Ноа. Очень мне понравился этот рейтинг! А приз зрительских симпатий (по версии официального сайта) получила Анаит.
Гран-при в итоге разделили Сергей Давыдченко и 14-летний Петр Акулов. Вместо одного призового рояля «Ямаха» теперь придется «вручать» два.
Все участники получили денежные премии; все расписаны по фестивалям и проектам неутомимого Дениса Леонидовича, которых у него как цветков на ветке сирени.
А если учесть, что этих потрясающих детей слушали в прямой интернет-­трансляции почти 700 тысяч человек в 92 странах, можно сказать, что у каждого из них уже повсюду рассеяны фанаты.
Огромную радость подарил этот конкурс всему миру, замордованному ковидом, дав надежду, что скоро начнется новая, свежая жизнь.
Наталья ЗИМЯНИНА



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции