Орлеанская дева российской поэзии

 Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ
 2 октября 2008
 4398

Как-то в интервью Римма Казакова сказала: «У меня каждый день праздник, а когда дело доходит до настоящих праздников, я остаюсь одна. Когда были мужья, я выясняла, где они шляются и почему не дома. Теперь хоть и живу с сыном, но и его не вижу». Настоящее имя поэтессы не Римма, а Рэмо: Революция, Электрификация, Мировой Октябрь. Так назвал ее отец. Воистину, она — дитя эпохи. Про себя Казакова говорила так: «Комсомолка, спортсменка, красавица». Кроме разве последнего, все было при мне...»

 

Пять лет назад, в декабре 2002 года, в «Алефе» было опубликовано интервью с Риммой Казаковой. Сегодня, к горькому сожалению, ее уже нет, и поэтому вспомним судьбу и стихи этой замечательной поэтессы.

меня с Риммой Федоровной были короткие, но весьма острые отношения. Дело в том, что она — моя ровесница, и, естественно, я включил ее в свой «Клуб 1932» — мемуарную книгу о своих звездных ровесниках (Жаке Шираке, Элизабет Тейлор, Василии Аксенове, Андрее Тарковском и других, всего более 80 звезд). Вот как была представлена в ней Римма Казакова:

«МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА, СТАВШАЯ ПОЭТЕССОЙ. Она родилась 27 января 1932 года в Севастополе. Первые стихи опубликовала в 1955 году... В одном из интервью, вспоминая прошлое, сказала: «... все жили по принципу:

Я — маленькая девочка,

играю и пою,

я Ленина не знаю,

но все-таки люблю...»

Нет, я жил по другому принципу и никогда не любил Ленина.

Уже будучи взрослой, в интервью «АиФ» (24 декабря 1997 года) она сказала: «У меня каждый день праздник, а когда дело доходит до настоящих праздников, я остаюсь одна. Когда были мужья, я выясняла, где они шляются и почему не дома. Теперь хоть и живу с сыном, но и его не вижу. Стихов к Новому году не писала никогда, а чужие читать не люблю...»

А я люблю чужие. Люблю талантливые чужие стихи, а не свои, хотя их тоже пишу. Но ближе к теме. Я с удивлением узнал, что настоящее имя поэтессы не Римма, а Рэмо: Революция, Электрификация, Мировой Октябрь. Так назвал ее отец. Вот уж воистину, она — дитя эпохи. Про себя Казакова говорит так: «Комсомолка, спортсменка, красавица». Кроме разве последнего, все было при мне...»

Но что для поэта внешность? Главное — лицо творческое. Оригинальность мысли, изящество стиля, музыкальность строк. Все это, конечно, есть и у Казаковой, но ее как поэта, на мой взгляд, губит некий советский шлейф, который за ней тянется. Впрочем, вот как писала она сама:

Я шагала, как солдат:

Часть массовки, часть народа.

Но чертился наугад

Путь совсем иного рода.

От слепящей темноты,

От казенного уродства

Он увел туда, где ты,

Только ты диктуешь, сердце...

Ах, это сердце!.. В интервью газете «Экстра М» (20 сентября 1997 года) Римма Казакова, отвечая на вопрос, как она переживает расставания, ответила: «Я смертельно переживаю. У меня есть стихи: «Моя последняя любовь, заплаканная, нервная, моя последняя любовь — ты первая!» Когда я была моложе, всегда считала — пусть меня лучше обманут, чем я обману. Но сегодня, видимо, «любительное вещество» закончилось... И я прекрасно понимаю, что не юна...»

«Любительное вещество» — неплохо сказано.

Читающая публика читает,

болтающая публика болтает,

Торгующая публика торгует,

ворующая публика ворует...

Словом, каждый занимается своим делом. Римма Казакова, член виртуального «Клуба 1932», переживает, думает, пишет, и дай ей Б-г здоровья, сил и поэтического вдохновения и дальше. В заключение еще несколько ее строк о прошлом страны, о тогдашних:

Были знания темны,

а познания лукавы...

В звонких сумерках страны —

как мы жили? — Б-же правый!

Цель ясна, приказ — в висок,

берегись! — кто помешает.

Барабанный марш-бросок.

И — мечта, воздушный шарик».

Так была представлена Римма Казакова: очень коротко и без излишних деталей. Книга «Клуб 1932» оказалась в руках Риммы Федоровны. Более того, на 70-летие почитатели таланта подарили ей несколько экземпляров. И при разговоре со мной она выразила явное неудовольствие тем, как я о ней написал. Ей хотелось более возвышенных и пафосных слов в свой адрес, а я написал о ней как бы мимоходом (ровесников-то много!) Потом мы не раз встречались и разговаривали, и каждый раз Казакова продолжала меня корить за написанное. Как-то в Союзе писателей Москвы она познакомила меня с одним литератором и сказала при этом: «А это Юрий Безелянский, который написал обо мне не так, как надо». В конечном счете, мы все же помирились. Сегодня мне очень жаль, что Римма Федоровна ушла из жизни. И я готов «исправиться», по крайней мере, написать о ней более пространно и глубоко. Она это заслужила.

***

Мама поэтессы, Софья Александровна, караимка, крымская еврейка, в январе 1932 года приехала рожать в Севастополь, где жили ее родители. Отец Риммы, Федор Казаков, был военный, и ему приходилось служить в разных городах страны. Однажды он был вызван генералом, и тот с опаской спросил: «Федя, у тебя что, жена — еврейка?» Казаков ответил: «Никак нет, моя жена — караимка». «А, ну тогда ничего», — облегченно вздохнул генерал.

Детство Римма Казакова провела в Белоруссии, школьные годы — в Ленинграде. Великая Отечественная война застала семью в Ленинграде: блокада, артобстрелы... После эвакуации вернулись в город на Неве. Когда умер Сталин, Римма Казакова искренно и горько плакала, а в дневнике записала: «У нас страшное горе: умер родной и любимый Иосиф Виссарионович Сталин...» Позднее, разобравшись в отечественной истории, написала стихотворение «Вожди»: «Я больше лба себе не расшибу ни об одну державную икону!»

В 1954 году Казакова окончила исторический факультет ЛГУ. Как признавалась сама поэтесса, «по комсомольской дурости» уехала на Дальний Восток, в Хабаровск, и надолго там застряла.

Я хочу в далекие края.

Не угомонилась ненасытная,

резвая душа моя транзитная.

Что в чужих краях забыла я?..

Застряла, но получился результат. В 1958-м вышла первая книга стихов «Встретимся на Востоке», и Казакову приняли в Союз писателей. Приехала в Москву, поступила на Высшие литературные курсы при Литературном институте, вышла замуж за писателя Радова. Начала печататься — и где? — на самых престижных площадках: в «Новом мире» и «Юности». Ее учителями стали Михаил Луконин и Евгений Евтушенко. Кстати, Казакову в 1960-е годы звали «Евтушенко в юбке». У Казаковой было много стихов со словом «дорога» — разъезжала и по стране, и за ее пределами — от Вологды до Токио. Основные темы стихов: дружба, любовь, верность, материнство. В начале ее творческого пути поэт Виктор Боков сказал ей: «Девочка, мне очень нравятся ваши стихи. Но признайтесь, что на вас очень повлияла Марина Цветаева». Казакова удивленно подняла брови: «А это кто?» Тогда она не знала никакой Цветаевой и писала по-своему: «Люби меня застенчиво», «Быть женщиной — что это значит?..», «Как просто быть счастливой в этом мире!..».

Сборники стихов, преодолевая поэтические муки, выходили один за другим. Всего более 20 книг. Римма Казакова издавалась и выступала наряду с другими кумирами 1960-х годов во многих залах и даже на стадионе в Лужниках.

Не боялась? Позднее она признавалась: «Я была неуверенная, робкая, и всю жизнь старалась преодолеть робость в себе. Я считала себя провинциалкой...» Кумиром Риммы Казаковой была Белла Ахмадулина — «красавица, ангел». Да к тому же всегда эффектно одетая, «хорошо упакованная», как выразилась Казакова. Конечно, она ей завидовала. Но сумела преодолеть это чувство и поняла простую истину: надо быть самим собой. И она стала Риммой Казаковой, совершенно отличным от Ахмадулиной поэтом, со своим внутренним миром, со своим стилем и со своей позицией в литературной тусовке. Когда-то она написала: «Поэзия — мужичье дело, /Воловий труд, соленый пот./ Зачем же Орлеанской девой/ В поэты девочка идет?» Всей своей последующей жизнью Римма Казакова на этот вопрос дала четкий ответ.

В интервью газете «МК» в 2002 году Казакова признавалась: «Я очень высоко ставила Андрея Вознесенского, Беллу Ахмадулину, Юнну Мориц. Но годы шли, и постепенно я осознала: чего я, как бедная родственница, кручусь у стола господ. Пускай они живут сами по себе. Я другая. Я поняла, что я все-таки поэт, что по жизни меня вело то, что называется призванием... у меня нет ни званий, ни наград, но иногда я понимаю, что у меня есть свой читатель...»

И Римма Казакова пошла своей дорогой. Выступала и как публицист, и как переводчик. В 1976–1981 годах работала секретарем правления Союза писателей СССР, организовывала Пушкинские праздники поэзии. В стихах чеканила свое имя. Многие из них стали популярными песнями: «Ненаглядный мой», «Мадонна», «Ариадна», «Дурочка», «Ты меня любишь».

Одна критикесса в восторге написала: «Солнечный, жизнеутверждающий, радостный талант дал Б-г Римме Казаковой». Но этот «солнечный и радостный» талант был затенен событиями в стране, развалом Советского Союза и последовавшими за ним «развеселыми делами».

Будучи натурой общественной, не замкнутой в своем мирке, Римма Казакова в последние годы писала горькие стихи: «...Я наконец-то поняла — / как отрубила, / что многое, чем я жила,/ напрасно было... /Во всем какой-то сбой, пробой, /печаль разлада./ И государство, и любовь.../ Подумать надо!»

С удивлением смотрела Казакова на молодое поколение, которому, в отличие от старшего, было совсем «не по кайфу ишачить целый день». В «Монологе современной девчонки» декларировалось:

Не хочется учиться,

а хочется гулять,

от музыки тащиться

и глазками стрелять.

Мечтаю не о деле.

Мечта моя проста:

хочу я много денег —

зеленых, как листва...

Римма Казакова удивлялась: она так не могла. Она поступала иначе: «Все ухожу оттуда, где не больно,/ и все туда, где больно, прихожу...» И с горечью: «Творю добро, а все не легче...» Жизнь кругом перестраивалась, но от этого легче не становилось. Знаменательно стихотворение Казаковой «Недоверчивое»:

Неужели в самом деле — перестройка?

Все — на фронт,

и в кабаке пустеет стойка?..

Неужели вправду умницу —

в министры! —

и дозволено на бездарь не молиться?..

Сплошные «неужели?» — «И Лубянка без секретов,/ и — нет власти без Советов?!.» Перестройка кончилась, и на развалинах былой великой империи возникло нечто новое, явно монструозное:

И куда себя ни день ты,

что себе ты не внуши,

деньги, деньги,

дребеденьги! —

цель и суть твоей души…

И возмущенный крик исторгается из казаковского сердца: «О, жующая столица!/ Искореженные лица./ Стадный ужас длится, длится,/ хоть в нем пользы ни на грош./ Ты жуешь, жуешь, жуешь...»

Жуют. Жрут. Танцуют. Пляшут. И легко обходятся без всякой культуры, на что Римма Федоровна однажды резко сказала: «Забудьте о нас окончательно. Мы подохнем. Живите без стихов». Сама она так не могла. Она до последних дней не расставалась с поэзией. Возглавляла беднейший Союз писателей Москвы. Про себя говорила: «Я нищая, несчастная бабка, которая доживает свои дни». И еще: «У меня сознание социал-демократическое, и я не понимаю, как можно наслаждаться жизнью, покупать иностранные футбольные команды или демонстрировать свое богатство, когда в стране столько бедных людей!..»

Но что об этом в стотысячный раз! Никто не услышит и никто не поможет. Римма Казакова всегда отличалась прямотой и откровенностью, никаких вуалей, никаких иносказаний — все открытым текстом. О себе говорила: «Вообще-то я — прирожденная жена. Люблю готовить, люблю сидеть дома. Я вообще считаю, что женщина должна служить мужчине... Я отнюдь не феминистка. Терпеть не могу всех этих эмансипированных штучек и не понимаю, почему в Америке, по рассказам, женщины иногда мужчин достают на тему приставания. Мне это не понятно. Если ко мне кто пристает, я думаю: ох, как хорошо — еще кому-то нравлюсь!»

Вот уж точно не феминистка! Обыкновенному женскому счастью посвящена последняя книжка Риммы Казаковой «На баррикадах любви» (2002).

«Ваш главный проигрыш в жизни?» — как-то спросили Казакову. Она ответила: «Нет мужчины рядом. Хотела состариться с любимым человеком. Но, может быть, это лишь иллюзия?..»

Душа, как птица раненая, скорчилась,

обязанная каждому и всем.

Приходит слава, а здоровье кончилось.

Но, может быть, еще не насовсем.

Здоровье тоже не оправдало надежд поэтессы. Она поехала поправить его в подмосковном санатории в поселке Перхушково и... 19 мая 2008 года оторвался тромб. И все.

Римма Федоровна Казакова прожила 76 лет. Удивительно насыщенных. Взволнованных. Драматических. За две недели до смерти она написала строки:

В мире так много разбито, разрушено...

Вместе со всеми плетем жизни кружево

И открываем внезапно в себе:

В играх судьбы мы не станем игрушкою!

Вот наш исток: мы наследники Пушкина.

Скажем за это спасибо судьбе...

Римма Казакова была пленницей собственного сердца. Женского и поэтического.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции