Где искать главное

 Янкл МАГИД, Израиль
 5 декабря 2008
 2698
Как-то перед началом молитвы реб Берл вдруг прервал свою беседу со стариками и обратился ко мне: – Пойдем, я тебе кое-что покажу. Он повел меня, громыхая связкой ключей, в комнату, выходящую окнами на сторону, противоположную фасаду синагоги. Когда-то здесь работал резник, о чем свидетельствовали жестяные конусы, в которые он бросал головой вниз свежезарезанных кур, и темные пятна засохшей крови на стенке. Реб Берл отпер дверь, ведущую на улицу, и поманил меня пальцем.
– Погляди, ингале.
Стену рассекала острая трещина, по форме напоминающая молнию.
– Зимой трещина увеличится, — продолжил реб Берл, — а к следующему лету, не дай Б-г, стена может упасть.
Он не спрашивал, что нужно делать, но ответ сам собой пришел мне в голову.
– Давайте поговорим с Залманом. Он работает на стройке и наверняка сообразит, как привести в порядок эту стенку.
– На стройке, говоришь? — с сомнением покачал головой реб Берл. Качество работы советских строителей не вызывало у него доверия. Но других вариантов у меня не было.
Залман осмотрел стену, постучал вдоль трещины костяшками пальцев и быстро принял решение:
– Значит так. Организуй мне ключ от этой двери. Через пару дней я привезу сюда пару рабочих с материалами, и за полдня они все исправят. Стенка будет, как новенькая. Еще сто лет простоит.
Обрадованный столь быстрым решением вопроса, я побежал к реб Берлу за ключом. Но, к моему удивлению, габай нахмурился:
– А сколько это будет стоить? И кто даст квитанцию за работу и материалы?
– Какую еще квитанцию? Залман все сам оформит. У них там, на стройке, полно разных ходов и выходов.
– Вот в этом-то дело, — покачал головой реб Берл.
– Боитесь, что ОБХСС накроет, начнут копать под синагогу? — понимающе произнес я.
– И это тоже. Но главное не в том.
– А в чем главное?
– Позови-ка ингермона*, никак не запомню его имя, и я вам расскажу кое-что.
Больше всего на свете мы в ту пору обожали рассказы стариков. Именно они и составляли ту устную традицию, которой мы были лишены и которую так жаждали получить.
– Единственный обычай, переданный нам отцами, — грустно шутил Элиэзер, — ходить на ноябрьскую и первомайскую демонстрации.
Поэтому мы с Залманом тут же уселись напротив реб Берла и приготовились слушать.
– Эту историю, — начал реб Берл, — я слышал от своего меламеда в хейдере, и случилась она больше ста пятидесяти лет тому назад.
Жили в этом местечке два друга: Рувен и Янкл. Сидели на одной лавке в хейдере, женились в одном и том же году, места в синагоге тоже были рядом. Но Рувен преуспел в деловых комбинациях и разбогател, а Янкл остался нищим. Много раз Рувен предлагал другу помощь: купить новый дом, дать денег на корову, справить обновки детям и жене. Но Янкл каждый раз отказывался.
– Написано в наших книгах, — повторял он, — счастлив ненавидящий подарки. Всевышний дает мне все необходимое, и если не посылает большего, значит, я в нем не нуждаюсь.
– Ты, может быть, и не нуждаешься, — возражал Рувен, — но вот твоя жена и дети были бы очень рады новым туфлям или платью.
– С Б-жьей помощью, — отвечал Янкл.
Когда пришло время выдавать замуж дочерей, Янкл оказался в сложном положении. Для свадеб и приданого нужны деньги, много денег, а взять их было неоткуда. И тут Рувену пришла в голову блестящая мысль.
Перво-наперво он уговорил Янкла поехать за советом к ребе из Александрова. Ну, если уже поехал, взять с собой жену и дочерей, чтобы попросить у ребе благословения. Вместе с семьей Янкла Рувен послал и трех своих девочек и под этим предлогом дал денег на всю поездку.
Янкл отсутствовал два дня, и за это время Рувен осуществил свой план. Он знал, что в самом дальнем ящике комода у Янкла запрятаны золотые часы его отца, единственная дорогая вещь в доме, с помощью которой он наделся справить свадьбу старшей дочери. Рувен пригласил двух кошерных свидетелей — габая синагоги и шойхета, пришел с ними ночью к пустому дому Янкла и сказал:
– Сейчас я разобью стекло, заберусь в дом и украду у Янкла золотые часы.
Свидетели посмотрели на Рувена, как на сумасшедшего.
– Мой план состоит вот в чем, — поспешил объяснить свои слова Рувен. — Когда станет известно о краже, вы заявите в суде, что видели вора. Меня заставят вернуть часы Янклу и добавят штраф в размере стоимости часов. Я заплачу оценщику, чтобы он завысил в два раза эту стоимость и таким образом наш гордец будет вынужден взять у меня несколько тысяч рублей, которых ему хватит на приданое дочерям.
Шойхет и габай поразились хитроумности Рувена и праведности его намерений. Человек приносил себя в жертву, становился вором, — и все для того, чтобы помочь другому еврею.
– Честь тебе и хвала, — вскричали они хором, крепко пожимая руки Рувену. — Хвала и честь!
Рувен разбил стекло, залез в дом, взял часы, выбрался наружу и показал их свидетелям.
Когда Янкл вернулся из поездки, то сразу обнаружил пропажу. Ведь Рувен оставил открытым ящик комода, да еще выбросил наружу все его содержимое.
Расстроенный Янкл пришел к раввину местечка:
– Ребе, что теперь делать? Последнюю надежду погубил проклятый воришка.
Ребе собрал суд, бейс-дин, и тот постановил: каждый, кому известно что-либо о пропаже часов, обязан явиться в суд и рассказать. Шойхет и габай тут же пришли к раввину.
– Часы взял Рувен, — заявили свидетели.
– Наш Рувен? — не поверил своим ушам раввин.
– Да, наш, — подтвердил габай. — Тот самый, с бородой и пейсами, в большой шляпе и сюртуке, с цицит до колен. Друг Янкла.
– Не может такого быть! — воскликнул раввин.
– Может, — стояли на своем свидетели.
Вызвали Рувена. Он явился радостный, с толстым кошельком, едва умещавшимся в кармане. Тут же признал свою вину, выложил на стол перед судьями часы и представил письмо оценщика, которому собирался их продать.
– Неужели эти часы так много стоят? — с сомнением покачал головой раввин.
– Стоят, стоят! — воскликнул Рувен. — Это редкие, дорогие часы с инкрустацией.
Не понимая, чему так радуется вор, судьи вынесли решение, и Рувен тут же отсчитал штраф. Многие из присутствующих первый раз в жизни видели такое количество денег.
Янкл выдал дочерей замуж, купил новый дом и открыл магазинчик, с помощью которого выбился, наконец, из безжалостных лап нищеты. Шойхет и габай объяснили ему и всей общине причину странного поступка Рувена и отношения между ними остались прежними.
Прошли годы, и Рувен умер. Оказавшись перед небесным судом, он тщательно пересмотрел предъявленные ему списки заслуг и прегрешений. К величайшему удивлению, списки сильно расходились с теми, которые он ожидал увидеть. Больше всего его поразило, что история с часами вовсе не была упомянута среди хороших поступков.
– Как же так? — удивился Рувен. — Ведь благодаря этому Янкл и его семья были спасены от нищеты.
Однако судьи оставили вопрос без внимания. Но самым обидным показалось Рувену наказание за воровство.
– Я вор? — поперхнулся он, услышав решение суда. — Да я в жизни своей чужой копейки не взял.
– А часы? — сурово спросил прокурор.
– Но это же понарошку! — возмутился Рувен. — Чтобы помочь, для пользы Янкла.
– Для пользы или нет, но ты украл эти часы, — заключил прокурор, — и за воровство тебе полагается соответствующе наказание.
Плачущий Рувен явился во сне к Янклу и попросил его заступничества на небесном суде. Янкл рассказал свой сон раввину.
Реб Берл замолчал.
– А что же было дальше? — вскричал Залман.
– Дальше я не помню, — виновато улыбнулся реб Берл. — Столько лет прошло. Но не в этом главное.
– А в чем, в чем оно? — разочарованно протянул Залман.
– А вот в чем. Еврею иногда кажется, будто хорошие намерения и благой конечный результат полностью оправдывают его поступки. Если для того, чтобы выполнить большую, важную мицву, нужно слегка приукрасить реальность или, попросту говоря, соврать, подделать или приписать, некоторые евреи с легкой душой идут на эти преступления. Ведь в конце-то концов все будет хорошо! Так о чем беспокоиться?
Но Тора считает по-другому. Воровство, подлог и обман останутся в глазах небесного суда воровством, подлогом и обманом, какие бы красивые цели они не преследовали. Вот так вот оно, молодые люди. Поэтому я с большой радостью приму помощь ваших строительных рабочих, но только в том случае, если вы оформите все как положено: без обмана, подлога и воровства.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции