«Но, видит Б-г, есть музыка над нами…»

 Яков Коваленский
 8 апреля 2009
 5101

Эти строки Осипа Мандельштама вспоминаются, когда слушаешь замечательного российского пианиста Бориса Березовского, золотого лауреата конкурса имени Чайковского 1990 года. Борис живет в Брюсселе, но часто приезжает в Россию. Он активно участвует в российской концертной жизни, где за последние годы выступал на трех метнеровских фестивалей.

 

Особенно грандиозным был Третий фестиваль в 2007 году, который проходил в Москве, Екатеринбурге и Владимире. Участвовали российские и английские скрипачи, пианисты и вокалисты. Впервые в России были исполнены все три фортепианных концерта Николая Карловича Метнера. Пианист не только принимал участие в этом фестивале, но и организовал и спонсировал его. Эта сторона деятельности Березовского вызывает восхищение и благодарность.

В январе 2009 года Березовский исполнил в Большом зале консерватории классическую программу: Бетховен — соната № 21 «Аврора», Шуберт — фантазия «Скиталец», Лист — Соната си минор. Все эти сочинения — основа фортепианного репертуара пианистов. Соната Бетховена прочтена строго и просто. Слушая Березовского, начинаешь понимать словосочетание «венская классика». Редкий случай — все продумано и исполнено идеально, все детали нотного текста выверены, никакой отсебятины. Пианист отвергает модную сейчас романтизацию сонат Бетховена: красивый звук, аккорды звучат наполненно, все пассажи (а они в этой сонате трудные) — ясные и никакой сумятицы в исполнении, никаких темповых преувеличений.

И сразу же после Бетховена — романтический Шуберт: страстное, полное эмоций исполнение. Но безудержная пианистическая стихия все же контролируется разумом. От пианиста исходят какие-то волны, музыка вас обволакивает и увлекает. Фантазия «Скиталец» написана Шубертом в 1822 году и состоит из четырех частей, которые тематически близки друг другу и исполняются без пауз. Основная тема фантазии взята из шубертовской песни «Скиталец», полной безудержной печали. Пианист подчеркивает щемящую тоску этого произведения.

Соната Листа — одно из величайших творений романтизма. Березовский играет сонату с большим размахом. Лист часто использует в этом произведении большие звучности, массивное форте, но, слава Б-гу, у пианиста замечательный звук и у него никогда не бывает «стука». Форте Березовского красивое, мощное, но не жесткое. А «стук» — это бич многих современных пианистов. Соната сравнительно недавно появилась в репертуаре музыканта. Он пришел к ней во всеоружии своего мастерства. Березовский сыграл ее очень образно: картины жизни мелькали, переплетались и уходили в прошлое, и пафос трагической музыки Листа был донесен предельно ясно. Трагизм и лирика этого сочинения, звуковая палитра с безудержным каскадом пассажей — все это ошеломило слушателей. Технические данные пианиста феноменальны. Концерт был продуманно выстроен: героика, романтический надрыв и трагический финал. На бис пианист задушевно сыграл прелюдию Рахманинова и вальс Шопена — лирично и отрешенно. Концерт еще раз показал, что Березовский — ведущий пианист русской фортепианной школы, которому подвластны все стили клавирной музыки.

На следующий день в Малом зале консерватории пианист исполнял камерную музыку со скрипачом Святославом Морозом. Они играли Дуэт Шуберта, сонаты Грига и Брамса.

Святослав Мороз родился в семье музыкантов. Его мать — выдающаяся российская виолончелистка Наталья Гутман, а прадед, Анисим Берлин, — ученик знаменитого Леопольда Ауэра. Прабабушка скрипача Л. Буракинская — ученица величайшего скрипача XIX века Й. Йоахима. Святослав начал заниматься на скрипке с пяти лет, окончил Московскую консерваторию по классу Олега Кагана, а затем совершенствовался в Париже. Мороз играет на редкой скрипке А. Гальяно, доставшейся ему от А. Берлина. Он много и успешно выступает с лучшими дирижерами и оркестрами Европы и Америки. С 2000 года Святослав Мороз преподает в США и является художественным руководителем международного фестиваля «ClassicontheMountains» (Mohonk, NY, USA).

Лирический характер игры скрипача и вулканический стиль пианиста интересно сочетались. Два различных темперамента дали потрясающий эффект. Соната Брамса прозвучала страстно, а соната Грига была нежной и задушевной, романтический порыв музыкантов покорил слушателей.

Концерты пианиста Березовского и скрипача Мороза доставили меломанам истинное наслаждение.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции