«Пепел» и «алмаз» Збигнева Цыбульского

 Виктор ГОРН
 4 октября 2009
 4868

Збигневу Цыбульскому суждено было стать кумиром своего поколения. Он всегда мечтал стать актером. В Кракове успешно сдал экзамены в Высшую театральную школу и после ее окончания в 1953 году начал играть на сцене местного академического театра. Сейчас уже трудно сказать, что толкнуло молодого актера переехать в Гданьск. Но по-настоящему актерская карьера началась именно в Гданьске, в театре «Выбжеже»…

В 1960-е годы польское кино переживало расцвет. Анджею Вайде суждено было стать режиссером с мировым именем, а Збигневу Цыбульскому — кумиром своего поколения.
 

Театр…
 

Он родился 3 ноября 1927 года в поместье Княже неподалеку от Станиславова, который после Второй мировой войны отошел к Советскому Союзу и стал украинским городом Ивано-Франковском. После средней школы, которую Збигнев окончил довольно поздно из-за Второй мировой войны, он учился в Торговой академии и краковском Ягеллонском университете. Но все эти годы Збигнев Цыбульский мечтал стать актером. В том же Кракове он успешно сдал экзамены в Высшую театральную школу и после ее окончания в 1953 году начал играть на сцене местного академического театра. Сейчас уже трудно сказать, что толкнуло молодого актера переехать в Гданьск. Но по-настоящему актерская карьера началась именно в Гданьске, в театре «Выбжеже».
Одновременно он играл и в Театре разговоров, а затем вместе с актером и другом Богумилом Кобелей решил создать студенческий театр «Бим-Бом». И здесь ему сопутствовал успех. Это была любительская театральная студия, Збигнев стал ее художественным руководителем, и студия добилась популярности не только в Гданьске, не только во всей Польше, но и за ее пределами. Театр ставил пьесы Ионеско, Кокто, Дюрренматта, Сартра, когда в Советском Союзе они были еще запрещены. В отдельных странах «народной демократии» было больше творческой и интеллектуальной свободы и меньше идеологии, чем в первой стране социализма. Местные чиновники смотрели сквозь пальцы на проникновение в страну западной культуры, и Советскому Союзу оставалось терпеть эти шалости и вольности — главное было сохранить Польшу в рамках социалистического лагеря.
В 1961 он переехал в Варшаву, где на сцене театра «Атенеум» сыграл ряд удачных ролей.
 

…и кино
 

Известность к Збигневу Цыбульскому пришла в театре. Слава — после того как он начал сниматься в кино. На молодого актера обратил внимание режиссер Анджей Вайда. Он и пригласил его на роль Костека в фильме «Поколение» (1955), рассказывающем о трагической судьбе молодых подпольщиков. Збигнев должен был сыграть роль самого обычного паренька из предместья Варшавы, который хотел стать героем-подпольщиком, но так и не стал им. В результате от первоначального замысла остался всего лишь один небольшой эпизод.
Фильм явился одним из первых произведений «польской школы кино» в мировом послевоенном кинематографе. До этого в театрах Збигневу приходилось играть комедийные или ярко выраженные сатирические роли. Костек в исполнении Цыбульского предстал как яркий драматический персонаж, в котором сочетались нервическая беззащитность с юношеским безудержным героизмом. С этого фильма началось сотрудничество двух кинематографистов, которое принесет им международную славу и признание.
После Вайды на нового актера обратили внимание другие режиссеры. В 1955–1957 годах Цыбульскому было предложено несколько ролей в кино, в том числе в фильмах «Три старта» (1955), «Конец ночи» (1957) и «Обломки корабля» (1957).
 

«Пепел и алмаз»
 

В 1958 году Анджей Вайда приступит к экранизации романа Ежи Анджеевского «Пепел и алмаз».
На главную роль — роль Мацека Хелмицкого — режиссер пригласит Збигнева Цыбульского. Очевидцы рассказывали, что Збигнев пришел на съемки в джинсах и куртке от военного мундира. Режиссер поначалу возмутился: мол, как можно сниматься в такой одежде, ведь никто этого раньше не делал. Цыбульский ответил: или я снимаюсь так или не снимаюсь вообще. Вайде пришлось уступить.
Снять фильм удалось снять только в годы «оттепели», потому что положительный герой был солдатом Армии Крайовой, которая сражалась против новых коммунистических властей Польши. Поляки, раньше дравшиеся с одним общим врагом — фашистами, теперь разделились и шли друг на друга.
После появления в прокате фильм сразу стал культовым. Картина рассказывала о судьбах целого поколения, не знавшего, как жить после окончания этой ненавистной войны. Драматизм и накал ситуации заключался в том, что действие происходило 8 мая 1945 года, когда немцы подписали акт капитуляции в Берлине. Молодым солдатам и партизанам хотелось как можно быстрее сменить мундиры на гражданскую одежду, но цель не была достигнута, Польша раскололась, и в первый день мира герой фильма Мацек Хелмицкий получает приказ убить коммуниста Щуку.
Война не кончена? Как поступить в этой ситуации? Воевать до последнего или сложить оружие, смириться с новой властью и жить по ее законам?
Мацек не хочет убивать, он хочет учиться и любить, он хочет жить самой обычной жизнью, о которой раньше некогда было даже задуматься. Анджей Вайда поставил своего героя перед тяжелым нравственным выбором. Партизан Мацек не может нарушить приказ и погибает.
В финале герой Цыбульского корчится на усеянной листьями земле в предсмертной агонии. Он кричит «Мама!» и, зажимая рану в животе, в поисках спасения хватается за кем-то брошенный грязный бинт. Но уже ничто не может спасти смертельно раненного Мацека. Ему, молодому, прошедшему войну и не жившему еще нормальной жизнью, очень хочется жить, но смерть неотвратима, как заход солнца…
Когда фильм попал во Францию, кинокритик газеты Le Monde Жан де Барончели написал: «Создавая портрет своего героя, Вайда одновременно и избежал конформизма, и не перегнул палку. Его герой не монстр и не фанатик, а просто молодой человек, покалеченный войной. В нем есть порядочность, верность принципам. Сторонники нового и старого строя сталкиваются не как марионетки, а как люди из плоти и крови… Кроме того, фильм прекрасен сам по себе — отличная композиция, хорошая игра, прекрасный рассказ режиссера, который является одним из самых талантливых творцов европейской “новой волны”».
Збигневу Цыбульскому удалось воплотить на экране биографию своего поколения и поэтому стать кумиром тех, кто родился в конце 1920-х. Картина предстала перед мировым киносообществом как символ «польской школы», получила призы МКФ в Венеции, Ванкувере, Западном Берлине и Праге. В 1960 году актер номинировался на премию Британской киноакадемии за лучшую мужскую роль.
Молодежь Польши в подражание Мацеку надела дымчатые очки (актер страдал болезнью глаз и большинство ролей играл в затемненных очках), джинсы и короткие кожаные куртки с поднятым воротником. Збигнева Цыбульского стали называть «польским Джеймсом Дином».
 

После Мацека
 

Теперь в каждом герое Цыбульского зритель искал «пепел и алмаз», и многие режиссеры эксплуатировали однажды найденный Вайдой образ. Многие роли актера в фильмах разных польских режиссеров выдержаны «в стиле» Мацека. В картине Войцеха Хаса «Шифры» («Szyfry», 1966) героя Цыбульского даже звали Мацеком.
Во всех этих лентах он играл молодого человека, бунтующего против старшего поколения. Его герои не хотели жить, как жили отцы, они не хотели быть конформистами, они хотели прожить собственную жизнь. В то же время его бунтующие герои почти всегда были заражены «вирусом» идеалов отцов, против которых они воевали. Они были чересчур дикими и импульсивными, слишком «другими» для старшего поколения и слишком опытными и утонченными — для ровесников. Эта двойная беззащитность персонажей Збигнева Цыбульского обыграна во многих лентах. Она лежит в основе фильма Анджея Вайды «Невинные чародеи» («Niewinni czarodzieje», 1960) и его новеллы в киноальманахе «Любовь в двадцать лет» («Milosc dwudziestolatkуw», 1962).
После картин режиссера Войцеха Хаса «Как быть любимой» (1962), снятой по повести Казимежа Брандыса, и «Рукопись, найденная в Сарагоссе» (1964), снятой по повести франкоязычного писателя Яна Потоцкого, а также режиссера Станислава Ленартовича «Джузеппе в Варшаве» (1964), Цыбульский окончательно утверждается в статусе одной из первых звезд польского кино.
Несмотря на это, знаменитый актер охотно помогал начинающим художникам. Так, он сыграл в дипломном проекте молодого режиссера Сильвестра Хенцинского. Позже Хенцинский вспоминал: «Это он был профессионалом во время съемок, я только присматривался и учился у него. Он внес в мою картину все то, что вносил в кино — себя, свою индивидуальность».
Владислав Ненцек, один из исследователей творчества Цыбульского, писал, что Цыбульский обладал одним важным качеством, которое позволило ему быть совершенно непохожим на других: «На то время это был человек, который не терял чувства собственного достоинства».
 

Последние годы
 

В начале 1960-х Збигнев Цыбульский много снимался, в 1961–1967 годах играл и руководил театром «Атенеум» в Варшаве. Герои Цыбульского, вне зависимости от поступков и характеров, выглядели инфантильными и потерянными, как заблудившиеся дети. Самый показательный в этом плане фильм Войцеха Хаса «Как быть любимой».
Актер стал чрезвычайно популярен не только в Польше, но и в Швеции. Его приглашают за границу, и он с успехом снимается в фильмах французских режиссеров Пьера Кафьяна «Чай с мятой» (1961) и Жака Барратье «Любить» (1964).
В последние годы жизни он поставил ряд спектаклей на сцене театров «Атенеум» и Театра Польского в Щецине и работал над сценарием для собственного режиссерского дебюта по повести Тадеуша Конвицкого «Современный сонник».
 

Поезд
 

В 1959 году молодой Збигнев Цыбульский сыграл в фильме «Поезд» Ежи Кавалеровича. Его Стах любит Марту, но разрыв неизбежен. В спальном вагоне ночного экспресса Марта убегает от своего бывшего возлюбленного. Он пытается догнать ее, объяснить, что ничего не кончено, что они будут вместе, ведь им было так хорошо вдвоем.
Стах появляется перед Мартой, прижавшись снаружи к стеклу вагона на полном ходу мчащегося поезда, и молит о том, чего уже не может быть — о любви…
Вряд ли он мог предполагать, что почти через 20 лет поезд сыграет трагическую роль в его судьбе.
Стоял ничем не примечательный зимний день 6 января 1967 года. Збигнев Цыбульский возвращался со съемок фильма «Преступник оставляет след». Он опоздал на поезд и попытался впрыгнуть в движущийся состав, как это делал его киногерой, поскользнулся и на третьем перроне вроцлавского железнодорожного вокзала попал под колеса пассажирского вагона...
Сделать ничего было нельзя.
Поезд ушел в Варшаву, а Збигнев Цыбульский — в легенду.
Спустя двое суток Цыбульский скончался в больнице Вроцлава.
Тело в закрытом гробу перевезли в Катовице. Казалась, вся Польша пришла проститься со своим любимцем.
 

Виктор ГОРН, Россия
 

 



Комментарии:

  • 11 октября 2010

    Гость

    Пепел и алмаз - потрясающий фильм. Удивительная гармония, обаятельный герой.



Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции