Тора и современность
Седьмой день Песах — «Швии-шель-Песах» 21 нисана (5 апреля 2010) Завершающий (восьмой) день Песах — «Ахарон-шель-Песах» 22 нисана (6 апреля 2010) Седьмой день Песах соответствует великому чуду рассечения Красного моря. Восьмой, завершающий день связан с будущим Избавлением и приходом Мошиаха… Когда лучше помолчать Во время событий на берегу Красного моря сказано («Шмот», или «Исход», 14:14): «Всевышний будет воевать за вас, а вы — молчите». Всевышний готов «воевать за нас», но при одном условии: когда мы «молчим», а не ссоримся и не воюем при этом между собой. И уж точно никуда не годится, если мы беремся высказывать собственное мнение и давать советы, вместо того чтобы подчиниться воле Творца и действовать сообразной ей. Сборник «Шаар-бат-Рабим»
Дело прежде всего
Бывают такие критические моменты в жизни, когда вместо разговоров, криков и воплей нужно действовать. Именно на это указал Всевышний, когда обратился к Моше со словами («Шмот», 14:15): «Чего вы взываете (досл.: «вопиете») ко Мне? Скажи сынам Израиля — и пусть двигаются!» От нашего поколения требуется то же самое, что от евреев поколения Исхода: вместо бесконечных споров и разговоров без лишних слов просто двигаться навстречу Мошиаху!
Когда расступается море
Когда евреи проходили по дну Красного моря как по суше, они видели множество чудес. Однако в самый первый момент, когда они только вступили в воду, никакого чуда не последовало. Первый шаг всегда требует мужества и самоотверженности, он всегда является шагом в неизведанное. И лишь потом море расступается, и начинаются открытые чудеса.
Верить в Моше
И уверовали во Всевышнего,
и в Моше, слугу Его
(«Шмот», 14:31).
Казалось бы, если евреи поверили Моше, то Всевышнему должны были поверить тем более. Почему же Тора упоминает и того и другого? Потому что верить в духовного лидера поколения — Моше — все равно, что верить в Творца неба и земли.
Сборник «Ялкут Шимони»
Глава «Шмини» — «И было на восьмой день»
«Человек есть то, что он ест»
Это утверждение, конечно, преувеличение, хотя наше тело растет и формируется за счет тех питательных веществ, которые мы получаем с пищей. И все-таки Тора утверждает, что «не хлебом единым жив человек, а тем, что исходит из уст Творца». Другими словами, та жизненная сила и духовность, которая заключена в пище, не менее важна для нашей души и нашего организма, чем сама пища. В этом заключается скрытая причина многих пищевых запретов, которые составляют правило кошерной пищи (кашрут).
В частности, поэтому Тора объявила всех хищных птиц «нечистыми» и запретила нам употреблять их в пищу. Ведь хищник по своей природе должен быть жестоким, и это неизбежно отражается на характере того, кто использует его мясо в пищу.
Ту же картину мы находим и среди животных. Мало того, что нам запрещена кровь. Оказывается, что среди тех, кого Тора называет «чистыми», — лишь домашние животные или их дикие родственники, и при этом нет ни одного хищника! Удивительно и то, что единственное животное с раздвоенными копытами, которое, тем не менее, является нечистым, оказалось всеядным и не гнушается мяса. Конечно же, вы догадались, о ком идет речь. Существует много подтверждений тому, что некошерная и «нечистая» в ритуальном смысле пища ведет к очерствению сердца и притупляет ум.
Крепись!
Однажды 6-й Любавичский Ребе рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон сказал: «Порой мы даже не представляем себе, до какой степени следует быть внимательным и осторожным, и как мы должны следить за тем, что кладем себе в рот. Один-единственный раз Тора, предупреждая нас, употребляет слово «крепись» — «Хазак!» И делает это только в отношении некошерной пищи. И это несмотря на то, что речь идет о запрете употреблять в пищу кровь, что само по себе безо всякого запрета вызывает у нормального человека отвращение».
Глава «Тазрия» — «Если женщина…»
Ностальгия по будущему
Есть основание предполагать, что, когда придет Мошиах и на земле воцарится царство добра и справедливости, а всевозможные блага будут общедоступны, именно тогда многие будут испытывать чувство ностальгии… по прошлому! Если так, то дай Б-г и нам поскорее испытать это чувство!
«Шалом-алейхем!»
Частая ошибка иммигранта из России, оказавшегося на американском континенте, в ответ на приветствие «Как дела?» (How are you?) бросаться рассказывать обо всех своих проблемах. Ему бедолаге и невдомек, что на самом деле никого не интересуют его дела. Правильный ответ: «А у тебя как дела?» Все, разговор окончен. А вот что пишет предыдущий Любавичский Ребе, рабби РАЯЦ, который в свое время тоже оказался в роли иммигранта.
«Раньше понятие «истина» (эмет) было в чести. В массе своей люди были честнее и отзывчивей, и если такой человек обращался к кому-то с классическим приветствием «шалом-алейхем» (мир вам), то можно было не сомневаться, что он искренне желал своему собеседнику мира и благополучия. Сегодня же, когда говорят «шалом-алейхем», в этих словах можно услышать: «Ступай себе с миром» или даже: «Ступай себе подобру-поздорову…»
Из бесед 6-го Любавичского Ребе, рабби РАЯЦа
Глава «Мецора» — «Если человек заболеет язвенной болезнью»
Тема: злоязычие (лашон-га-ра)
Человек, который болен (не дай Б-г!) кожной язвенной болезнью, родственной проказе, называется «мецора». Вот только причины ее появления связаны, главным образом, не с инфекцией, а с моральными изъянами, в частности — с грехом злоязычия.
Точный диагноз
Почему в наше время практически нет случаев заболевания язвенной болезнью (цораат), упомянутой в Торе, как это было в древности? Неужели сегодня перевелись любители перемывать косточки другому и люди, склонные к злоязычию, — болезни, которая выступает на коже в виде язв?
Просто болезнь — это отклонение от нормы, а сегодня, когда злоязычие давно стало нормой и даже профессией – «папарацци», человека, который воздерживается от этого, скорее можно объявить не совсем здоровым.
На основе писем Ребе
Главы «Ахарей» и «Кедошим»
Тема: любовь к ближнему (агават-исраэль)
В этой главе среди многих законов и заповедей приводится одна из самых известных, которая предписывает «любовь к ближнему», как сказано: «Люби ближнего своего, как самого себя…»
Обязательное условие
Часто то место в Торе, где говорится о любви к ближнему, приводят не полностью, обрывая фразу, а это в любом случае неправильно и ведет к искажению смысла Писания. Сказано («Ваикра», или «Левит», 19:18): «И люби ближнего, как самого себя, Я — Б-г». Только в том случае «Я буду пребывать среди вас, и буду вам Б-гом», если между вами царит любовь и согласие. Дополнительный намек на это заключается в том, что числовое значение (гематрия) Имени Всевышнего, равное 26, образуется, когда любовь одного (численное значение 13) добавляется ответной любовью: 13 + 13 = 26.
Рабби Хаим Виталь, выдающийся мудрец и каббалист, ученик и последователь Аризаля, автор сочинения «Эц-Хаим», XVI–XVII в.
Поверх барьеров — «лехатхило арибер»!
2 Ияра (день «двойного великолепия») — день рождения 4-го Любавичского Ребе, рабейну Шмуэля (Магараш, 1834–1883)
Так учил Ребе Магараш: «Весь мир говорит: «Когда невозможно преодолеть препятствие снизу (арунтер) — тогда нужно лезть через верх (арибер)». А я говорю: «Лехатхило арибер!» — с самого начала любое препятствие нужно преодолевать только сверху!»
Это означает, что надо решительно стремиться к высшей цели, не обращая внимания ни на какие препятствия, и осуществлять задуманное при любых обстоятельствах — поверх барьеров! И если мы действуем с полной самоотдачей, то Всевышний всегда поможет и пошлет удачу.
Заслуженные почести
Известно, что Ребе Магараш вызывал у присутствующих чувство глубокого уважения и неподдельный трепет. Так, однажды по дороге в Любавичи он проезжал уездный городок Ахромово, и все жители города во главе со старостой и почетными горожанами вышли приветствовать столь высокого гостя. Причем, как это было тогда принято, с хлебом-солью. А когда Ребе Шмуэль явился собственной персоной, то все присутствующие, как будто сговорившись, склонились перед ним в почтительном поклоне, как перед высокопоставленным сановником.
Родственник 4-го Любавичского Ребе, р. Ишия Берлин, который сопровождал его в этой поездке, был поражен таким приемом и с удивлением воскликнул: «Фетер! Дядя! Видели, каких почестей вы удостоились?»
На это Ребе Магараш невозмутимо заметил: «Петах! Глупец! Чему тут удивляться? Разве ты не знаешь, о ком сказано («Дварим», 7:14): “И будешь благословен среди всех народов земли?!”»
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!