Суд Б-жий — великая бездна Эхо Катыни

 Раввин Довид Карпов
 4 мая 2010
 2473

В субботу утром, 10 апреля 2010 года, при заходе на посадку потерпел крушение самолет правительственного авиаотряда Польши Ту-154, направлявшийся из Варшавы в Смоленск. На борту лайнера находилась официальная польская делегация во главе с президентом страны Лехом Качиньским, направлявшимся в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях. В результате авиакатастрофы погибли все 96 человек, находившиеся на борту, в их числе и президент Польши Лех Качиньский с супругой.

«Мистика», — первое, что приходит в голову, когда после первого шока пытаешься вникнуть в обстоятельства трагедии под Смоленском. Если даже отвлечься от истории непростых взаимоотношений между Россией и Польшей, возникает ощущение, что за всем этим стоит чей-то злой умысел. По воле судьбы, авиакатастрофа произошла именно в тот момент, когда вся польская политическая элита, включая президента страны, военное руководство и духовенство, летела почтить память жертв Катынской трагедии, когда были расстреляны 22 тысячи лучших сынов польского народа, причем обе трагедии произошли практически в одном и том же месте.

«И вышел огонь от Г-спода»

Но, как известно, все события и явления окружающей нас действительности, включая и трагические эпизоды, находят свое отражение в недельной главе. В тот самый миг, когда под Смоленском потерпел катастрофу правительственный самолет, мы читаем в Торе о гибели представителей священнической элиты Израиля, двух сыновей первосвященника Аарона — Надава и Авигу, которые тоже погибли «при исполнении», во время храмовой службы, и тоже в результате своей роковой ошибки. На этот счет также существует разные «версии» случившегося, которые по-разному объясняют истинные причины трагедии, но основная заключается в том, что сыновья Аарона стремились к большей святости, чем это доступно человеку, и их мученическая смерть стала актом самопожертвования и освятила Имя Творца. 
Даже сам характер гибели в чем-то схож, это тоже была внезапная смерть от огня свыше («Шмини», 10:2): «И вышел огонь от Г-спода, и пожрал их, и умерли они пред Г-сподом».
В связи с недельной главой «Шмини», которую мы читали в ту трагическую субботу, мы приводили высказывание рабби Йоханана, который исключал случайный характер событий даже в окружающей нас природе, а тем более в человеческом обществе. В гибели любого живого существа, даже мелкой рыбешки, он неизменно видел незримую руку Творца и выразил свои чувства словами из книги Псалмов (36:7): «Правосудие Твое — великая бездна».
За всеми событиями нашего мира, даже за теми, которые происходят по чьей-то злой воле или в силу стечения обстоятельств, в строгом соответствии с законами природы, на самом деле кроется воля Творца. Тогда никому не могло прийти в голову, что эти выводы найдут своей страшное подтверждение буквально в тот же самый день. Полностью текст псалма выглядит так: «Правда Твоя, как горы Всесильного, правосудие Твое — великая бездна. Человека и животного спасаешь Ты, о Всевышний!» Иногда спасаешь, а иногда губишь…
Но неизменно даже в самых печальных событиях кроется замысел Творца этого мира, который нам необходимо постичь.

Погибшие пред Б-гом

Сразу после этих событий Моше обратился к своему брату со словами утешения («Шмини», 10:3): «И сказал Моше Аарону: это то, что говорил Г-сподь, когда сказал: через близких Мне освящусь, и пред всем народом Я прославлюсь». Смысл этих слов в том, что своей трагической кончиной его сыновья принесли святую искупительную жертву Б-гу и этим возвеличили Его Имя. Тогда Аарон, отец двух погибших священников, которого это несчастье коснулось в первую очередь, принял утешения своего брата Моше и смолчал, как сказано («Шмини», 10:3): «И умолк Аарон». 
Почтим и мы минутой молчания все жертвы двух Катынских катастроф, и будем верить, что это несчастье станет искуплением перед Всевышним, послужит поводом для покаяния и, наконец, примирит оба братских народа и два соседних государства. И тогда души погибших тоже обретут свой покой. Амен!

Раввин Довид Карпов, Россия
 



Комментарии:

  • 27 мая 2010

    Гость

    Параллель, которую провел в своих размышлениях Рав, весьма сомнительна по своему моральному значению, что лишает его послание значительной доли смысла. Катастрофа по стечению обстоятельств не сравнима с холоднокровным расстрелом людей. Еще меньше эти два события имеют отношение к воле Творца. Главным моментом Его воли может быть только созидание. Главными же атрибутами Его воли являются невмешательство и неуменьшение свободы индивидуумов. Причина же катастрофы является результатом противоречия здравому смыслу. Зачем Автор говорит так много слов и передает так мало информации?
    Эрнст


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции