Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 7 августа 2010
 2835

Глава «Реэ» — «Смотри» Тема: благословение и проклятие (браха/клала) Смотри! Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие («Дварим», 11:26). Если не сегодня, то когда? Почему Тора подчеркивает, что выбор между «благословением и проклятием» необходимо сделать именно сегодня? Время не стоит на месте, каждый день приближает нас к неизбежному концу, и вопрос состоит в том, как прожить день сегодняшний. На этот счет существуют два разных подхода. Один, который предлагают наши мудрецы, заключается в том, чтобы не откладывать «на завтра» те добрые дела, которые мы можем совершить сегодня, как сказал старец Гилель («Поучения Отцов», 1:14): «Ведь если не сейчас — то когда?!» И это путь к благословению, о котором говорит Тора. Но есть и другой, противоположный ему взгляд на жизнь, о котором предупреждает нас пророк («Ишайя», 22:13): «Давайте будем есть и пить (в свое удовольствие), ибо завтра нам все равно помирать». Такой человек, который следует этой простой житейской философии, и живет только ради удовольствий, лишает себя благословения. Рабби Ханох из Александра  

Твой личный выбор
Часто, когда надо принять ответственное решение, мы полагаемся на общее мнение. Но Тора настоятельно нам этого не рекомендует. Поэтому вначале Всевышний обращается к каждому из нас лично: «Смотри» и делай свой собственный выбор. А потом неожиданно Тора переходит на множественное число: «Я предлагаю вам». Другими словами: не следует ориентироваться в своем выборе на мнение большинства, потому что они, как правило, часто заблуждаются.
Гаон из Вильно

Благословение — если послушаете
Далее Тора поясняет нам, в чем состоит путь к благословению (11:27): «Благословение — если послушаете заповедей Господа, Б-га вашего, которые я заповедую вам сегодня». Но можно истолковать это несколько иначе: если вы готовы хотя бы иногда прислушиваться к словам Всевышнего и выполнять Его заповеди, это само по себе уже является благословением. Ведь многие не хотят ничего даже слышать о Торе и традиционном образе жизни, отрезая себе путь к благословению и полноценной жизни.
Рабби Шимшон-Рафоэль Гирш
 

Глава «Шофтим» — «Судьи и стражники»
Тема: искренность и непорочность (тмимут)
Будь непорочен пред Господом, Б-гом твоим («Дварим», 18:13).

Требуется особая искренность и непорочность в мыслях и поступках, когда ты находишься «пред Б-гом», т.е. наедине с собой, и никто тебя в этот момент не видит, кроме Творца.
Но верно и обратное: когда человек постоянно ощущает себе стоящим «пред Б-гом», он наверняка останется чистым и непорочным.
АЛШИХ

Как на духу
В других заповедях не подчеркивается необходимость всегда быть «пред Б-гом», потому что легче всего изображать искренность и невинность, и тем самым обманывать окружающих. И никто не сможет проверить, насколько это правда, кроме… Творца.
Рабби Бунем из Пшисихи
 

Глава «Теце» — «Когда выйдешь на войну»
Тема: соблазн (ецер-га-ра)
Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь, Б-г твой, предаст его в руку твою, и возьмешь его в плен («Дварим», 21:10).
Выражение, с которого начинается наша глава, трактуется как борьба со своим злым началом (ецер-га-ра) и соблазнами. Первое, на что указывает нам Тора: необходимо самому начать «военные действия» и «выйти на войну», полностью полагаясь на помощь свыше — тогда тебе обеспечена победа!

Без резких движений
Часто бывает, что мы можем многому научиться у… своего противника. Обычно наш «враг» — внутренний дух противоречия — действует осторожно и последовательно: вначале он предлагает сделать всего одну малую уступку своим слабостям и страстям, потом еще одну. Ведь если бы верующему еврею предложили грубо нарушить законы Торы, он бы с негодованием это отверг. Точно так же постепенно, шаг за шагом, происходит в нашей душе борьба с самим животным началом, которая в конечном итоге ведет полному раскаянию.
Хатам-Сойфер
 

Глава «Таво» — «Когда придешь в Землю»
Тема: радость и веселье (симха)
За то, что не служил ты Господу, Б-гу твоему, с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего («Дварим», 28:47).

За то!
Настоящие еврейская радость и веселье, связанные с Торой и выполнением заповедей, — один из важнейших элементов полноценной религиозной жизни, без которых немыслимо настоящее служение.
Есть разные толкования этого отрывка из Торы. Аризаль подчеркивал, что наказания, о которых в Торе говорилось выше, приходят не за прямое нарушение заповедей, а «всего лишь» за то, что ты выполнял их без должного рвения, и это не доставляло тебе радости.
Другой смысл вкладывает в эти слова рабби Бунем: мало того, что ты «не служил Б-гу твоему», так ты еще находил в этом повод для радости.
Рабби Бунем из Пшисихи

К светлому дню
18 Элула — «Хай-Элул»
В этом году — суббота, 28 августа
18 Элула — день рождения двух «великих светил» еврейской религиозной мысли: рабби Исроэля Баал Шем Това (БЕШТа) (р. 1698), основателя хасидского движения, и рабби Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер Ребе) (р. 1745), его духовного «внука» и преемника.

Разбитый сосуд
«Нет ничего более цельного, чем сокрушенное раскаянием сердце», — говорил в свое время Баал Шем Тов. Его ученики и последователи развили эту идею своего Учителя.
У рабби Мордехая из Леховиц был ученик и хасид рабби Меир Мамир. Однажды ему встретился один из великих праведников поколения и стал настойчиво уговаривать его следовать за ним и стать его учеником, обещая ему при этом глубины мудрости. Однако рабби Меир ответил, что он предан своему Ребе и не хочет покидать его.
Но праведника не удовлетворил такой ответ, и он снова стал его убеждать, говоря: «Пойдем со мной, и я сделаю из тебя прекрасный и совершенный сосуд».
Но и это предложение рабби Меир отверг, возразив: «Странное дело: мой Учитель все время пытался внушить мне, что я «разбитый сосуд» (кли шавур), а господин хочет сделать из меня «красивый сосуд»?!»

Чисто теоретический вопрос
(из историй про Баал Шем Това)

В начале своего пути, когда рабби Исроэль Баал Шем Тов только заявил себя как учитель и наставник, его необычное поведение и пророческий дар породили множество всяких слухов. Это привело к тому, что многие крупные раввины того времени стали сомневаться в его истинной богобоязненности и глубине его знаний.
Однажды они послали к нему одного знатока еврейского закона (галахи) с тем, чтобы он проверил, насколько Баал Шем Тов владеет хотя бы элементарными знаниями в этой области. Дело было в Рош-Ходеш (день Новомесячья), и раввин спросил рабби Исроэля, как следует поступить, если во время молитвы забыли упомянуть Рош-Ходеш*)? Баал Шем Тов внимательно посмотрел на своего «экзаменатора» и с улыбкой ответил:
– Это вопрос не имеет практического значения, поэтому он и не требует ответа.
– Но почему? — изумился его гость.
– А потому, что я и так не забуду прочитать эту вставку, а вы, уважаемый, все равно забудете.
Когда пришло время молитвы, раввин действительно забыл упомянуть Рош-Ходеш. Поскольку он-то хорошо знал еврейский закон, то стал повторять молитву еще раз — и опять забыл.

Раввин Довид КАРПОВ, Россия
______
* Когда произносят некоторые благословения и молитвы, то упоминают праздник или шабат, во время которых это происходит. В некоторых случаях, если молящийся забыл это сделать, он должен повторить молитву.
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции