Разум и сердце

 Янкл Магид
 30 декабря 2010
 3124

Предыдущий Любавичский Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон (Раяц*) в одном из томов своих воспоминаний рассказывает об удивительной встрече, случившейся в конце XIX века. Все началось с того, что у Ребе Шалом-Бера (Рашаба**), отца Раяца, начала дрожать кисть левой руки. Ребе очень много работал, его день, заполненный встречами с хасидами, учебой и многочисленными заботами главы хасидского движения, продолжался почти двадцать часов. Многие годы Рашаб выдерживал такую нагрузку, и вот тело начало сдавать.

Пригласили врача. Не помогло. Тогда позвали профессора из губернского города. С тем же результатом. Выписали светило из Петербурга. Никакого эффекта. Хасиды недоумевали, почему Ребе, по одному слову которого вершатся чудеса, должен искать помощи у врачей. Но Рашаб хотел, чтобы все, что касается его лично, происходило только на уровне нормального, природного течения событий.
Перед возвращением в Петербург светило упомянул восходящую звезду неврологии, молодого профессора из Вены. По мнению светила, он был единственным, кто мог бы справиться с болезнью Рашаба.
(С тех пор прошло более ста лет. В России изменился социальный строй, сменились правители, возникли новые моря, реки потекли в другую сторону, одно только осталось неизменным — низкий уровень медицины.)
Разумеется, ни в какую Вену Рашаб ехать не собирался. Он вежливо распрощался с врачом и отправился на вечернюю молитву. К удивлению хасидов, на сей раз молитва продолжалась необычайно долго. Медленно покачиваясь, Ребе стоял у стены, словно оторванный от окружающего мира. Казалось, его помыслы и дух блуждают где-то далеко-далеко.
Вернувшись домой, ребе Шалом-Бер коротко сообщил: «Завтра я уезжаю в Вену».
Профессор, сравнительно молодой человек с холодными выпуклыми глазами, внимательно осмотрел Рашаба.
– Для успешного лечения болезни, — сказал он, — я должен подробно расспросить о том, как протекает ваша жизнь.
Ответы Ребе профессор аккуратно записывал в тетрадь. Услыхав, что собеседник — глава хасидского движения, он попросил его объяснить, что такое хасидизм.
– Человеком управляют сердце и разум, — ответил Рашаб. — Хасидизм учит, как подчинить первое второму.
– Но это абсурд, — едва заметно улыбнулся профессор. — Между сердцем и разумом нет никакой связи.
– Есть, — ответил Ребе. — И хасидизм учит, как правильно выстроить эту связь.
– Но откуда вы взяли, будто связь вообще существует? — чуть рассерженно воскликнул профессор. — Где это написано?
– Вы еврей, — сказал ребе Шалом-Бер. — Только еврей может так спрашивать.
– Еврей, — смутясь, подтвердил профессор. — Лишь по рождению. С точки зрения культуры я полностью отождествляю себя с великими традициями немецкого гуманизма. Правда, моя жена зажигает субботние свечи, но это не более чем дань памяти родителей.
– Трактат «Мидот» Талмуда рассказывает, — сказал Рашаб, — что в Иерусалимском храме человек, совершивший проступок, приносил жертву, понимая, что он сам должен был бы корчиться в огне за совершенное прегрешение. Если он раскаивался от всего сердца, то жертва принималась, и святой огонь жертвенника искупал грех. От огня, горевшего на жертвеннике, зажигался семисвечник, стоявший внутри Храма***.
Жертвенник наши мудрецы уподобили человеческому сердцу, а светильник — разуму. Когда сердце пережигает низменные страсти в огне святости, то оно воодушевляет разум, который в свою очередь освещает своим светом самые темные уголки мироздания, помогая сердцу выбирать верную дорогу.
Профессор задумался. Потом записал ответ Ребе в тетрадку и продолжил лечение. На каждом из сеансов он задавал ему тот или иной вопрос о хасидизме и аккуратно записывал ответы.
Лечение помогло — рука Рашаба перестала дрожать. От платы за лечение профессор отказался.
– Я уже несколько лет, — объяснил он, — размышляю над теорией, которая поможет врачам разобраться в сумрачном мире человеческой психики. Ваши ответы подсказали мне путь, по которому нужно двигаться. Это я ваш должник, а не вы мой.
Венского профессора звали Зигмунд Фрейд, и вскоре он стал известен всему миру как отец психоанализа. С тех пор прошло много лет. Теории Фрейда, казавшиеся краеугольным камнем психологии, давно устарели. При упоминании его имени современные врачи едва заметно улыбаются. А книги Рашаба изучают десятки тысяч еврейских юношей, открывая их с благодарностью и почтением. Ведь от них, словно из семисвечника, струится теплый свет хасидизма, освещающий самые темные уголки человеческой психики и позволяющий разуму выбрать правильную дорогу к сердцу.

Янкл МАГИД, Израиль
__
* Раяц - аббревиатура «ребе Йосеф-Ицхак»
** Рашаб - аббревиатура «ребе Шалом-Бер»
*** Из трактата «Йома» Вавилонского Талмуда

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции