Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 30 декабря 2010
 2537

Глава «Ваэра» — «И Я являлся им» Тема: «Ораторские способности Моше (дибур)» «Ведь сыны Израиля не послушались меня — и как после этого послушает меня Фараон?» («Шмот», или «Исход», 6:9) В наше время едва ли не самым главным достоинством политика является умение красиво и эффектно говорить. А вот наш первый национальный лидер и учитель Моше-рабейну как раз не отличался отменной дикцией, к тому же его природная скромность мешала ему выступать перед массами. Устное предание (Агада) рассказывает историю, как Моше еще в детстве обжег язык и поэтому стал шепелявить. Но, оказывается, проблема была не только в этом: во многом сам еврейский народ был повинен в том, что у его духовного лидера были затруднения с речью. Однажды Моше пожаловался на то, что «сыны Израиля не послушали меня», а ведь для любого лидера особенно важно чувствовать поддержку со стороны народа. И если он ее не ощущает, то у него опускаются руки и речь теряет былую уверенность и силу. (Из хасидских источников)

Глава «Бо» — «Войди к Фараону»
Тема: «Наш мир — для активного служения и выполнения заповедей 
(га-йом-лаасотам)»

Стоит внимательнее перечитать нашу недельную главу, ведь она в точности соответствует тому историческому периоду, в котором нам выпало жить и трудиться — эпохе Мошиаха. Именно здесь описываются последние события, которые предшествовали окончательному исходу нашего народа из Египта.

«…Мы же не знаем, чем будем служить Господу, доколе не придем туда» («Шмот», или «Исход», 10:26)
На первый взгляд, Моше просто морочит Фараону голову, чтобы убедить его отпустить весь народ в пустыню, да еще с главным их имуществом — скотом.
Но можно эти слова истолковать и иначе. Мы не должны забывать, что схожая ситуация возникает каждый раз, когда наступает время Избавления. После долгих веков изгнания у нас неизбежно формируются превратные и искаженные преставления об истинных ценностях и приоритетах в служении Творцу. И пока мы не «пришли туда» — пока не пришел Мошиах и не наступил Грядущий мир, — мы толком не знаем, да и не можем знать, что будет представлять истинную ценность «там» — в светлом будущем.

Глава «Бешалах» — «Когда отослал Фараон народ»
Тема: «Песнь» (Шира)

«Тогда воспел Моше и сыны Израиля эту песнь» («Исход», или «Шмот», 15:1)

Когда душа поет
Рассечение Красного моря — одно из величайших чудес нашей истории, поэтому не удивительно, что оно так подробно описано в Торе. Но свою благодарность и хвалу Творцу за это чудесное спасение Моше выразил необычным образом: не путем молитвы или жертвоприношений, а… хвалебной и благодарственной песней — шира!
С тех пор духовное песнопение, выражение религиозных чувств и любви к Б-гу посредством музыки, стало неотъемлемой частью нашей традиции. Ее продолжили великие праведники последующих поколений, например, псалмопевец царь Давид.
Но своего высшего развития искусство религиозного пения достигло в хасидских мелодиях — нигуним, когда сама душа поет и объединяется с Творцом.
При этом в еврейской певческой традиции есть простые мелодии, иногда довольно красивые, но лишенные при этом глубокого содержания. В отличие от них, в хасидских мелодиях всегда присутствует скрытый и возвышенный смысл, поэтому они пробуждают в человеке чувство раскаяния и любви к Б-гу. Но есть особые мелодии, которые оставили нам наши Учителя и праведники. Они наполняют душу светом и способны вознести ее до заоблачных духовных высот.

Глава «Итро» —  «Итро, тесть Моше»
Тема: «Святая суббота (шаббат-кодеш)»
В этой главе описывается самое грандиозное событие в нашей истории: Дарование Торы и каменных Скрижалей с высеченными на них Десятью заповедями. Однако этому величайшему Откровению предшествовало еще одно немаловажное событие: «дарование» святой субботы (наряду с дарованием манны — «ман»). Наши Мудрецы утверждают, что дарование Торы было бы невозможно, если бы перед этим еврейский народ не получил в качестве бесценного дара «шабат». Потом эта заповедь была повторена еще раз в числе Десяти заповедей.

«Помни день субботний, чтобы святить его» («Шмот», или «Исход», 20:78)
Удивительный факт, который подтверждает реальность этого события: слово, обозначающее «субботний день», в подавляющем большинстве языков мира заимствовано из языка Писания (древнееврейского). И это несмотря на то, что в христианских и мусульманских странах сам по себе субботний день практически ничем не выделяется среди прочих дней недели (там «святыми» днями считаются воскресенье и пятница). Такого просто не могло быть, если бы суббота была лишь нашим национальным обычаем, а не дарована свыше в качестве заповеди.
Но хотя субботний день присутствует во всех календарях, только для нас суббота является «святым днем», когда еврейская душа поднимается на новую духовную ступень и вместе с собой возвышает наше физическое тело и все материальные аспекты нашего бытия. Во время зажигания субботних свечей нам дается так называемая дополнительная душа — нефеш-етера, которая ощущается как особый душевный подъем и прилив духовных сил, сопровождающий еврея весь шабат до его окончания — «обряда разделения» или «гавдалы».
Но есть еще одно важное качество субботы: она напоминает нам о… Грядущем мире, который наступит с приходом Мошиаха. Тогда вся наша жизнь станет одним непрекращающимся «субботним днем». И это наступит уже скоро!

Глава: «Мишпатим» — «И вот законы»

Тема: «Две натуры (ецер-тов — доброе начало, и ецер-га-ра — злое начало)»
В нашей главе, которая так и называется — «Законы», перечислено много различных заповедей, которые ограничивают нас в различных аспектах нашей жизни и устанавливают порой довольно жесткие рамки поведения. Именно за эти рамки и предлагает нам выйти наш собственный, внутренний дух противоречия — ецер-га-ра.

Учитесь властвовать над собой 
Почему у человека часто возникает соблазн продемонстрировать свою власть и помыкать другими? Обычно его внутренний дух противоречия подсказывает ему это, чтобы человек на время забыл, что прежде всего он должен властвовать над собой и управлять не другими, а своими собственными чувствами.
(Ребе из Ружина)

Маска, я тебя знаю
Если бы наш дух соблазна и противоречия был лишен привилегии рядиться в личину добрых намерений и выступать под видом доброжелателя, примеряя маску праведника, скольких бы недостойных поступков нам удалось избежать!
(Рабби Цви-Элимелех)

К Новому году деревьев — празднику Ту-би-Шват (20.01.11)
Праздник Ту би-Шват помогает нам, даже находясь в Изгнании, не забывать о Святой земле и всеми силами стремиться ускорить наступление того времени, когда мы снова сможем вернуться туда с нашим праведным Мошиахом.

Уважение к святости Земли Израиля
Как известно, в отличие от представителей диаспоры, жители Земли Израиля отмечают Йом тов (центральные праздники) только один день. Например, в Израиле нет самостоятельного праздника Симхат Тора. Причем этот день жители Святой земли не всегда обязаны соблюдать даже в том случае, когда находятся за ее пределами.
Однажды во время хасидского застолья (фарбренгена) на Симхат Тора (а это как раз второй день праздника Шмини-Ацерет) у Ребе РАЯЦа возникла неожиданная проблема: единственная бутылка вина была запечатана, а в праздник (Йом тов) печать нельзя срывать — это считается нарушением. Но эта досадная проблема грозила оставить всех без традиционного лехаим. Как быть?
И тут кто-то вспомнил, что среди присутствующих есть гость из Земли Израиля, а для него все праздники уже закончились, и он мог бы…
Ребе Иосиф Ицхак сразу понял, куда клонит выступающий, и с негодованием отверг такое предложение: «Три раза в день в своих молитвах мы просим привести нас в Святую землю. А теперь мы будем «использовать» гостя из Земли Израиля ради такого пустяка?! Это неуважение к ее святости, и на это мы не можем пойти».

Свет из тьмы
Свет грядущего Избавления

Окончание.
Теперь, с высот еврейской Традиции, мы можем иначе взглянуть на всю эту предновогоднюю и рождественскую кутерьму и суматоху. За этим праздником, который отмечают в самый разгар зимы, за этой наивной сказкой для взрослых, отголоском древних языческих верований стоит истинная борьба света Торы с духовной тьмой и косностью, свидетелями которой мы стали во время событий Хануки. Поэтому с недавних пор я спокойно прохожу мимо ярких, нарядных новогодних елок, украшенных огнями: еловые ветки уже сослужили нам свою службу во время праздника Суккот, став навесом в праздничном шалаше — сукке, а свой праздник огней мы уже отпраздновали во время Хануки.
И теперь дело только за Освобождением и нашим праведным Избавителем — Мошиахом, который придет, чтобы навсегда разогнать тьму этого последнего Изгнания, освятить и осветить этот мир светом Торы, который затмит собой весь этот искусственный свет новогодней елочной мишуры. Сейчас, в эти дни!
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции