ТОРА И СОВРЕМЕННОСТЬ

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 3285
Недельные главы
Глава «Цав» «...Вели Аарону и его сыновьям» «А глиняный сосуд, в котором она была сварена, должен быть разбит...» («Ваикра», или «Левит», 6:21) Глиняный сосуд, который вобрал в себя вкус запрещенной пищи, не может быть очищен никаким иным способом и подлежит разбиению. Только тогда он может считаться ритуально чистым, хотя и в виде черепков. Еврей, который испытал вкус греха, должен сломать в себе эти постыдные наклонности, и только тогда, с разбитым от угрызений совести сердцем, он может рассчитывать на исправление. Главы: «Тазрия» — «Мецора» Неслучайно эти две главы объединяют и читают вместе. Обе они посвящены не самой веселой теме: язвенным и прочим болезням, а также законам, связанным с ритуальной нечистотой. Но и из этой части Традиции можно почерпнуть для себя нечто полезное и поучительное. Глава «Тазрия» «...Если женщина зачнет» «И если волос на язве стал белым (побелел) — нечист он» (13:3) Мои года — мое богатство Если человек грешит в молодости, еще остается некоторая надежда, что он сможет справиться со своим дурными наклонностями, исправить их и вернуться к Торе и традиционному образу жизни в более зрелом возрасте. Но если «волос побелел» — если и в преклонном возрасте, когда голова уже седа, человек не расстается со своими прежними грехами, как говорится: «седина в бороду — бес в ребро», то такое состояние Тора определяет однозначно: «нечист он». Его прежние недостатки и слабости стали уже врожденными пороками, и теперь ему будет вдвойне тяжело их исправить. Можно только позавидовать тем, кто, вслед за Вахтангом Кикабидзе, может с полным основанием сказать про себя: «Пусть голова моя седа — не только груз мои года. Мои года — мое богатство». Глава «Мецора» «...Да будет это законом о прокаженном» «И вот закон для всякой язвы проказы...» (14:54) Буквально в тексте сказано: «Вот закон — Тора». Тора — вот лучшее лекарство от любой болезни, поскольку язвы помимо всего прочего символизируют собой всякую болезнь. Так говорят наши Мудрецы: «Заболела голова — займись Торой! Заболело горло — займись Торой! Ломит все тело — займись Торой!» Глава «Шмини» «И было на восьмой день» («Ваикра», или «Левит», 9:1) В этой главе все символично, начиная с самого названия «Шмини», которое связано с восьмым днем («шмини» — «восьмой»), когда окончательно был собран и установлен передвижной Храм — Скиния. В мистической Традиции объясняется, что число семь символизирует закономерность и установленный порядок явлений. В то время как число восемь, напротив, указывает на нечто из ряда вон выходящее. Или, по крайней мере, за рамки человеческого разума и понимания. «И вышел огонь от Всевышнего...» (9:24, 10:2) Два раза в нашей главе встречается это выражение. Первый раз речь идет о жертвах на жертвеннике, когда после благословения Аарона «явилась слава Творца, и увидел это народ, и возликовал, и пал ниц». Во втором случае, двумя строчками ниже, тот же самый небесный огонь покарал двух сыновей Аарона, которые принесли «чуждый огонь» на жертвенник. В этом году отмечался наш отечественный юбилей — 70-летие со дня рождения первого в мире космонавта Юрия Гагарина. Однако для всех нас несравненно важней и памятней другая дата, связанная с его именем, которая знаменует эпохальное событие в истории человечества — первый полет человека в космос. По еврейскому (библейскому) календарю это произошло 26 Нисана, когда мы изучали главу «Шмини». И хотя нас в свое время учили, что «Гагарин летал в космос и Б-га там не видел», сегодня мы несколько иначе оцениваем это событие. Ребе не раз в своих комментариях ссылался на известную цитату («Мишлей», или «Притчи», 3:6): «На всех твоих путях познай (волю) Его». Чем шире наш кругозор, чем больше наши знания об окружающем мире — тем удивительней картина мироздания и тем величественней представляется нам Творец, ее создавший. «Куда мне уйти от духа Твоего, куда от лика Твоего сбежать? Поднимусь ли я на небо — Ты там, сойду ли я под землю — и там Ты. Понесусь на крыльях зари, переселюсь ли на край моря. И там рука Твоя поведет меня, и десница Твоя поддержит меня». «Псалмы» (139:7-9) Удивительно, но именно в день полета мы читали известный отрывок, который начинается словами: «И вышел огонь от Всевышнего...» Далее Тора рассказывает о той опасности, которую таит в себе храмовая служба. Два сына Аарона принесли на жертвенник «чуждый огонь» и погибли: «И вышел огонь от Всевышнего, и пожрал их, и погибли». Полет Гагарина прошел успешно. Опасность подстерегала его на земле. По-разному оценивает Традиция эту трагическую гибель сыновей Аарона. Согласно одному из комментариев, они претендовали на такой высокий уровень служения, который был несовместим с земным, физическим существованием. И тот святой огонь, к которому стремились их души, испепелил их тела. История дальнейшего пути освоения космоса только подтверждает этот вывод. Дерзкая человеческая мысль, извечное стремление проникнуть в неизведанное всегда были оплачены жертвами первопроходцев. Но именно их подвиг продвигал человечество вперед как в области духовного, так и на пути технического прогресса. Огонь с небес По стечению обстоятельств, в том же 1961 году на полигоне в Семипалатинске был испытан самый мощный в истории человечества термоядерный заряд. Космические и военные исследования всеми ядерными державами мира всегда рассматривались как нечто общее, взаимодополняемое. Достижениям в космосе всегда в первую очередь искали военное применение, а главным способом доставки ядерного заряда до сих пор является ракета-носитель. Такова страшная оборотная сторона технического прогресса, тот «чуждый огонь», который был украден неблагодарным потомками Адама из кладовых Творца и который до сих пор остается источником реальной опасности и для всего человечества. Рожденный ползать В связи с затронутой темой, казалось бы, сама просится на язык известная горьковская строка: «Рожденный ползать — летать не может». Но если мы еще раз заглянем в нашу главу, то обнаружим там нечто очень похожее («Ваикра», 11:42): «Всякий, ползующий на брюхе, и всякий, кто ходит на четырех ногах...» Удивительно даже не само по себе упоминание «рожденного ползать», а то, что именно на это знаковое слово «брюхо» — пжзв –приходится своеобразный рубеж: условная середина Торы, если считать по числу букв. А точнее — на букву «вав», которая в оригинальном рукописном тексте всегда имеет увеличенные размеры и своей формой напоминает ракету, устремленную ввысь, символизируя «выход в космос» — переход или даже прорыв на более высокий уровень.
11 Нисана (2 апреля) — день рождения Любавичского Ребе, духовного лидера нашего поколения ЕСЛИ КОПНУТЬ ГЛУБЖЕ Уже много лет основными энергоносителями остаются природные горючие материалы — каменный уголь и нефть. Правда, чтобы добыть уголь или нефть, надо добраться до недр. Возьмем, например, угольную шахту. Труд шахтера остается тяжелым и опасным и по сей день. И хотя кое-что изменилось в последнее время, и многое на себя взяли машины и техника, все равно люди продолжают спускаться в забой с риском для жизни. Неизменной остается и потребность для самого шахтера в свежем воздухе, который поступает с поверхности земли. Эта связь имеет принципиальное значение для жизнеобеспечения людей под землей. Тора ежедневно требует от нас вновь и вновь докапываться до сути вещей. До самых больших глубин еврейской мысли, которая заключена в учении Баал Шем Това и Алтер Ребе, — хасидизме. Похож и конечный результат: слова мудрости наполняют наше сердце верой и чувством любви к Творцу, подобно черному, безжизненному куску угля, который дарит нам свет и тепло. В этом и состоит главное назначение хасида: служить источником света для окружающего мира. Это сравнение принадлежит Любавичскому Ребе, духовному лидеру нашего поколения, чей 102-й день рождения мы отмечаем 11 Нисана (2 апреля). Мы хотим пожелать, чтобы Ребе привел Мошиаха в месяц Исхода — Нисан уже в эти дни! А нам, даже находясь во тьме Изгнания, как шахтер в забое, сохранять живую связь с главой поколения.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции