Между силой и милосердием

 Янкл МАГИД, Израиль
 10 марта 2011
 2472

Иногда Тора рассказывает нам о вещах, казалось бы, далеких от сегодняшней действительности. В самом деле, кому в XXI веке интересен способ обследования отметин проказы, возникающей на одежде? Да и само явление давно исчезло из природы, поэтому рассуждать о нем можно лишь в историческом плане. Но! Текст Торы многослоен и многозначен, ведь его создал сам Всевышний. Написано в Пятикнижии: если появится на одежде пятно ярко-зеленого цвета, то одежду необходимо изолировать на семь дней. И если побелеет пятно — значит, речь не идет о проказе, одежда чиста*. Каббала объясняет иной смысл этой прозаической процедуры. Белый цвет символизирует милосердие, а ярко-зеленый — силу. Задача евреев в мире, их духовная работа состоит в том, чтобы ослабить Силу и усилить влияние Милосердия. Талмуд в трактате «Бава Меция» рассказывает историю смерти Рабы, того самого мудреца, слова которого упоминаются в книге «Тания». Раба был духовным главой поколения, но не считал себя праведником, а только «средним». «Учитель! — воскликнул Абайе, — ты не оставил нам надежды. Если ты средний, то кто же тогда мы?» ______ * Этот обряд проводили только во времена Храма (Ред.)

В академию Рабы, находившуюся в вавилонском городе Пумпедита, два раза в год приходили 12 тысяч человек и по месяцу учили Тору. Сборщики податей донесли царю Вавилона, что огромное количество людей два месяца в году не платят налоги, ведь они не работают, а только учатся!
– Этот человек приносит мне огромные убытки! — вскричал царь и приказал казнить Рабу. Как только весть о приговоре достигла ушей Рабы, он покинул Пумпедиту.
– Если царские гонцы настигнут меня, — сказал он ученикам, — пусть никто больше не пострадает.
Через несколько дней пути, перед наступлением субботы, Раба увидел еврейский постоялый двор. Хозяин узнал мудреца.
– Оставайтесь в моем доме, — предложил он. — Тут вас никто не отыщет.
Неделя прошла спокойно. Раба сидел в своей комнате и изучал Тору. Книги не были ему нужны, он знал все наизусть. Но однажды утром в дверь постоялого двора постучали. Стук был грубым и нетерпеливым. На пороге стоял царский гонец.
– Воды и обед, – приказал он, усевшись за стол. Хозяин подал ему два стакана воды, и гонец выпил их залпом, один за другим. Спустя минуту с ним стало происходить что-то необычное: его глаза, рот и нос переместились на затылок. Хозяин двора в ужасе бросился к Рабе:
– Что делать!? — вскричал он. — Гонец умрет, а меня обвинят в колдовстве и казнят!
– Он выпил два стакана подряд, — ответил Раба, — а парные числа приносят несчастье. Дай ему быстро выпить еще стакан.
Хозяин поступил по слову мудреца, и лицо посланца приняло прежний вид.
– Ага! — вскричал он, — тот, кого я ищу, несомненно, прячется здесь.
И гонец принялся открывать одну за другой двери всех комнат. В самой дальней он обнаружил Рабу.
– О, еврейский мудрец! — воскликнул он. — Только что я на собственной шкуре убедился в твоем величии. Даже если царь прикажет меня убить, я отдам жизнь, но не выдам, где ты прячешься. Но если он повелит пытать меня, я не выдержу и сознаюсь. Прости, прости, о, мудрец!
Получив прощение, гонец вышел, запер за собой дверь и помчался в столицу. Увидел Раба, что дверь заперта, и взмолился Всевышнему. Быстро долетела просьба праведника до Небесного престола и тут же была принята. Не успел Раба завершить молитву, как стена, в которой находилась дверь, рухнула.
– Вернусь в ешиву, — решил Раба. — Будь что будет, но я продолжу преподавать Тору.
Добравшись до ворот Пумпедиты, он присел на камень, чтобы перевести дыхание, и сразу погрузился в учение. Вдруг Раба услышал спор, происходящий в этот момент в Небесной ешиве. Речь шла о пятнах проказы. Мудрецы ешивы утверждали: если неизвестно, побелело пятно со временем или с самого начало было таким, одежда нечиста. Всевышний утверждал, что чиста.
– В споре многих и Одного — решение за многими, — не соглашались мудрецы.
Тогда Всевышний предложил спросить мнение величайшего праведника, живущего на земле, — Рабы. Срочно был послан ангел, чтобы забрать его на небо. Но святость Рабы была столь велика, что ангел смерти не смог к нему приблизиться. Тогда он послал ветер и камыши в поле, на обочине которого сидел Раба. Камыши зашумели, словно копыта лошадей.
«Наверное, — подумал Раба, — это царская конница скачет за мной. Чем проходить через все мучения и позор, связанные со смертью от рук палачей, лучше отправиться сейчас в Небесную ешиву».
Он на мгновение прекратил учение Торы, и ангел смерти схватил его. Последнее, что успел вымолвить Раба, было слово «чист» — его мнение в споре. Вместе со Всевышним Раба выбрал милосердие.
В нашей сегодняшней жизни часто встречаются ситуации, когда накопленный опыт подсказывает: своего нужно добиваться силой. Мстить, давить интеллектом, а если его не хватает, то деньгами, властью, связями. Иначе ничего не получится, так устроен мир. Добром и согласием, милосердием и жалостью ничего не добьешься. Всякий раз, когда мы оказываемся перед таким выбором, нужно вспоминать слово Рабы: чист. В споре между Силой и Милосердием еврей должен выбирать Милосердие.
Янкл МАГИД, Израиль
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции