Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 4 мая 2011
 2668

Глава «Эмор» — «Объяви священникам, сынам Аарона» Тема: священники (кегуна) По-братски «А главный священник, который будет из братьев своих, и на голову которого возлит елей помазания…» («Ваикра», или «Левит», 21:10) Почему Тора еще раз подчеркивает, казалось бы, очевидную вещь: что первосвященник должен быть из «братьев своих»? Действительно, простой смысл этого выражения в том, что первосвященник должен избираться из числа простых священников, что, как уже было сказано, очевидно и так. Но в этих словах есть и более тонкий намек: первосвященник, который призван искупать грехи всего народа, должен испытывать братскую любовь не только к своим собратьям-священникам, но и ко всему народу Израиля — к каждому еврею, и делить с ними горести и радости. Только такой человек достоин быть первосвященником в народе.  

Провидец (Хозе) из Люблина
Глава «Бегар» — «И сказал Господь Моше на горе Синай» 
«Деньги не ссужай под процент» (25:37)
Слово «процент» (нешех) имеет еще одно значение: «укус», и это не случайно. Когда даешь другому еврею деньги взаймы, будь приветлив, а не гляди на него волком, чтобы он воспринимал это как укус его самолюбию и человеческому достоинству.
Сборник «Млехет махшевет»

«Ибо пришельцы и поселенцы вы со Мной» (25:23)
Если разобраться, то «пришелец» и «поселенец» — разные, а в чем-то даже противоположные понятия. Так кто же мы в конечном итоге в этом мире: «пришельцы» или «поселенцы»?
Всевышний объяснил еврейскому народу, что если они будут чувствовать себя «пришельцами» (герим) в этом мире, то в этом случае сам Творец будет «поселенцем» (тошав), т.е. будет постоянно присутствовать рядом, среди нас. Но если мы будем считать себя «поселенцами» (тошавим), которые сами устраивают свою судьбу, то Всевышний станет среди нас «чужим», т.е. «чужеземцем» (не дай Б-г!)
Сборник «Оэль-Яаков»

Шабат хазак! Окончание изучения и чтения 3-й книги Торы — «Ваикра», или «Левит» 
Глава «Бехукотай» — «Если вы по уставам Моим будете поступать и заповеди Мои соблюдать будете»

«И Я пошлю мир («шалом») на землю, и будете ложиться спать, и нет никого, кто бы потревожил (ваш сон)…» (26:6)
Хотя здесь говорится не только про Израиль, а про мир на земле в целом, но смысл остается прежним. Где бы ни случались войны, в любой точке земного шара, они неизменно затрагивают и наш народ. Только если будет «мир во всем мире», можно говорить о спокойствии и благополучии еврейского народа.
«Ор-га-Йом»

«И Я поведу вас с высоко поднятой головой…» (26:13)
В тексте стоит слово «комэмиют», которое РАШИ переводит как «с высоко поднятой головой». Но почему это существенно? Животное, как известно, ходит, уткнувшись головой в землю, потому что именно там сосредоточены все его интересы. Для человека же более естественна другая походка — с поднятой головой. Но бывает, что человек тоже устремляет свой взор к земле: его начинают привлекать лишь земные, плотские интересы. И только если «по законам Торы будете жить», то у вас будет гордая, человеческая осанка, чтобы смотреть вверх — на Творца и жить духовным интересами.
Магид из Межерича

Начало изучения 4-й
Книги Торы — «Бемидбар», или «Числа»
Глава «Бемидбар» —
«И было в пустыне»
«У колена Шимона – глава Шлумиэль бен Цуришадай» («Бемидбар», или «Числа», 1:6)


В еврейской традиции неудачник и «шлимазл» имеет еще одно шутливое прозвище: «Шлумиэль» (возможно, просто по созвучию), и это не случайно. Исторически колено Шимона было самое бедное, и нищие большей частью были именно из этого колена. А Шлумиэль, как глава этого колена, воплощал в себе все его «лучшие» качества, как сказано (правда, по другому поводу): «Глава — это наше все».
Сборник «Осем-Босем»

«И каждый под знаменем своим, по знакам отчих домов их …» (2:1)
«Знаки отчих домов» — это те ориентиры в жизни и в поведении, которые оставили нам Отцы — наши учителя и патриархи. Именно они должны служить нам указателями, которым мы следуем в нашей повседневной жизни.
Сборник «Сфат Эмете»

К празднику Лаг ба-Омер
(В этом году — 22 мая)
Веселый Учитель

Изучая основы хасидского учения, мы не должны забывать, что оно уходит своими корнями в прошлое. Одним из первых в ряду великих мудрецов и учителей, которые раскрыли и донесли до нас эту мудрость, значится рабби Шимон бар Йохай, или РАШБИ (II век), автор знаменитой книги «Зогар», в которой изложены глубокие и сокровенные тайны Торы. Именно РАШБИ и его учение мы чествуем во время праздника Лаг ба-Омер.
Но ведь далеко не каждый способен прочитать этот труд (который к тому же написан на арамейском языке), а тем более понять его смысл. Так каким образом мы сможем ощутить связь с этим мудрецом и праведником? В связи с этим поучителен ответ одного из хасидов, простого и малограмотного человека, который уж точно не был способен понять идеи РАШБИ. На вопрос, чем вызвано его такое безудержное веселье в Лаг ба-Омер, он ответил, что «рабби Шимон бар Йохай очистил духовную атмосферу, в которой мы находимся, и этим сделал доброе дело каждому еврею, кем бы он ни был». А значит — и ему в том числе.
Но есть еще одно важное духовное завещание, которое РАШБИ оставил нам: не терять присутствия духа, не поддаваться унынию и быть постоянно веселым! А эта мысль понятна и доступна каждому еврею, даже самому простому и малограмотному. Но разве веселье — это «открытие» рабби Шимона бар Йохая? Или здесь тоже есть свой секрет и тайна?
Алтер Ребе утверждал, что для великого учителя как будто не было разрушения Храма: для него Храм продолжал существовать, как прежде. Ведь что такое разрушение Храма с точки зрения учения этого мудреца, если отвлечься от физической реальности и отойти от Стены Плача? Это великое сокрытие Б-жественного света в нашем материальном мире. Но для такого великого праведника, душа которого происходит из высших духовных миров (мира Ацилут) и который выше любых сокрытий и ограничений нашего мира, для него Б-жественный свет продолжает сиять, как и прежде. Для всех солнце зашло, но для того, кто способен подняться над линией горизонта — оно продолжает светить, как и прежде.
Изучая наследие великого РАШБИ, мы способны, пусть и на своем уровне, постичь суть явлений окружающего нас мира. И тогда мы вслед за ним увидим, что мир полон Б-жественного света, а трагические события, даже такие, как разрушение Храма, — лишь временное его сокрытие. Более того, поскольку таков замысел Творца, то цель всегда позитивная — преодоление и последующее раскрытие, когда мы можем достичь большего. А если так, то тогда нет места печали. Это, пожалуй, один из главных уроков рабби Шимона бар Йохая. Поэтому место его захоронения в Мироне — постоянное место паломничества и источник радости и веселья, а вовсе не печали (не дай Б-г!) — ведь он этого очень не любил. Так завещал великий учитель.
Ребе на Лаг ба-Омер
В бытность Митл Ребе (2-й Любавичский Ребе, 1774–1827)1 празднование Лаг ба-Омер превращалось в яркое и запоминающееся событие. А как же иначе, если сам Ребе вместе со всеми делал лехаим (чего обычно он не мог себе позволить по состоянию здоровья)? Во время таких празднований происходило много необычного и чудесного, поэтому неудивительно, что хасиды целый год с нетерпением ожидали следующего Лаг ба-Омер.
Ребе РАЯЦ (6-й Любавичский Ребе, 1880–1950) рассказывает:
– Когда мне посчастливилось в 1929 году побывать на Святой земле, мне довелось услышать, как местные евреи делятся друг с другом своими впечатлениями от посещения святых мест: «Я побывал у РАШБИ», «А я направляюсь к рабби Элазару», «Я заходил к рабби Акиве, а теперь хочу проведать рабби Хию». Они это произносили так, как иной человек может сказать: «Я зашел в гости к соседу». Но если это говорят вполне искренне, как нечто очевидное, то в этом проявляется истинная связь с душами праведников, которую можно ощутить, посещая святые места их захоронений — иштатхут.
Ребе РАЯЦ свидетельствует, что там же он услышал, как РАШБИ называли «веселым учителем» — «ребе самеах-у-месамеах», который веселится сам и веселит других. Радость и веселье — это, конечно, само по себе неплохо, но главное, что они объединяют еврейский народ в одно целое. А единство — это главное условие прихода Мошиаха. Поэтому говорят наши учителя: «С этим сочинением мудреца — книгой “Зогар” — мы выйдем встречать нашего праведного Мошиаха с Б-жьим милосердием». Скоро, уже в эти дни!
___
1Митл Ребе и РАШБИ: между их душами существовала особая духовная связь.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции