Записки меломана

  Яков Коваленский
 11 марта 2012
 3125

В конце минувшего года я побывал в Великобритании, где окунулся в оперный мир Лондона. О блистательной постановке оперы Чайковского «Евгений Онегин» в Английской национальной опере (ENO) мы уже писали. В этом же театре состоялась премьера редко идущей оперы французского композитора Жана-Филиппа Рамо (1683–1764) «Кастор и Поллукс». Это одна из лучших опер эпохи французского барокко. Театр впервые обратился к творчеству Рамо и выбрал вторую редакцию оперы 1754 года.

Для постановки спектакля пришлось перестроить всю исполнительскую систему, так как оперу постарались исполнить в аутентичной манере на исторических инструментах с небольшим составом оркестра. Дирижировал Кристиан Кернен, который часто руководит исполнением старинных опер в театрах Англии и других стран Европы. Он уже ставил спектакли в ENO. Режиссер-постановщик Барри Коски родился и учился в Австралии, а последние годы живет в Берлине и руководит «Комише Опер». Это его дебют в ENO.
Действие оперы Рамо происходит в Древней Греции, в Спарте — по либретто, там живут боги и смертные люди. Действие спектакля происходит в наши дни, но людскими судьбами руководят древнегреческие боги. Герои оперы — два брата: Кастор и Поллукс. Они любят одну и ту же девушку Телаиру. История обычная для всех эпох.
Музыкальная сторона спектакля хороша: оркестр, состоящий из старинных инструментов, играл чисто и довольно выразительно, нежным и прозрачным звуком. Можно высказать только один упрек дирижеру — не всегда яркое tutti оркестра, словно Кернен боялся разрушить мелодически спокойное течение музыки. Также мало динамики было в исполнении. Все певцы пели в обычной классической манере, не похожей на аутентичное исполнение.
В роли Кастора выступил тенор Аллан Клейтон. У него небольшой голос, в первом действии он был несколько зажат, а во втором — стал более эмоционален, голос раскрепостился. Исполнитель роли Поллукса баритон Родерик Уильямс выделялся роскошным голосом и потрясающей энергетикой. Конечно, певцу было тесно в этой спокойно-созерцательной музыке. Каждая его ария и дуэты с Телаирой и Фебой (спартанской царицей) вызывали шквал аплодисментов.
Родерик Уильямс знаком московским меломанам. Певец блестяще выступил в Москве на 31-м фестивале «Декабрьские вечера» во время концерта в честь открытия выставки, посвященной английскому художнику У. Блейку. Он пел песни английских композиторов Р. Воан-Уильямса и Б. Бриттена на стихи Блейка, а также собственные песни на стихи Блейка — интересные и тонко исполненные. Слушая его красивый и сочный баритон, можно было по-настоящему оценить мастерство певца.
В опере Рамо Телаиру исполняла молодая солистка театра сопрано Софи Беван. У нее красивый, легкий голос, хорошая артикуляция. Фебу пела сопрано Лаура Татулеску, к сожалению, недостаточно выразительно. Это ее дебют в театре.
Постановка и режиссура спектакля отличались экстравагантностью, моментами — даже глупостью с большим количеством неприличных сцен. Эмоции исполнителей проявлялись не через пение, а через безумные движения, точнее сказать, сплошную беготню по сцене. Но эта режиссура не объясняет психологии персонажей и мотивации их поступков. Во втором действии, когда события происходят в другом мире, все артисты полностью обнажены, что представляется совершенно лишним. Также много абсолютно неприличных мизансцен, которые ничего не добавляют к пониманию оперы. Оформление спектакля очень странное — огромная коробка (деревянная или пластмассовая?), какие-то могилы, в которых исчезают герои, при этом персонажи одеты в современные костюмы. Английская публика сдержанно (а кто-то и возмущенно) встретила этот спектакль. Режиссер хотел оживить лирическую музыку Рамо, а в результате постановка оказалась невнятной и безвкусной. Спектакль состоит из двух мало связанных частей: интересная музыкальная часть и почти скандальная постановочная. Они существуют параллельно, мало пересекаясь друг с другом. Если сравнивать с постановкой «Евгения Онегина», то опера Рамо не прочтена в соответствии с замыслом композитора и выглядит нелепой, как дань глупой моде.
В знаменитом и «крутом» королевском театре Covent Garden я слушал две оперы: «Сомнамбулу» Беллини и «Травиату» Верди. «Сомнамбула» была поставлена Марко Марелли в 2002 году для Венской оперы. В 2010 году мне довелось видеть этот спектакль в Парижской опере, а теперь — на сцене Covent Garden. Это реалистическое и вполне добротное прочтение оперы, написанной Беллини в 1831 году.
События происходят в горной Швейцарии: прекрасные виды из окон отеля (по другой версии, это санаторий). Действие перенесено в наши дни, на персонажах современные одежды. Слава Б-гу, на сцену приятно смотреть, и все мизансцены понятны зрителям. Это редкий случай в оперных театрах мира. Часто либретто переделывают таким образом, что невозможно понять, где и когда протекает действие.
Оперный стиль Беллини — это потрясающей красоты и сложности мелодии, требующие от исполнителей умения петь бельканто. Главную партию Амины исполняла молодая американская певица Эглизе Гутьеррес. Она родилась на Кубе, училась в США и уже сделала международную карьеру. У нее красивый, сильный голос, которым она владеет в совершенстве, настоящее бельканто. Все сложнейшие пассажи и многочисленные верхние ноты звучали легко и без всяких видимых усилий. У нее хорошая внешность и несомненный драматический дар.
Главного героя спектакля — Эльвино — пел испанский тенор Селсо Альбело с неважной артикуляцией и сильно зажатым голосом. Его дуэты с Э. Гутьеррес были просто провальны: певица давала много звука, а тенор сник, и его моментами не было слышно. Очень жаль. Графа исполнял известный итальянский баритон М. Пертузи. Он уже немолод, но голос не потускнел и звучал красиво и без всякого напряжения. Настоящая итальянская школа.
Дирижировал оперой израильский дирижер Даниэл Орен, большой мастер и крупный музыкант, частый гость Парижской оперы и итальянских театров. Д. Орен родился в Тель-Авиве, в детстве пел в синагоге, учился в Израиле и Берлине под руководством великого Г. фон Караяна, на конкурсе его имени получил премию. Под его руководством «Сомнамбула» звучала выразительно и нежно.
В целом, благодаря выразительной игре оркестра, мастерству дирижера и прекрасному пению героини и других солистов постановка «Сомнамбулы» произвела хорошее впечатление.
К сожалению, это нельзя сказать о другом спектакле театра Covent Garden — опере Верди «Травиата». Поставлен спектакль Ричардом Эйром давно и явно нуждается в обновлении, а декорации — в переделке. Главную партию исполняла молодая американская певица Айлин Перес. Она окончила Академию вокального искусства Индианского университета и в 2006 году участвовала в различных международных конкурсах, где получала призовые места. У нее красивый, но небольшой голос, и пела она на виденном мною спектакле не совсем удачно. В начале оперы она пела хорошо (хотя колоратурные пассажи звучали напряженно), и в большом дуэте с баритоном во втором действии Перес была убедительна — ей удалось спеть и сыграть отчаяние перед разлукой с любимым Альфредом, но в финале спектакля у нее пропал голос, и певица кое-как дотянула спектакль.
Герои «Травиаты» были безоговорочно хороши. Альфреда пел польский тенор Петр Бесчала — красивый, элегантный, с выразительным голосом (хотя в его голосоведении уже чувствуется некоторая усталость). Партию Жермона исполнял выдающийся британский певец Саймон Кинлисайд. Слушать его — большое наслаждение. У него ровный и сильный баритон, дивный тембр. Он поет более двадцати лет, но при этом не перестал блестяще владеть своим голосом. Все сцены с его участием были не только спеты совершенно, но и сыграны на высоком драматическом уровне. В общем, героем оперы «Травиата» был певец, который фактически разрушил счастье героини. Какой парадокс!
Дирижировал Патрик Ланж. Оркестр звучал не всегда одухотворенно и возвышенно, не ощущалась мощь Верди, часты были не совсем сбалансированные оркестровые эпизоды. Всё это говорит о небрежности исполнения и недостаточности, на мой взгляд, репетиций оркестра и хора. Что-то неблагополучно в королевском театре. Может быть, виновен очередной финансовый кризис. Во всем мире наблюдается снижение уровня исполнения в больших академических театрах, при этом растет мастерство и значение новых и молодых театров. Б-г им в помощь!



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции